16+

Маркизы из владимирской глубинки

Грандмезон7Так сложилось, что Владимирский край стал второй родиной для потомков сразу нескольких французских аристократических родов с экзотическими и почти сказочными для наших мест титулами маркизов.

Иван Иванович Грандмезон

Маркиз Жан де Грандмезон был сыном французского аристократа, погибшего в Нормандии во время Великой французской революции. Эмигрировав, он нашел приют в Российской Империи. Здесь Иван Иванович Грандмезон, как стал он именоваться на новой родине, служил офицером, участвовал в Отечественной войне 1812 года, в том числе в Бородинском сражении, и закончил карьеру подполковником.

Выйдя в отставку, женился на дворянской дочери Прасковье Николаевне Сафроновой и поселился во Владимире. В 1819 году Иван Иванович и его сыновья Александр и новорожденный Петр были внесены в Дворянскую родословную книгу Владимирской губернии и официально признаны владимирскими дворянами. Петр унаследовал от матери любовь к музыке и безудержную страсть к театру. Он был военным врачом и умер в 1872-м в 63-летнем возрасте. Два его сына Рафаэль и Леонид по примеру деда стали офицерами и участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Грандмезон1Род Грандмезонов продолжили их дети: Николай Рафаэлевич, Петр, Николай, Александр, Анатолий Леонидовичи и Евгения Леонидовна Грандмезоны.

Реабилитированы посмертно
В 1899 году 51-летний надворный советник Леонид Петрович Грандмезон, после ухода со строевой службы состоявший чиновником ведомства Главного штаба и вышедший в отставку, вернулся во Владимир и обратился во Владимирское дворянское депутатское собрание с просьбой подтвердить принадлежность его семьи к владимирскому потомственному дворянству. Эту бумагу ему выдали.

Его сыновья, бывшие владимирскими дворянами с рождения, избрали по большей части военную карьеру. Прапорщик 11-го гренадерского Фанагорийского полка Петр Леонидович Грандмезон участвовал в боях Первой мировой войны и за храбрость получил орден св. Георгия IV степени. После октября 1917 года он работал железнодорожником, но уже 5 сентября 1918-го был арестован московской ЧК, обвинен в причастности к «контре» и расстрелян в 45-летнем возрасте через 9 дней после ареста. В 2003-м прокуратура Москвы реабилитировала его за отсутствием состава преступления. Памятью о Петре Грандмезоне, очень любившем музыку, остался написанный им романс на стихотворение поэта Алексея Апухтина «О, смейся надо мной…», который считается классическим.

Его брат Александр Леонидович Грандмезон после окончания Александровского военного училища в Москве служил в 3-м Перновском гренадерском полку, тоже воевал в Первой мировой и пропал в смутную пору революционных потрясений.

Николай Леонидович Грандмезон, дослужившийся в царской армии до капитана, во время гражданской войны возглавлял Крымский краевой банк, причем как при белых, так и при красных. Он оказался единственным среди детей Леонида Петровича, чья биография сложилась относительно благополучно.

Анатолий Леонидович Грандмезон сначала служил на Московско-Нижегородской и Муромской железной дороге, а при советской власти работал кассиром-инкассатором треста «Главникельолово». В декабре 1937 года он был арестован, 9 декабря осужден тройкой при УНКВД по Московской области по обвинению в антисоветской агитации и расстрелян 15 декабря на печально известном Бутовском полигоне за день до своего 61-го дня рождения. В июне 1958-го Анатолия Грандмезона посмертно реабилитировали.

Самый младший ребенок в семье Леонида Петровича Грандмезона, дочь Евгения Леонидовна, родившаяся в 1883 году, в 1908-м вышла замуж за студента Московской духовной академии Илью Николаевича Четверухина, который в 1911-м получил сан священника и степень кандидата богословия.

Грандмезон8После этого отец Илия священствовал в различных храмах Москвы. Несколько раз священника арестовывали, его супруга и дети бедствовали. В 1930-м батюшку осудили и отправили в лагерь на непосильные труды. 18 декабря 1932 года во время пожара лагерного клуба Илья Четверухин погиб в 46-летнем возрасте. В 1990-м его реабилитировали, а 12 марта 2002 года Священный Синод Русской православной церкви причислил отца Илию к лику святых.

Над Канадой небо сине

В отличие от двоюродных братьев, оставшихся в советской России и по большей части кончивших трагически, их кузен Николай Рафаэлевич Грандмезон в чине прапорщика в начале Первой мировой войны оказался на фронте, попал в окружение и был взят в плен. В офицерском лагере он стал рисовать, продемонстрировав большой талант художника. Особенно хорошо ему удавались портреты.

В 1918 году молодого офицера отпустили на родину, где бушевала гражданская война. Грандмезон оказался в рядах Белой гвардии и был отправлен в Англию для обучения, откуда в Россию не вернулся. После победы красных он стал эмигрантом и в 1923 году уехал в Канаду. В стране кленового листа Николай Рафаэлевич избрал местом жительства сельскохозяйственную провинцию Манитоба.

Там он хотел заняться фермерством, но стал профессиональным художником-портретистом. Большую известность ему принесла серия портретов канадских индейцев, выполненных в технике пастели, в которых мастер сумел передать не только внешний облик, но и душу этих суровых, гордых, независимых людей. Художник видел в индейцах «что-то очень близкое, почти как иконы из детства». Позже Грандмезон рисовал портреты индейцев и в США, и даже устроил мобильную автомобильную студию.

В 1959 году Николай Грандмезон был посвящен в почетные члены канадского племени пейган, получив имя Маленькое Перо. Канадское правительство высоко оценило деятельность художника из России. Он получил канадское гражданство и высшую награду страны – орден Канады. Художник скончался 23 марта 1978 года в городе Калгари в возрасте 86 лет.

Офицер и нумизмат
Грандмезон2Николай Рафаэлевич состоял в браке с Софьей Орестовной Дурново – тоже эмигранткой из России, получившей известность в качестве скульптора и на долго пережившей супруга (умерла в 2000 году в 88 лет). Их дети – коренные канадцы. Из них Орест Николаевич Грандмезон, скончавшийся в 1985-м, был художником-пейзажистом, дочь Тамара Шолерман – художник-портретист, ее сест ра Соня Эдвардс – искусствовед и артдилер.

В СССР род Грандмезонов продолжился от владимирского дворянина Николая Леонидовича Грандмезона – того, кто управлял банком в Крыму. Его сын Николай Николаевич Грандмезон тоже стал офицером, но уже в РККА. Во время Великой Отечественной он участвовал в первых боях на границе в июне 1941-го, в обороне Киева и Сталинграда, воевал на Юго-Западном, Сталинградском и Украинском фронтах.

Полковник Николай Грандмезон имел много наград, а после войны занимался военной историей и получил ученую степень кандидата военных наук. Ветеран поселился в Севастополе. С молодости он увлекался нумизматикой, и его коллекция монет стала одной из лучших в Союзе. Однажды редчайшую шумерскую монету, которой не было даже в Эрмитаже, у Грандмезона украли. Кража носила заказной характер – воры взяли лишь одну монету, не тронув остальные! В итоге полковник подарил бесценную коллекцию Государственному Историческому музею в Москве, где она находится до сих пор.

Так причудливо сложились судьбы владимирских дворян – потомков французских маркизов с хорошо запоминающейся фамилией Грандмезон.

На фото: Николай Рафаэлевич Грандмезон, священник Илья Четверухин, муж Евгении Грандмезон, Софья Орестовна Грандмезон, урожденная Дурново.

Просмотры:

Обсуждение 1

  • Марина:

    Спасибо за Вашу публикацию. Очень интересно. Я являюсь праправнучкой Леонида Петровича Грандмезона. Проживаю в г. Самаре. В Самарской газете под рубрикой исторические версии
    готовится статья о моём предке. Хотелось бы узнать какими
    информационными источниками вы пользовались? Если у вас есть какие-либо архивные документы, могли ли бы вы ими поделиться со мной. Может у вас есть доклад Букреевой С.В.,
    было бы интересно его посмотреть. Всего доброго. Успехов в вашем труде. С уважением. Осипова Марина Юрьевна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *