16+

Хрустальное яблоко раздора

Не свое не жалко?

Прежнее музейное руководство – сначала Алиса Аксенова, потом Светлана Мельникова – неоднократно говорило о том, что за свое будет стоять насмерть. Георгиевский собор, где тридцать три года назад открыли Музей хрусталя, удалось превратить в уникальное выставочное пространство: свет, атмосфера, грамотное расположение экспонатов, с помощью которых можно было получить полное представление о развитии стекольного дела на Руси. Соборная акустика позволяла проводить в музее концерты (как правило, камерной и классической музыки – даже фольклору и джазу не давали хода в храм, чтобы нечаянно не оскорбить чувства верующих). К слову, верующие активизировались только однажды, еще в 90-х: тогда излишне рьяные сторонники возвращения церковной собственности рвались «перебить бесовское стекло». В тот раз их удалось остановить – кстати, с помощью местного священства. Что касается РПЦ, то в последний раз предложение вернуть Георгиевский собор звучало в сентябре 2013 года. Тогда ВСМЗ напомнил, что в период с 1991-го по 1996 год музей передал церкви 17 объектов, и их содержание часто оставляет желать лучшего.

Неожиданная, буквально в одночасье случившаяся в июне этого года отставка Светланы Мельниковой и назначение на ее место бывшего руководителя «Горок Ленинских» Игоря Конышева заставила заподозрить, что в этой истории могут быть новые, неожиданные повороты. Во время знакомства с новым директором был задан вопрос о его отношении к реституции. «Я такой человек, которому можно только давать, а отобрать у меня что-то очень трудно. Основная задача, которую я ставлю перед собой, ‑ это гармонизация отношений государственного учреждения культуры с РПЦ», – сказал тогда Конышев. Стоявший рядом с ним вице-губернатор Михаил Колков уточнил, что «музей накопил уникальный опыт совместного использования церковных объектов».

Пять лет на переезд

И вот на прошлой неделе состоялась встреча Игоря Конышева с руководством Владимирской митрополии, на которой новый директор ВСМЗ подтвердил готовность передать церкви Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также Знаменскую церковь в Суздале и Троицкий храм во Владимире. «Епархия уже давно отправляла заявку на возвращение церковной собственности, – рассказал редакции священник Андрей Сидоров, пресс-секретарь владимирской епархии. – Но мы считались с тем, что ВСМЗ был не готов передать некоторые значимые для них объекты, в том числе Георгиевский собор, Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале и Золотые ворота во Владимире. Сейчас руководство музея и епархии пришло к соглашению, и это очень отрадно. Церковь должна оставаться церковью».

Позицию директора музея узнать не удалось: Игорь Конышев собрался было пообщаться с журналистами на пресс-конференции, но в последний момент  перенес ее под предлогом болезни (при этом сам «больной» в этот день открывал научный фестиваль в музее). О судьбе, которая ждет Музей хрусталя, можно только догадываться по отрывочным сведениям из его предыдущих интервью. В частности, «Владимирским ведомостям» он заявил: «Для размещения лучшей в стране коллекции хрусталя здание Георгиевского собора не подходит. И дело не в претензиях Церкви, а в современных требованиях к размещению и экспонированию такой уникальной коллекции. По-хорошему нам нужно 2,5 тысячи метров современных, с хорошим светом площадей…»

«Никто не собирается выбрасывать хрусталь на улицу, – говорит священник Андрей Сидоров. – Епархия готова ждать, пока не появится более подходящее для музея помещение. Игорь Конышев утверждает, что этот вопрос разрешится в течение пяти лет. Со своей стороны мы готовы всячески способствовать музею: например, направить в Министерство культуры письмо с просьбой изыскать средства для строительства нового здания».

Ангар или замок?

photoКуда переедет гусевское художественное стекло? Пока есть несколько вариантов развития событий. Строительство нового здания музея – просторного, светлого и современного – самый невероятный из них. Куда более реалистично предположение, что музей получит какое-либо из пустующих помещений Гусевского хрустального завода (есть информация, что Игорь Конышев встречался с Алексеем Русаковским, одним из собственников предприятия, но по какому вопросу – неизвестно). Эта версия согласуется с заявлением самого Конышева в интервью ТАСС о том, что «сегодня гусевской музей нуждается не только в новых площадях, но и в переформатировании самого музейного пространства».

С одной стороны, есть определенная логика в том, что приезжающий в Гусь-Хрустальный турист сможет ознакомиться и с технологией стеклоделия, и лучшими образцами продукции. С другой стороны, сомнительно, что в ангаре хрусталь будет выглядеть так же впечатляюще, как в соборе. Кстати, в похожем пространстве находится Музей хрусталя в Дятьково. Экспозиция там, между прочим, более впечатляющая. Но слава «лучшего хрустального музея России» при этом все равно принадлежала именно гусевскому музею.

Есть также гипотеза, что музей может переехать в рекреационную зону, которую создают на водохранилище Гусь-Хрустального – правда, там о площадях в 2,5 тысячи метров и речи быть не может. Самый смелое – но при этом небеспочвенное предположение – что коллекция найдет пристанище в имении Храповицкого: площади там воистину огромные, и чем их заполнить, до сих пор было не очень-то понятно – но разговоры шли именно про дворянский быт, историю XIX века, подъем промышленности и т.п. Правда, до этого надо дождаться конца реконструкции здания – а она, к слову, пока даже не начиналась: дело еще на стадии подготовки и согласования проектно-сметной документации.

В тему:

Собор был построен в 1901 году по проекту известного архитектора Леонтия Бенуа на средства стеклопромышленника Нечаева-Мальцова в стиле русской базилики. Интерьеры собора были оформлены при участии художника Виктора Васнецова. В 1924 году собор был закрыт для богослужения, и в его здании был открыт Дворец Труда. В разное время там располагались и склады, и кинотеатр. В 1983-м в здании открылся Музей хрусталя.

11 лет заняла реставрация Георгиевского собора перед тем, как в нем разместился музей.

Церковь и пустота

До сих пор гусевским верующим хватало молитвенных площадей.

Гусь-Хрустальный, прямо скажем, не самый религиозный город нашего региона. Кроме Георгиевского храма здесь есть две церкви XVIII-XIX века и часовня – причем даже на большие церковные праздники они не то, чтобы переполнены. К тому же в июле этого года здесь прошла закладка первого камня в новый храм Николая Чудотворца, который строится на деньги местного мецената. Освящение места строительства провел митрополит Евлогий. «Храмов много не бывает, они востребованы всеми», – заявил он. Не очень понятно, много ли прихожан будет посещать Георгиевский собор, на котором, кстати, практически с революции нет ни куполов, ни колокольни. Дорогостоящая реконструкция, а также не менее затратное содержание храма, его отопление, необходимость практически ежегодного ремонта кровли –  главная причина, по которым гусевское священство не особенно претендовало на собор.

Прощание с Богородицей

Главное сокровище Георгиевского собора – работы художника Виктора Васнецова.

Васнецов написал для храма 5 картин, но сохранились лишь две – полотно «Страшный суд» размером около 50 квадратных метров и мозаика «О тебе радуется, Благодатная…». Полотно при желании можно демонтировать и вынести, а вот участь мозаики вызывает опасения. Ее могут убрать с глаз иконостасом (как произошло в Успенском соборе с фресками Андрея Рублева) либо загубить с помощью нарушения температурно-влажностного режима (как в случае с иконой Боголюбовской Богоматери). «Мы надеемся, что и после переезда из храма музей сохранит хорошие отношения с церковью и будет помогать нам заботиться о сохранности этого произведения, – говорит священник Андрей Сидоров.- Епархия готова прислушиваться к мнению профессионалов и предпринимать все усилия, чтобы мозаика не разрушилась. Что касается иконостаса – то можно установить в храме и одноярусный: такой, при котором мозаику можно будет по-прежнему видеть».

Фото проекта Лестница

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *