18+
Погода: +16,5°C
Курсы валют: $33.06-0.14 44.1-0.17

Реформы ударили по карману перевозчиков

15.05.2013

xMG_4354В работе владимирских автобусных перевозчиков – два нововведения, и оба обязательные: это страхование пассажиров и применение тахографов. Выполнение требований законодательства сопряжено с большими затратами. В результате десятки автотранспортных предприятий области оказались на грани краха.

С бухты-барахты

С Нового года вступил в силу федеральный закон об обязательном страховании пассажиров на автотранспорте. Его цель – обеспечить пострадавшим при ДТП на автобусах людям денежные выплаты в качестве возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу. Четко распределены роли между перевозчиками, платящими за обязательное страхование, и страховщиками, выдающими компенсацию пострадавшим пассажирам. Применяется фактически та же схема, что и при обязательном страховании автовладельцев. Но за почти десятилетнее действие полиса ОСАГО большинство автолюбителей убедились в его несовершенстве. На слуху многочисленные случаи невыплат или выплат компенсации в меньшем, чем ожидалось, размере, судебные тяжбы, банкротство страховщиков… При этом цена на полис ОСАГО постоянно растет. Похоже, обязательное страхование пассажиров автобусов ожидает та же судьба.

- Закон долго обсуждался, и дебаты продолжились даже после его принятия, – говорит президент Ассоциации предприятий автомобильного транспорта по Владимирской области Александр Шапошников. – Глядя на то, как долго разрабатывались и уточнялись подзаконные акты, собственно, и устанавливающие «правила игры» на местах, никто из нас не думал, что они вступят в силу в ближайшее время. Но это случилось под конец года. И в январе 2013-го мы осознали, что в срок до 1 апреля нам нужно найти огромную сумму
для предоплаты годового страхового взноса.

С 1 апреля перевозчики обязаны заплатить страховщикам годовой взнос за пассажиров. Причем предусмотрена только авансовая система оплаты, хотя логично было бы платить по факту. Более того, сумма предоплаты – не менее 50% от общей суммы годового взноса. Есть только одно послабление -  платеж разбит на части: первый – до 1 апреля, второй – через 4 месяца после первого. Однако сумма взносов так высока, что эта отсрочка не играет особой роли. У перевозчиков с автопарком в 10-15 автобусов размер взноса равен примерно полумиллиону рублей! А у более солидных предприятий – несколько миллионов.

История про синяк
Один только стартовый платеж уже больно ударил по перевозчикам. В первый квартал т.г. прибыли практически нет, говорят они. Поэтому многим транспортникам пришлось привлекать кредитные ресурсы и экономить за счет ремонта техники.
Страхование пассажира на городском транспорте оценено в 14 копеек, на пригородном – 0,8-1,4 рубля, на междугородном
-  4,85-8 рублей. К примеру, если травмы пассажиров «конвертировать» в звонкую монету, расчет будет такой: за перелом руки – около 100-140 тысяч рублей, за синяк – до 2,5 тысячи рублей. Но это чисто умозрительно. В реальности пока все по-другому.
К примеру, случился переполох в салоне пригородного автобуса: водитель резко притормозил, и пассажир заработал синяк, шишку или, не дай Бог, более серьезную травму. Страховой случай. И можно надеяться на выплату. Но не тут-то было. Здесь, говорят перевозчики, начинается самое интересное.

- Механизм работы по страховому случаю не ясен. В законе говорится, что сотрудник автотранспортного предприятия должен составить некий акт, все запротоколировать, сообщить все сведения страховщику. А кто это будет делать? У водителя таких полномочий нет. Вызывать ГИБДД, «скорую»? На это уйдет масса времени, сорвется график движения, пострадают остальные пассажиры, -рассуждают перевозчики из Ассоциации. – Да и медики, скорее всего, не поедут за десятки верст из-за простого ушиба…

Старая практика
Владельцы ПАТП удивляются, зачем надо было городить такой огород, если до этого уже работал отлаженный механизм. Прежде на междугородных перевозках существовало добровольное страхование пассажиров. Ежегодно перевозчики платили за это взнос – 15-25 тысяч рублей. По итогам каждого месяца, если страховой случай не возникал, страховая компания возвращала перевозчику 40% этой суммы. Что самое главное, расходы по страхованию были заложены в стоимость билета. С каждого билета в карман перевозчика шло 1,5 рубля за страхование пассажира. Сейчас, получается, старый механизм отменили, а новый – дорогой и несовершенный.

Ассоциация предприятий автомобильного транспорта области еще в феврале обратилась в администрацию региона с просьбой внести коррективы в расчеты тарифа на проезд в городском и пригородном транспорте, учитывая появившиеся затраты на страхование. Но перевозчикам отказали, ссылаясь на то, что повышение стоимости проезда уже прошло в январе, а тарифы можно менять только раз в году.

Кстати, вопрос, платить или не платить страховой взнос, не возникает. За его неуплату грозит штраф в размере от 500 тысяч до миллиона рублей!

Казалось бы, с одной стороны необходимость страхования пассажиров не вызывает сомнений, однако к благой цели нужно идти продуманно. А сейчас иначе. Это подтверждает и статистика. За последние три года на междугородных перевозках зафиксирован только один случай, когда страховая компания выплатила пострадавшему пассажиру 12 тысяч рублей.

Куда ни кинь…
В результате поспешных реформ некоторые перевозчики, особенно на межмуниципальных и пригородных маршрутах, поставлены перед выбором: отказаться от части перевозок, в том числе нерентабельных, или уйти «в тень». К примеру, не легализовывать часть своего транспорта, тогда сумма страхового взноса значительно уменьшиться. Если выберут первый вариант, большая доля сельских перевозок, выгодных разве что в дачный сезон, будет отменена. В итоге жители периферии останутся без общественного транспорта.

Кстати, по мнению перевозчиков, убыточные перевозки по сельским маршрутам должен дотировать бюджет. Но понимания у чиновников эта позиция до последнего времени не находила. В итоге спрос за качество выполнения услуги перевозок высок, а поддержка – нулевая. И в такой ситуации вполне возможен второй вариант развития событий, когда перевозчики станут уводить часть бизнеса «в тень». Тогда сразу уменьшатся налоговые сборы.

Но, как бы ни развивались события, любой их поворот будет невыгоден и пассажирам, и перевозчикам, и чиновникам (они же ответственны за организацию работы транспорта). Поэтому так важно, чтобы власть обратила внимание на проблемы местных ПАТП, осуществляющих важную социальную функцию. Ведь многие жители сел и деревень не имеют другой возможности добраться до больницы, паспортного стола, собеса или Пенсионного фонда, кроме как на рейсовом автобусе.

Наказанные поневоле
Помимо обязательного страхования пассажиров, междугородным автоперевозчикам предписали обзавестись и контрольными приборами – тахографами. Причем аналоговые тахографы, установленные на многих автобусах, почему-то не подходят, их нужно в течение года заменить приборами, совместимыми с системой ГЛОНАСС. То есть фактически заново переоснастить автобусы.

Трудность в том, что тахографов с заданными параметрами практически невозможно найти в
продаже. Опытную партию, сделанную из китайских комплектующих, поставили на школьные автобусы. Перевозчикам их не хватило. Производители обещают наладить выпуск к середине лета, тогда поступит в продажу большая партия приборов. Но наказания никто не отменял: перевозчиков штрафуют уже сейчас! Сумма штрафа на водителя – до 3 тысяч рублей.

Сейчас на федеральном уровне обсуждается вопрос об отсрочке на год по требованиям оборудования тахографов. Но пока документа нет. Тем временем перевозчики вынуждены оплачивать штрафы, нести неоправданные потери. Было бы логично, считают местные ПАТП, если бы требования распространялись исключительно на новый транспорт. Некоторые старые автобусы вообще не приспособлены к установке новомодных приборов. Чтобы поставить тахограф, приходится нарушать электроцепь, а неумелая установка может привести к возгоранию. Так что для старого автопарка новомодные приборы контроля – еще и большой риск.

Помимо прочего, междугородные перевозки сейчас испытывают большие трудности, поскольку ежегодно пассажиропоток падает на 10%. На столичном направлении дела еще хуже – в нынешнем году пассажиропоток упал на 20%. Причина в том, что из-за «пробок» на автомагистралях многие предпочли железнодорожный транспорт. А еще в столице упал спрос на персонал, работающий вахтовым методом: нишу рабочих специальностей в Москве заняли иностранцы.

Анна Тумановская

Добавить комментарий