16+

Облепиха, которую мы теряем

ОблепихаЗнаменитое ягодное хозяйство ждет хозяина.

Имя Семена Ковалева не зря пользуется уважением в Гусь-Хрустальном. Он вошел в историю города и как успешный руководитель производства, и как глава местной власти, и как человек, в весьма уже зрелом возрасте оставивший прежнюю деятельность, чтобы реализовать свою мечту: создать облепиховый сад, каких в стране не было прежде.

В 1963 году на базе Центральной генетической лаборатории имени И.В. Мичурина по инициативе Семена Николаевича Ковалева было организовано экспериментальное плодопитомническое хозяйство. За два с лишним десятилетия оно превратилось в центр, который ныне легко бы назвали «облепиховым кластером». Производство, передовая наука, актуальное для своего времени оборудование, полноценная хозяйственная база и, наконец, капитальные жилые дома для специалистов – все это стало явью среди гусевских лесов благодаря настойчивости директора.

DSC05973Всего в распоряжении хозяйства было около 200 гектаров земли, на 86 из них раскинулся сад, с куста удавалось собирать в среднем по 7-8 килограммов ягод. Период страды был сокращен до нескольких дней, благодаря специальным агрегатам, разработанным по проекту Ковалева.

Облепиха, калина, боярышник, барбарис, рябина стали основой для изготовления десятков полезных продуктов – масел и бальзамов, известных по всей стране. Не забывал бывший глава города и о «своих» – облепиховое масло и сок поставлялись на школьный пищекомбинат, становились основой для морсов и других напитков, укреплявших детское здоровье.

Работать и жить в Облепиху приехали люди из многих регионов Союза. Тем из них, кто остался, пришлось увидеть совсем другой сюжет.

Новая власть

К началу «лихих 90-х» директору-основателю было уже около 80 лет, кроме того, Семен Ковалев тяжело болел, в последние годы жизни почти не мог передвигаться. У руля встали его преемники, которые повели свою политику. Однажды настал момент, когда Семену Николаевичу просто запретили посещение хозяйства, возможно, потому, что дотошный старик не смог бы удержаться от критики.

При «новой власти» научная деятельность сворачивалась, утрачивались и результаты многолетней селекционной работы. Сначала директор Бугай решил сменить курс, заявив о приоритете калины над облепихой. Производство облепиховых масел и бальзамов, в конечном счете, попросту прекратилось. Пришедший ему вслед руководитель прославился тем, что развернул в Облепихе подпольный цех по производству алкогольной продукции. Под вывеской целебных настоев выпускался суррогат, состоявший преимущественно из разбавленной водой водки. Инициатива оказалась наказуемой: контролирующие органы ответили на этот эксцесс серьезными штрафами, которые привели хозяйство к банкротству (случилось это в 1998 году).

Все вокруг ничейное

Прошло еще немало времени, прежде чем в Облепихе появился новый хозяин, предприниматель Анатолий Выпирайло. Поначалу казалось, что с этим человеком в зарастающий сад придут, наконец, новые времена. Строительная фирма, которую возглавлял бизнесмен, на тот момент зарекомендовала себя делом – в райцентре ее силами строилось социальное жилье. Для Облепихи же был заявлен новый курс: здесь не только предполагалось организовать спа-центр с опорой на лечебные свойства чудодейственной ягоды, но и построить целый микрорайон соцжилья. Компания даже пыталась войти в федеральный проект, чтобы получить необходимое финансирование.

Но затем, в период финансового кризиса, компания свернула свою деятельность, а сам Анатолий Выпирайло в 2013 году проявился уже во главе департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области. Никакого интереса к своим «облепиховым наделам» он больше не проявлял. За последние три года лишенное какой-либо охраны и заботы хозяйство подверглось полному и окончательному разгрому. Его масштабы определялись безнаказанностью и наличием крупного дачного поселка по соседству.

Как водится, «зачистка» велась поэтапно – сначала исчезли остатки оборудования и цветмет, затем началась разборка сооружений на строительные материалы. Последнее производилось с привлечением тяжелой техники, кранов, так что от многих построек на территории хозяйства не осталось и следа. После расхищения кирпича и бетонных конструкций принялись за землю – теперь уже в Облепиху повадился экскаватор, оставивший по себе память в виде небольшого карьера на окраине сада.

Следы жизни

Пошли прахом не только труды поколения специалистов. Местным жителям тоже приходится туго. В поселке – два капитальных дома, чья жизнь тесно связана с инфраструктурой хозяйства. Электроснабжение удалось спасти только благодаря лесным пожарам лета 2010го, когда угроза возгорания заставила власти принять экстренные меры и заменить опоры. Подача воды до сих пор находится под угрозой – система в крайне изношенном состоянии, а здание насосной станции от обрушения отделяют считанные месяцы. Чудом сохранилась телефонная связь. Видимо, воры не решились вскрыть помещение АТС, находящееся в полуразрушенном административном здании.
Естественно, что никто не заботился о дороге к хозяйству и уж тем более о транспортном сообщении. Два капитальных дома стоят сегодня наполовину пустыми: жить здесь можно, но только тем, у кого есть личный транспорт и привычка к бездорожью.

…Благоустроенная прежде территория теперь зияет отверстиями разобранных колодцев, стремительно ветшают разгромленные здания. А на десятках гектаров дичает, постепенно вымирая, облепиховый сад Семена Ковалева – немало понадобится сил, чтобы вернуть ему прежнюю красоту и хозяйственную ценность.

Время новых надежд

Многочисленные сигналы от неравнодушных к судьбе хозяйства людей меж тем вынудили власти реагировать. Муниципалитет и представители коммунальных служб заверяют жителей Облепихи в том, что критические проблемы поселения за грядущее лето будут решены. Еще в апреле вице-губернатор Роман Русанов, курирующий теперь сельское хозяйство, заявлял, что возрождение гусевской облепихи рассматривается как важная задача регионального значения и переговоры с собственником ведутся. Так что движение, пока в виде заявлений, отмечается на всех уровнях.

Насколько быстро дела придут на смену словам, и кто возьмется за нелегкую работу по воссозданию разгромленной базы, видимо, следующий вопрос. Значимо уже то, что облепихе снова уделяется внимание. Ресурс здоровья, который содержит в себе это природное достояние, мог бы снова работать на регион – и прямо, и через посредство экономически успешного проекта, каким гусевской сад вполне может стать.

Хотелось бы, чтобы у нас и сады были на территории области, потому что это было брендом области, и просто так это оставлять, я считаю, было бы неправильно.
Роман Русанов, вице-губернатор

ЦИФРА: 75 центнеров плодов собирали ежегодно в облепиховом хозяйстве до 90-х годов

 

Дмитрий СКРЫПНИКОВ, фото автора

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *