16+

Загадка Корицкого

Сошел со старта

В отличие от отца, деда и прадеда, Владимир выбрал военную карьеру. Он получил воспитание в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе, а затем продолжил образование в Александровском военном училище в Москве. Там он состоял в роте Его Величества – шефом училища являлся сам император Николай II. Весной 1907 года юнкер Корицкий был произведен в подпоручики и выпущен в 43-й пехотный Охотский полк, дислоцировавшийся в городе Луцке Волынской губернии. В октябре 1910-го он получил чин поручика, а месяц спустя его перевели в 4-й гренадерский Несвижский генерал-фельдмаршала князя Барклая-де-Толли полк, входивший в состав 1-й Гренадерской дивизии и стоявший в Москве в Хамовнических казармах.

Служа в первопрестольной, поручик увлекся только «встававшей на крыло» авиацией. Вместе с товарищами-офицерами Дмитрием Макшеевым и Владимиром Юнгмейстером он в свободное от строевой службы время окончил школу авиации Московского военного округа, освоив пилотирование аэроплана на одном из первых столичных аэродромов на Ходынском поле (аэродром Императорского московского общества воздухоплавания). Получив свидетельство авиатора, в сентябре 1912 года Николай Корицкий был включен в число участников перелета по маршруту Москва – Богородск (ныне Ногинск) Московской губернии – Орехово-Зуево Покровского уезда Владимирской губернии и обратно в Москву.

Старт перелета назначили на вторую половину дня 15 сентября. Однако утром того же дня Корицкий, совершая пробный полет на своем гоночном «Фармане-7» французского производства, потерпел аварию. Как писал журнал «К спорту!», издававшийся в дореволюционной России, авиатор Корицкий, «пробуя мотор на предоставленном ему аппарате, делает круг над аэродромом и прекрасно спускается; но у него ломается задний ланжерон нижней плоскости около мотора, после того как не выдержала вертикальная стойка, проходящая над стойкой шасси». Таким образом, наш земляк сошел с дистанции еще до старта…

Вояж во Францию

Неудача не обескуражила молодого летчика. Он добился своего направления в Петербург на Офицерские теоретические курсы авиации, а потом и в Севастопольскую авиационную школу – тогда единственную в России. В декабре 1913 года Владимир Корицкий получил диплом военного летчика и вскоре был назначен в авиаотряд Гренадерского корпуса, где уже состояли его давние приятели и несостоявшиеся соперники по гонке сентября 1912-го штабс-капитан Юнгмейстер и подпоручик Макшеев.

После начала Первой мировой войны Гренадерский авиаотряд был отправлен в состав 4-й армии Юго-Западного фронта. Там произведенный в ноябре 1914-го в штабс-капитаны Корицкий на французских истребителях «Ньюпор» провоевал целый год, после чего в 1915 году был назначен командиром 18-го авиаотряда.

В декабре того же 1915-го шеф российских ВВС великий князь Александр Михайлович, двоюродный племянник Николая II, определил военного летчика Корицкого инструктором Севастопольской авиационной школы. Новые кадры пилотов он готовил около полугода, после чего летом 1916 года как «хороший летчик на всех [летательных] аппаратах» был отправлен в командировку во Францию.

Там Корицкого определили в «Заграничную комиссию по заготовке авиационного и воздухоплавательного имущества», которую возглавлял капитан Владимир Быстрицкий. Задачей этой комиссии была закупка самолетов, запчастей к ним и иной авиатехники для нужд российской армии. Однако деятельность Корицкого в качестве военного агента в союзной державе продолжалась менее полутора лет. Сначала Февральская, а потом Октябрьская революции 1917-го изменили привычный ход вещей.

Возвращение

Франция опасалась бунта в русском военном корпусе, до того сражавшемся на Западном фронте. Кроме того, французы боялись заключения Россией сепаратного мира. В такой непростой ситуации Владимир Николаевич весной 1918 года поступил на службу во французскую армию – летчиком в военную гидроавиацию. Однако французским морским пилотом он оставался недолго. Уже в декабре того же года в связи с окончанием боевых действий и сокращением армии летчик Корицкий оказался в отставке.

Летом 1919-го он собрался в Россию. Последний раз о нем написал полковник Леон Дюсиметьер – старший отряда русских летчиков в Париже, лаконично пометивший о штабс-капитане Корицком: «Ждет отъезда в Россию». Далее историки Первой мировой войны и отечественной авиации ничего не смогли найти о дальнейшей судьбе 33-летнего Владимира Николаевича Корицкого. Скорее всего, он должен был отправиться через Марсель и Средиземное и Черное моря в белый Крым и далее в армию генерала Антона Деникина.

Добрался ли наш земляк до русской земли или нет? Погиб ли он в рядах белых, попал ли к красным и был расстрелян или умер от свирепствовавшего в ту пору тифа – это до сих пор остается одной из многих загадок того смутного времени. Он точно навсегда растворился в небе, которое так любил…

ЦИФРА: 224 самолета насчитывала русская авиация к началу Первой мировой войны

На фото: Воздушный бой между русским и германским летчиками во время Первой мировой войны.

В тему:

Род архитекторов

В пригороде французской столицы Версале 28 июня 1919 года был подписан договор, официально завершивший Первую мировую войну.

Среди ликовавших французов меньше других радовался долгожданной победе военный летчик средних лет во французской офицерской форме. Это был наш соотечественник 33-летний Владимир Корицкий, служивший на гидропланах в составе ВВС Франции. Перед ним стоял непростой выбор: навсегда остаться на чужбине или же попытаться вернуться на Родину, уже почти два года охваченную пожаром Гражданской войны. Уроженец Владимира на Клязьме, штабс-капитан, военный летчик Корицкий решил ехать в Россию…

Род Корицких был внесен в Дворянскую родословную книгу Владимирской губернии еще в 1839 году. Этой чести удостоился уездный стряпчий коллежский асессор Андрей Григорьевич Корицкий, занимавший должности, сравнимые с постом нынешних районных и городских прокуроров. Родом из Виленской губернии, из шляхетства прежней Речи Посполитой, он служил во Владимирском крае с 1816 года, достигнув чина VIII класса, дававшего право на потомственное дворянство. У стряпчего Корицкого известны двое сыновей: Дмитрий и Антон. Первый получил известность в качестве владимирского губернского (в 1858-1864 гг.), а потом московского губернского архитектора.

Архитектором стал и представитель следующего поколения семейства Корицких – Николай. Выпускник Санкт-Петербургской императорской академии художеств, он почти два десятка лет служил владимирским епархиальным архитектором. По его проекту было построено немало храмов и зданий светского назначения. В частности, Вознесенский храм в местечке (теперь – городе) Камешково и Троицкий собор в Юрьев-Польском (он оказался явно не на месте, диссонируя с уникальным средневековым памятником архитектуры Георгиевским собором), а во Владимире перестроена колокольня кладбищенской Князь-Владимирской церкви и заново сооружена колокольня храма Константино-Еленинского монастыря. Николай Корицкий был исправным чиновником, дослужился до чина коллежского советника и стал кавалером ордена св. Станислава II степени.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *