18+

Академик из владимирской глубинки

04.06.2014

Рябинин5Село Ильинское Селивановского района далеко от университетов и морей. Какие университеты – даже школы нет, а из водоемов – невеликая речка Кестома. Однако именно в этом селе 1 июня 1925 года родился Игорь Алексеевич Рябинин – профессор и академик, в молодости ходивший на боевых кораблях и дослужившийся до звания контр-адмирала.

В знак признания заслуг нашего земляка перед мировой наукой и военно-морским флотом Международный библиографический центр в Кембридже 20 лет назад объявил Игоря Рябинина Человеком года.

Из художников в моряки
Когда будущий академик и адмирал появился на свет, его отцу, Алексею Васильевичу Рябинину, уже исполнилось 34. Мать, Зинаида Васильевна, была восемью годами моложе. Навсегда для ученого и моряка самым родным местом стал лесной край владимирской глубинки, а городок Судогда (тогда Ильинское относилось к Судогодскому уезду) казался для мальчика едва ли не самым большим на свете.

В 1930-м Рябинины переехали в Нижний Новгород, который два года спустя стал Горьким. Там Игорь окончил школу-семилетку, одновременно посещая художественную школу, так как таланты живописца у него проявились с детства. Подростка прочили в художники, но он неожиданно увлекся точными науками, и в 1933 году поступил в только что открывшуюся Горьковскую спецшколу ВМФ №3, где молодежь готовили в военно-морские училища. Там Игорь был одним из первых по успеваемости.
Тем временем грянула война. Как все подростки, будущий адмирал рвался на фронт, но вместо этого приходилось ходить на занятия и готовиться к экзаменам, делая перерывы лишь во время воздушных тревог. Горький бомбили, причем немецкие самолеты обычно метили в автозавод. В 1942-м отличника учебы Рябинина направили в Москву на подготовительные курсы, там в августе он принял воинскую присягу. После успешного окончания курсов 17-летний юноша поступил на электротехнический факультет Бакинского высшего военно-морского училища – лишь там, в относительном тылу на Каспии, можно было готовить кадры офицеров флота.

Рябинин9В октябре 1943-го как одного из лучших курсантов Рябинина перевели в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского, которое эвакуировали в Баку из осажденного Ленинграда. Начальником училища был племянник вдовы Ленина Надежды Константиновны Крупской, опытнейший специалист Михаил Александрович Крупский – будущий вице-адмирал.
«Секретный» профессор

В 1944-м курсант Рябинин отправился на морскую практику, проходившую на учебном корабле Балтийского флота «Комсомолец». Еще шла война. Порой экипажу и курсантам приходилось отражать атаки немецкой авиации. А потом началась учеба в пострадавшем от бомбежек и артобстрелов историческом здании Адмиралтейства.

Как сталинский стипендиат и отличник Игорь Рябинин в составе сводного полка ВМФ принял участие в Параде Победы в июне 1945 года. После окончания училища с «красным дипломом» его назначили командиром электротехнической группы новейшего эскадренного миноносца Балтфлота «Отважный», который достраивался заводом имени Жданова в Ленинграде. Вскоре способного молодого офицера перевели на ту же должность на эсминец «Стремительный».

Лейтенант Рябинин служил отлично, но хотел учиться дальше. В 1953-м он добился направления в Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А.Н. Крылова, а три года спустя окончил ее с золотой медалью и стал преподавателем кафедры электроэнергетических систем кораблей этой академии. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию и стал доцентом, а в 1962-м была издана его первая книга «Судовые самовозбуждающиеся генераторы».

В 1967-м в возрасте 42 лет Игорь Алексеевич защитил докторскую диссертацию на «закрытую» тему «Теория и методы количественной оценки надежности электроэнергетических систем атомных подводных лодок» и получил звание профессора, а в 1975-м стал начальником кафедры академии. Работы профессора Рябинина были строго засекречены. И хотя ему разрешалось участвовать в научных конференциях в СССР и даже за рубежом, ездил он в качестве якобы сугубо штатского профессора Ленинградского электротехнического института – для непосвященных это была его официальная «крыша».

В 1970-е годы Рябинин принимал активное участие в проектировании электроэнергетической системы тяжелых ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» – самых больших подводных лодок в мире. В итоге в 1978-м ученому была присуждена премия СССР «За работы по созданию и внедрению комплекса методов обеспечения высокой надежности оборудования».
В 1980 году «профессор ЛЭТИ» получил звание контрадмирала. «Рассекретили» его лишь в начале перестройки в 19 8 6 году.

Ученый с мировым именем

В 1989 году 64-летний контрадмирал Рябинин, награжденный за годы службы в ВМФ многими орденами и медалями, был уволен в запас, но его научная работа от этого не стала менее интенсивной. Профессор много лет занимался проблемой надежности, живучести и безопасности корабельных энергетических систем и структурно-сложных систем.

В общей сложности Игорь Алексеевич участвовал в академической подготовке сотен инженеров высшей квалификации для ВМФ, подготовил и консультировал более 50 кандидатов технических наук, десятки его учеников получили степень докторов технических наук (не только в России и странах СНГ, но и в Алжире, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Китае, Кубе, Сирии). Игорем Рябининым написано 12 книг, из которых две переведены на английский и японский языки.

В 1992 году Рябинин был избран действительным членом Российской академии естественных наук, а в 1993-м -почетным членом Академии транспорта РФ. Позже ему было присвоено звание почетного профессора Военно-морской академии.

На Всемирном конгрессе «Итоги тысячелетия» 22 ноября 2000 года Игорь Рябинин выступил с этапным докладом «Экологические последствия военных действий и диверсионных актов». На Международной научной школе «Моделирование и анализ безопасности, риска и качества» 18 июня 2001 года академик Рябинин сделал важный вывод: «Специалисты по безопасности должны думать и действовать не с позиции работоспособности, а с позиции диверсантов, ищущих как можно больше возможных кратчайших путей опасного функционирования системы». Это было сказано менее чем за три месяца до трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке!

Даже в преклонном возрасте творческая активность академика не иссякает. В 2011 году были опубликованы две очередные работы ученого-ветерана – ««Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных системах» и «Структурно-сложные системы и их формализация с помощью функций алгебры логики».

Возможно, вследствие многолетней засекреченности работ Игоря Рябинина и самого исследователя на его малой родине о нем знают мало или даже почти ничего. Нет его биографии и во «Владимирской энциклопедии». Между тем это ученый с мировым именем, фамилия которого обязательно должна быть увековечена во Владимирском крае.

На фото: Контр-адмирал профессор Игорь Рябинин и субмарина проекта «Акула» – самая большая подводная лодка в мире, в проектировании которой участвовал И.А.Рябинин

Loading...

Добавить комментарий