Юристам предлагают вернуть графские развалины

В Собинском райсуде будет рассматриваться тяжба из-за дома родителей Михаила Сперанского.

1dom4

Покупка старого дома, принадлежавшего в XVIII веке родителям великого русского реформатора, политического и государственного деятеля, графа Михаила Сперанского, довела нынешних владельцев до суда. Тяжба начнется в следующий понедельник, 3 октября, в Собинском районном суде.

Растаскивали по кирпичу

Спор имущественный, то есть фабула тут довольно избитая, но вот сам объект недвижимости, вокруг которого развернулась тяжба, уникальный. Это дом родителей Михаила Михайловича Сперанского – сподвижника императора Александра I, автора программы государственных реформ, видного государственного мужа, определявшего, без преувеличения, пути развития России.

Дом находится в селе Черкутино Собинского района. Это родина нашего выдающегося земляка, интерес к личности которого в последнее время резко возрос. Ответчиками по делу с «исторической подоплекой» станут нынешние владельцы строения. Администрация Черкутинского поселения намерена признать сделку по продаже дома недействительной.

Светлана Разумова, глава администрации Черкутино, сразу оговаривается: к нынешним владельцам дома вопросов нет. Сомнения в правильности оформления документов по сделке возникли к предыдущему хозяину. Именно у него группа владимирских юристов купила дом семьи Сперанского.

Впрочем, тот объект, который гордо именуется в документах, как памятник истории и культуры регионального значения, сегодня мало похож на дом. Без окон и дверей, полуразрушенная кирпичная коробка с дырявой крышей ветшала не один год. Как говорит адвокат Михаил Овчинников (один из нынешних владельцев), в дом страшно зайти.

– Его растаскивали на кирпич многие годы, – говорит он. – Поэтому и на сайте Avito в объявлении о продаже дома предполагался даже его возможный снос. Дом стянут тросом из-за опасения, что просто развалится.

Но, тем не менее, юристы решили стать собственниками дома «с историей». Комментируя приобретение, они говорили о том, что хотели внести свою лепту в сохранение памяти о великом земляке – не дать пропасть родовому дому самого Сперанского.

Они купили его в декабре 2015 года вшестером за 250 тысяч рублей. Планировали создать здесь небольшой музей и открыть библиотеку. Попутно зарегистрировали «Владимирское юридическое общество Сперанского». Таким образом, если судить по статусности и численности, в Черкутино прибавилось сил в команде тех, кто хотел бы усилить звучание имени Михаила Сперанского. Тем более что в июне в селе еще и улица Сперанского торжественно открылась.

Однако, как говорит Михаил Овчинников, спустя некоторое время юристам предложили продать дом администрации.

– Мы были не против, – говорит Михаил. – Но нам не дали никакого ответа по существу.

Но в марте нынешнего года новые владельцы дома получили по почте бумагу, из которой узнали, что в сентябре должны представить проект реконструкции здания. А завершить реставрацию – в 2019 году. Стоимость проекта, по предварительным прикидкам,  – 1,5-2 млн рублей.

А теперь отдайте!

Почему возник такой «нежданчик»? Дело в том, что сотрудники инспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области только с нынешнего года обязаны рассылать собственникам исторических зданий информацию об их обязательствах по охране объектов. Поэтому для адвокатов это и стало сюрпризом.

Покупатели признаются, что новость была для них неожиданной. При оформлении сделки они внимательно изучили все документы. Ни в одной бумаге не значилось, что дом – объект культурного наследия регионального значения. Ничего не знал об этом и предыдущий владелец – житель села Черкутино Владимир Морозкин. Он признавался, что покупал дом с теми ж мыслями – за державу обидно! Сам крышу перекрывал. И тоже ничего не подозревал о необыкновенном статусе строения.

Кроме того, юристы намерены были приводить дом в порядок постепенно. Но оказалось, что восстанавливать строение нужно в строго конкретные сроки, иначе – штрафы.

Сейчас приобретатели по консервации обязаны представить проект к сентябрю будущего года. Но стоит ли задумываться о нем в принципе? – вот в чем вопрос.

– Мы не удивимся, если суд вынесет решение в пользу администрации, – сказал «Призыву» Михаил Овчинников. – Однако правовых оснований для того, чтобы отобрать у нас дом, нет. Откровенно удручает, что пока дом разваливался, власти до него дела не было, но как только появились люди, желающие его восстановить, и которые при этом предали проблеме публичный характер,  тут же возник и «государственный интерес», – добавил Овчинников. – Вместо того, чтобы сказать спасибо, с нами судятся, хотя и мы хотим, чтобы дом был восстановлен, и они, якобы, хотят того же. В чем же проблема?

Ситуация, увы, очень российская. Примеров отъема частной собственности государством в новейшей отечественной истории немало. Причем, срочно востребованной недвижимость становится в тот момент, когда к ней появляется интерес у частников. В нашем случае, правда, удивительно, что государевы люди решили ее забрать до начала благоустроительных и строительных работ. Чаще бывает, когда власть приглядывает приведенные в порядок объекты.

Однако тот факт, что частная собственность у нас остается несколько виртуальным понятием, на корню рубит гражданскую инициативу, в том числе, и вот таких местных патриотов.

«Призыв» намерен следить за судебным процессом и судьбой родового гнезда известного российского юриста и государственного деятеля Михаила Сперанского в селе Черкутино.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение