16+

Загадка князей Пожарских

Принято считать, что род князей Пожарских, знаменитых в истории России, пресекся по мужской линии в 1685 году. Именно тогда умер стольник царского двора бездетный князь Юрий Иванович Пожарский – последний из внуков спасителя Отечества в годы Великой Смуты начала XVII столетия Дмитрия Михайловича Пожарского.
Генеалогия князей Пожарских в девяти поколениях ведет отсчет со второй половины XIV до третьей четверти XVII века. Последняя представительница знаменитого рода, сестра князя Юрия – Евдокия Ивановна Пожарская, по мужу Боборыкина, умерла 5 декабря 1738 года. С той поры, казалось бы, не осталось никого, кто мог бы претендовать на титул князей Пожарских.
Но вот тут-то и возникает неточность. Еще с начала 1800-х годов бытует версия, по которой род Пожарских отнюдь не прекратился. Об этом говорится в ряде серьезных исторических трудов и мемуарах конца XVIII – начала XIX столетий.
Суть этой версии такова: у последнего в роду князя Юрия Пожарского законных сыновей действительно не было, однако от дворовой девицы у него родился внебрачный сын Федот, который из-за своего происхождения права на княжеский титул, разумеется, не имел, но фамилию носил отцовскую.
Сын Федота Пожарского Евдоким получил место священника в селе Тума Суздальского уезда (это село ныне входит в Юрьев-Польской район). Если полагать, что скромный иерей Евдоким Пожарский ничего общего со знаменитыми князьями не имел, то последующие события выглядят совершенно необъяснимыми.
Сын сельского батюшки Филипп Пожарский избрал светскую карьеру и поступил на военную службу. В то время (время царствования племянницы Петра I императрицы Анны Иоанновны) сословная пропасть между провинциальным священником и благородным дворянином была огромна. Помещики обращались со священниками немногим лучше, чем со своими крепостными, не гнушаясь наказывать их телесно или жалуя деньгами, словно своих лакеев. Тем не менее, сын сельского священника Филипп Пожарский был не просто принят на военную службу, но получил офицерский чин, и не где-нибудь, а в лейб-гвардии Преображенском полку – одной из самых элитных воинских частей!
Если он был внуком последнего князя Пожарского, состоя, пусть и в неофициальном родстве с князьями Черкасскими, Долгорукими, Куракиными (представители этих громких фамилий в XVII веке были женаты на княжнах Пожарских), то его удивительная карьера вполне понятна. Если же считать Филиппа Пожарского лишь безродным однофамильцем угасшей княжеской династии, то его биография представляется совершенно фантастической.
При дочери Петра Великого императрице Елизавете Петровне Филипп Евдокимович дослужился до майора. При этом надо учитывать, что полковником Преображенского полка считалась сама государыня, а майорский чин в гвардии тогда был равен званию армейского генерала. Скорее всего, таким высоким чином императрица Елизавета наградила Пожарского за участие в дворцовом перевороте, который сверг немецкую партию при дворе и сделал царицей дочь Петра I. Получается, что если князь Дмитрий Пожарский завоевал трон для первого монарха из дома Романовых, то его возможный трижды правнук вернул престол правнучке царя Михаила Федоровича!
Выйдя в отставку в 1760-х годах, Филипп Пожарский проживал в своих имениях Суздальского и Шуйского уездов (откуда взялись имения у сына сельского священника?), а в 1784 году, вскоре после учреждения Владимирской губернии, даже был избран шуйским уездным предводителем дворянства. Скончался он в 1786 или в 1787 году.
Сын и наследник Филиппа Александр Пожарский поступил офицером в Кавалергардский полк – самый аристократический во всей русской армии. Дослужившись до экзотического чина генерала-провиантмейстера-лейтенанта, он скончался в 1802 году в возрасте пятидесяти лет от водянки. Его супруга, Аграфена Алексеевна, урожденная Безобразова (дочь одного из первых владимирских уездных предводителей), после смерти мужа (она была моложе его на 14 лет) вторично вышла замуж. Избранником вдовы Пожарской в 1807 году оказался владимирский губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков, который фактически стал приемным отцом и опекуном ее детей от первого брака – Филиппа и Алексея Пожарских.
Безобразовы принадлежали к одной из наиболее древних и состоятельных фамилий Владимирской губернии, а о происхождении и знатности князя Долгорукова и вовсе говорить не приходится. Опять получается, что внук и правнуки сельского священника запросто роднятся с аристократами? Или Безобразовы и Долгоруков воспринимали Пожарских практически как князей, лишь по историческому недоразумению утративших свой сиятельный титул?
А дальше произошло событие и вовсе символическое. Накануне открытия памятника Минину и Пожарскому в Москве в 1818 году Долгоруковы и Мальцовы (те самые, которым принадлежали заводы Гусь-Хрустального), а также их родные и друзья хлопотали перед императором Алексан- дром I, чтобы тот вернул княжеский титул сыновьям Александра Пожарского или хотя бы наградил их как носящих ту же фамилию, что и один из "виновников торжества"! Царь, правда, облагодетельствовать Пожарских тогда не соизволил. Но сама постановка вопроса примечательна.
Хотя князьями потомки Евдокима Пожарского так и не стали, их дворянское достоинство признавалось всеми, включая государя, безоговорочно. Род Пожарских был внесен в дворянскую родословную книгу Владимирской губернии, которая и сейчас хранится в фондах Государственного архива Владимирской области.
В последующие десятилетия потомки Евдокима Пожарского служили по военной и по гражданской части, хотя ничего особенно примечательного не совершили. Подпоручик Алексей Александрович Пожарский (пасынок князя Долгорукова) в 1812 году участвовал в Бородинском сражении. Филипп Пожарский-младший в 1830-е годы дослужился до чина полковника артиллерии, но рано умер от холеры. Пожарские породнились со многими родами владимирского дворянства, в том числе и с родственниками композитора Танеева. Всего потомки Федота Пожарского прослеживаются на протяжении семи поколений почти до 1917 года. Дальнейшая их судьба до конца не изучена. Сегодня немало лиц пытаются доказать свое родство уже не с непосредственно князьями Пожарскими, а хотя бы с их весьма вероятными внебрачными потомками.
Ныне одним из признанных авторитетов в изучении родословия Пожарских считается митрофорный протоиерей Сретенской церкви города Балахна Нижегородской области Александр Соколов, который посвятил этой теме две обстоятельные книги. Автору этих строк доводилось общаться с почтенным батюшкой (о.Александру уже за восемьдесят). Но даже исследования А.Соколова окончательную точку в истории родословной Пожарских не ставят. Справедливости ради нельзя не отметить, что сам историк-протоиерей – ярый сторонник княжеского происхождения "наших" Пожарских.
Возможно, где-то в архивах еще хранятся старинные документы, которые смогут пролить свет на тайну князей Пожарских и помогут разобраться с их запутанной родословной. Во всяком случае, исключать того, что среди нас живут потомки знаменитого воеводы Дмитрия Пожарского, нельзя.

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Просмотры: