16+

Владимир молодой

Какие гуманистические идеи лежат в основе нашей системы образования? Могут ли школы Владимира дать детям нечто большее, чем багаж необходимых знаний? Какой видится молодежь со стороны учительского стола? Об этом, а также о том, как образовательная среда может повлиять на подрастающие умы и направить молодую и дерзкую силу на путь созидания, – наш разговор с гостем выпуска, заслуженным учителем РФ, начальником управления образования города Владимира Галиной Фроловой.

– Галина Васильевна, с точки зрения вашего огромного опыта педагога, как вам современное поколение молодых?
– Что мне нравится в наших старшеклассниках, так это то, что каждый имеет собственное мнение, свою оценку того или иного события, но в то же время открыт к диалогу. Активная жизненная позиция – вот что непременно должно быть у молодых людей. К счастью, большинству мальчишек и девчонок сегодня чужда инертность, как социальная, так и общественная, и они с радостью откликаются на предложение поучаствовать в том или ином проекте, которые мы определяем в нашей совместной работе со школами. Задача образовательной сферы – не просто дать знания и навыки, а поддержать, развить талант ученика, не важно, в чем этот талант проявляется, в учебе или, скажем, в спорте.
На мой взгляд, любой школьник может и должен себя проявить: <пятерками> ли в дневнике, общественно полезными делами, творческими проектами. Ростки этой общественной активности потом вырастают в деятельность молодежного парламента или молодежного правительства. Главное, чтобы новое поколение смогло преумножить наши лучшие традиции с учетом новых социально-экономических условий.
– Иными словами, ваша задача воспитать не просто всезнаек, а настоящих граждан России.
– Именно. Цель каждого педагога – выпустить во взрослую жизнь человека, обладающего определенными жизненными ориентирами. Человека, который, в первую очередь, любит свою семью, свой дом, город, в котором родился и живет, и для которого творит и трудится.
– И какие конкретные шаги для этого делаются в системе образования города?
– Прежде всего, создана оптимальная сеть образовательных учреждений, благодаря чему мы можем обеспечить запросы населения на образовательные услуги. Ведь без нормальной системной работы дошкольных учреждений, школ, гимназий и лицеев трудно говорить о воспитании достойной смены. К счастью, за последние годы, несмотря на сложную финансовую ситуацию, ни одна школа или детский сад не были закрыты или ликвидированы. Более того, открываются новые учебные заведения. Например, принято решение по реконструкции трех детских садов в микрорайоне Энергетик, Оргтруд и Юрьевец, которые долгое время не использовались по назначению.
С уверенностью могу сказать, что этих результатов могло и не быть, если бы не было системной работы на муниципальном уровне. Любая просьба, любое предложение, с которыми мы обращаемся к главе города Александру Рыбакову по тому или иному проекту, всегда находят поддержку. Благодаря инициативе главы Владимира в рамках приоритетного национального проекта <Образование> проводятся и муниципальные конкурсы: <Детский сад года>, <Лучший класс года>, <Педагог года>. А общий объем муниципальной поддержки городских школ – участников конкурса <Лучшая школа> за последние три года составил 6 миллионов 650 тысяч рублей. Эти деньги пошли на приобретение лабораторного оборудования, учебных программ на обеспечение методической базы, модернизацию материально-технической составляющей.
Результаты нашей общей работы – в достижении наших воспитанников: ежегодно владимирские школьники становятся обладателями гранта президента. В 2007-2008 учебном году президентской премии были удостоены воспитанники автомодельного спорта ДДЮТ Сергей Степанов, Владимир Богданов и Михаил Карелов, воспитанница студии исторического костюма <Глория> Дворца детского творчества Арина Григорьева, победительница всероссийского конкурса краеведческих работ <Отечество> ученица школы № 7 Вероника Гавриченко, воспитанник городской станции юных натуралистов <Патриарший сад> Григорий Глухов, победитель и призер городских, региональных и всероссийских олимпиад по математике, выпускник гимназии № 23, а ныне председатель совета директоров детского общественного объединения <СТС Гармония> Дмитрий Кусков и неоднократный победитель олимпиад по биологии, физике, информатике и английскому языку ученик гимназии № 23 Андрей Гуськов.
– Могут ли муниципальные учреждения образования Владимира дать детям нечто большее, чем багаж необходимых знаний?
– Как мне кажется, созданная сегодня сеть дополнительного образования как раз позволяет обеспечить запросы старшеклассников в плане реализации их творческих способностей. Особое внимание уделяется спорту. В этом году легкоатлетическая школа (СДЮШОР №4) переехала в новое здание физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Парижской Коммуны, в действительно хорошее помещение, где созданы все необходимые условия для занятий.
Есть еще одно интересное учреждение – юношеская автомобильная школа, с прекрасной, нетривиальной программой. Ребята изучают правила дорожного движения, учатся вождению. А главное, став студентами, мальчишки и девчонки не бросают свой коллектив, участвуют во всероссийских автомобильных пробегах, проводят большую профилактическую работу в школах и школьных лагерях, многие впоследствии становятся инспекторами ГИБДД.
Центром воспитательной системы Владимира можно назвать Дворец детского (юношеского) творчества. Его воспитанники – это не только дошколята и школьники, но и студенты, учащиеся колледжей. Сегодня любой молодой человек может при желании воспользоваться услугами, которые предлагает ДДЮТ. Главное, чтобы ребята помнили: с окончанием учебы в школе не заканчивается работа клубов – приходите, участвуйте.
Очень интересную программу <Семья, нравственность, культура, здоровье> сегодня реализует Детский оздоровительно-образовательный центр. Как мы видим из названия, в основе программы – основополагающие ценности, привить которые детям – наша основная задача. Причем центр не отказывает никому, туда приходят родители и со школьниками, и ребятами помладше. Если у ребенка есть проблемы, будь то в обучении или в общении, ему обязательно помогут.
Возможность освоить востребованные сегодня рабочие специальности всем желающим предоставляет городской межшкольный комбинат. А штатные психологи созданного на его базе Центра по профориентации помогут каждому конкретному молодому человеку выявить те или иные наклонности и подобрать наиболее подходящую профессию.
Уже второе лето на базе муниципального загородного оздоровительного лагеря <Дружба> совместно с управлением по делам молодежи мы проводим творческую профильную смену <Гвардеец>. Ее участники – старшеклассники, студенты учреждений начального и среднего профессионального образования и трудновоспитуемые подростки, с которыми занимаются кадровые офицеры ракетной части. Смотр военной песни, метание гранат, кросс, разборка и сборка автоматов и прочие военно-прикладные дисциплины – одним словом, смена пользуется большой популярностью среди ребят всех возрастов.
Если еще в прошлом году нам приходилось убеждать школьников в том, что это будет интересно, то в этот раз нас буквально завалили заявками. <Если сегодня эта форма востребована, значит, наша задача - найти дополнительное финансирование и обеспечить путевками всех желающих>, – сказал по этому поводу глава города Александр Рыбаков. А значит, уже на следующее лето 2009 года увеличим количество мест на эту смену…
Все это стало возможным потому, что наши педагоги работают ради счастливого будущего нашей молодежи. Для всех нас это не просто профессия – это наша жизнь. Каждый день учитель проживает со своими учениками, воспитанниками, получает от них заряд бодрости, оптимизма и в то же время отдает частичку своей души и сердца. И, наверное, это хорошо, когда ребенку есть к кому обратиться за советом и помощью, а главное, получить их.

Галина Фролова коротко о себе
Осознание того, что я хочу посвятить себя педагогике, пришло еще в школе. Вот почему я всегда говорю, насколько важно помочь каждому школьнику с самоопределением, ведь если с помощью учителя он сделает правильный выбор, у него будет по-настоящему счастливая жизнь.
После окончания педагогического института я, ни минуты не задумываясь, с радостью поехала по распределению работать в одну из сельских школ Гусь-Хрустального района. Преподавала русский язык и литературу в Ильинской средней школе, долгое время работала во владимирской школе № 21, сначала учителем, потом – организатором внеклассной работы, заместителем директора по учебно-воспитательной работе и, наконец, директором.
Затем перешла на работу в отдел народного образования Фрунзенского района Владимира. Работала инструктором в учебном отделе обкома партии и в областном отделе народного образования, где я прошла путь от начальника отдела до заместителя директора уже департамента образования областной администрации. С 2002 года работаю начальником управления образования. Я не мыслю себя в какой-то другой сфере деятельности, кроме образования: моя профессия – это моя жизнь.

Беседовал Владимир МИХАЙЛОВ

Просмотры: