16+

Кто движется вперед…

Кто движется вперед…

В минувший четверг в зале Владимирского филиала Академии государственной службы при Президенте РФ яблоку было негде упасть.

На научно-практическую конференцию, посвященную вопросам стратегического управления регионом, собралось более 150 человек: ученые владимирских вузов и эксперты Московского института стратегического развития муниципальных образований, сотрудники областной администрации и представители муниципальных образований.

Обсуждали, как идет реализация стратегий муниципальных образований, и концептуальные подходы к стратегии развития области.

В стране всего 300 муниципальных образований имеют свои стратегии развития, и лишь треть регионов задумывается сейчас о собственных стратегиях. Владимирский опыт, как отметил замдиректора Института стратегического развития муниципальных образований Александр Балобанов, можно считать уникальным: 2 года назад здесь по постановлению губернатора Николая Виноградова были разработаны стратегии развития всех муниципальных образований, а в этом году – концепции развития целого ряда отраслей экономики и Концепция стратегии развития области.

Но если на уровне муниципалитетов процесс создания и реализации стратегий сегодня можно считать "обкатанным", то на уровне субъектов Федерации никакой "проторенной дорожки" до сих пор не существует – хотя необходимость такая есть.

– Период антикризисного управления завершается, – пояснил первый заместитель губернатора Владимир Веретенников. – И страна в целом, и регионы ищут новые пути развития, и сегодня перед нами стоит задача перехода от среднесрочного к долгосрочному планированию. Администрация области придает этой работе большое значение.

Сегодня в Концепции стратегии зафиксирована главная цель – улучшение качества жизни людей: ликвидация безработицы, повышение доходов населения, рост социальной защищенности.

Идти к этой цели можно по-разному: можно продолжать постепенное развитие, можно попытаться его ускорить, шире внедряя новую технику и наукоемкие технологии в производстве и новые подходы в управлении.

Однако реализовать такой инновационный сценарий непросто. По выражению первого вице-губернатора, "среда всегда враждебна к тем, кто движется вперед", поэтому при разработке стратегии нужно глубже проработать факторы, которые оказывают влияние на развитие региона, и попытаться обратить их в свою пользу. Например – глобализацию экономики.

Далеко не все регионы смогли ее использовать, и, скажем, в Тамбовской области появление иностранных инвестиций в размере $3 млн. еще считают большим достижением.

Во Владимирской, где предприятия с иностранным капиталом открываются практически каждый месяц, руководство области ставит другую планку:

– Мы привлекли $200 млн., но считаем это недостаточным. При таких темпах на обновление производственных фондов у нас уйдет 20 лет. А в развитых странах они обновляются каждые 3-5 лет, – продолжает Владимир Веретенников. Однако восполнить огромную потребность в финансовых ресурсах невозможно без изменения общего отношения к внешним инвесторам – иначе первому вице-губернатору еще не раз придется услышать от потенциальных инвесторов фразу, которой он не преминул поделиться с участниками конференции:

– Кажется, что благоприятный инвестиционный климат заканчивается на выходе из областной администрации.

Настороженное отношение к иностранному капиталу сохраняется и у простых жителей области, и даже у тех, кого нынче именуют "элитой". Между тем, создаваемые западными компаниями новые производства работают гораздо эффективней (отсюда и высокие зарплаты на этих предприятиях) и продукцию выпускают современную, способную выдержать любую конкуренцию.

Поэтому, если число таких предприятий увеличится, грядущее вступление России в ВТО перестанет быть "страшилкой", превратившись вместо этого в ресурс развития региона.

Подобных вопросов много. Но главное, пожалуй, в том, что с разных точек зрения одни и те же проблемы могут восприниматься по-разному. Подтверждение этому нашлось тут же. Замглавы Покрова Валентина Заметина обиделась за туристическую отрасль: вице-губернатор в своем выступлении назвал ее незаметной – на туризм сейчас приходится меньше 1% ВРП, – однако для многих городов эта отрасль значима, и неужели же ее не окажется в стратегии развития области?

Александр Балобанов взял на себя роль "переводчика":

– Соль в борще составляет меньше 1 процента, но попробуйте ее оттуда убрать. Владимир Викторович привел экономическую оценку сегодняшнего состояния туризма, но это не значит, что туризм не имеет значения для области в целом и особенно для ряда городов.

Вот такие "непонятки" и предстоит снимать – по словам Владимира Веретенникова, "должно быть одинаковое понимание стратегических целей и задач", причем одинаковое понимание не только разными уровнями власти, но и бизнесом, и обществом в целом.

И они тоже должны принять участие в разработке стратегии – ведь строить будущее области предстоит всем вместе, вместе претворять в жизнь сухие строчки Концепции:

– В стратегической перспективе Владимирская область рассматривается как социально-ориентированный регион, существующий и развивающийся в системе рыночных отношений.

Николай ХРОМОВ.

г.Владимир.

Просмотры: