16+

Художник-академик из Веретьевского погоста

Н_Н_ХАРЛАМОВ1Со дня рождения художника-академика, нашего земляка Николая Николаевича Харламова (1863—1935) исполнилось 150 лет.

На нынешней территории Камешковского района в минувшем веке из 26 храмов 21 закрыли и порушили. Одним из них – в Веретьевском погосте. Храм был двухэтажным каменным с пятью куполами и высокой шатровой колокольней. Его закрыли в начале тридцатых годов ХХ века, а ограбили и подожгли в 1960 году. Причем не пожалели и последнюю обитательницу погоста, состарившуюся монашку. В народе бытует молва, что она сгорела в своей избе, стоявшей рядом с церковью…

Со временем погост стал труднодоступным местом, словно он отгородился от людей. Попасть сюда можно только летом, в сухую погоду или зимой на лыжах. Меня привели сюда остатки сохранившихся фресок. Разглядывая фрагментарную настенную живопись, я невольно представил, как в свое время испытывали творческие муки неизвестные пока мне владимирские богомазы. Как они терзались в поисках святых образов. Художники молились, постились и снова молились, чтобы обрести в себе единство духа и плоти, прежде чем приступить к богоугодному труду. После их деяния тысячи людей до разрушения храма стояли посреди расписанных ими стен и сводов, успокаиваясь в молитвенном покаянии, получая благословения на жизнь при крещении, скрепляя брачные узы венчанием…

Много достойных людей родом из этих мест. Среди них – художник Николай Николаевич Харламов, родившийся в Веретьевском погосте (поселок Веретево) 19 февраля 1863 года, но вскоре вместе с семьей переселившийся в Суздальский уезд, в село Гавриловское, куда перевели служить отца.

Николай учился во Владимирском духовном училище, окончил четыре класса Владимирской духовной семинарии в 1882 году, а через год поступил учиться в Петербургскую академию художеств. За полотно «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Николай Харламов был удостоен малой золотой медали и получил звание классного художника II степени.

После отбывания воинской повинности его назначили директором Холуйской школы иконописи. Николай Николаевич был талантливым преподавателем. Работы его учеников обратили на себя внимание на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Вместе с учениками художник расписал церковь в селе Тейково, тогда еще Шуйского уезда Владимирской губернии.

В 1896 году Николая Харламова пригласили участвовать в конкурсе оформления храма Воскресения Христова (храма на Крови) в Петербурге. С 1897 по 1900 годы он создал для мозаик интерьера храма 42 картона. По ним были набраны иконы: «Пантократор», «Христос во славе», «Евхаристия», 8 серафимов, 4 евангелиста, 4 ангела, а также изображения: «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Святой Василий Великий», «Святые Кирилл и Мефодий», «Святые Стефан Пермский и Исаакий Далматский», текст молитвы перед причастием и многое другое.

Вот что написала об этом искусствовед С. Климова: «Художник пытался возродить древние традиции иконописи, и не случайно именно ему было поручено создать ключевые композиции храма. Образы, созданные Харламовым, выразительны и монументальны. Это более 40 икон, среди которых и иконы алтарной части: «Христос во славе» и «Евхаристия».
Хочу напомнить, что храм Воскресения Христова – шедевр архитектуры и живописной мозаики, «жемчужина русской культуры» и единственный памятник Александру II, сохранившийся до наших дней. Конечно, после закрытия храма в 1930 году он был превращен в склад и понес невосполнимые утраты. Но в 1997 году вновь возродился после 27-летней реставрации. Сейчас храм Воскресения Христова действует как музей. У нас есть возможность познакомиться с творениями нашего выдающегося художника-земляка.
В 1910 году за полотно «Тайная вечеря» для собора Варшавы Николай Харламов получил звание академика живописи. Его живописные работы украшали также храм в Вене.

После октябрьского переворота в России в 1917 году Николай Николаевич работал в Вязниках заведующим подотделом искусства районного отдела народного образования, стал одним из организаторов и первым директором местного краеведческого музея.
После отъезда из Вязников в 1924 году он поселился жить в с. Тименка, в 28 километрах от Холуя. К сожалению, в последующие годы тем, к чем у его душа просилась, художнику Николаю Харламову заниматься не пришлось. Ибо в то время духовное искусство, библейские сюжеты никому были не нужны. Более того, писать полотна на христианские темы в те времена было небезопасным занятием. Чтобы выжить, академику живописи пришлось писать портреты ивановцев – участников революционных событий и картины с вождями. Понять это можно.

В 1935 году художник скончался, там же, в селе Тименка, он был и похоронен.

Николай Лалакин

Просмотры:

Обсуждение 1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *