16+

Культурное наследие: мы его теряем

В Суздале снесли памятник архитектуры – старинный особняк "мешал" строительству
коттеджа И в ближайшее время область может лишиться еще нескольких исторических памятников. Процесс сноса старых зданий, расположенных на центральных улицах и площадях маленьких городов и поселков, приобретает массовый характер.

С охраной памятников федерального значения – понятнее. Перечень объектов, находящихся под защитой государства, определен десятилетия назад и с тех пор практически не менялся. Крупным музейным комплексам с федеральным статусом обеспечена полная "неприкосновенность". Реестр охраняемых объектов регионального значения в последние годы тоже пересматривался мало. А вот перечень памятников муниципального значения требует серьезных доработок. Так считает начальник областной госинспекции по охране объектов культурного наследия Виктор Нефедов. Дворянские и купеческие особняки, старинные усадьбы, городские архитектурные ансамбли – сегодня огромная историческая ценность. Но многие из них статуса охраняемых памятников не имеют. Это просто объекты муниципальной собственности или частная недвижимость.
Официально в области 336 охраняемых архитектурных объектов относятся к категории федерального значения, 2086 – регионального и лишь 174 – местного. Но только за последний год госинспекция по охране культурного наследия выявила во Владимирской области еще более тысячи объектов, которые представляют собой ценность и нуждаются в защите.
Но исторические центры в городах часто совпадают с административными и деловыми, цены на землю и недвижимость растут там, как на дрожжах, поэтому власти нередко жертвуют исторической застройкой прошлых веков ради новых строек. При этом современная застройка чудовищно искажает столетиями складывавшийся облик провинциальных городков, считает Виктор Нефедов. Здания или сносят, или делают в них евроремонт, так что фасады и интерьеры исторических построек закрываются современными стройматериалами и полностью теряют свой уникальный вид.
Единственный шанс остановить губительный процесс – придать выявленным памятникам статус, включить их в реестр и выправить им паспорт. Статус памятника архитектуры запретит собственникам и пользователям "дворянских гнезд" обращаться со стариной как вздумается: сносить здания, переделывать отдельные элементы. Официальные памятники архитектуры должны быть включены в местные программы охраны культурного наследия, а на собственников (муниципалитеты) или пользователей (арендаторов) государство наложит обременения. Местные власти должны будут обеспечивать зданиям защиту и реставрацию.
Однако муниципалитеты требованиям "защитников старины" отчаянно сопротивляются. А чтобы придать ценному зданию статус, без их согласия не обойтись. В итоге паспорта сегодня имеют всего около 60% объектов культурного наследия, а охранные зоны определены лишь у 11% "памятных" зданий в городах и районах области. А ведь эти документы необходимы для обеспечения памятникам дальнейших охранных мероприятий. По определению границ охранных зон и оформлению документов госинспекция сейчас ведет судебные разбирательства с собственниками или пользователями многих зданий.
Лишь пятую часть выявленных в прошлом году объектов инспекция вправе объявить памятниками культурного наследия. Особенно тяжело процесс регистрации памятников, как ни странно, идет в районах, где выявлено наибольшее число новых объектов: в Александровском (там 131 "претендент" на статус памятника), в Вязниковском (80 объектов), в Собинском (94 объекта). В Петушинском районе выявлено 73, в Суздальском 128, в Киржачском 35 ценных исторических мест. Власти этих районов не торопятся согласовывать с инспекцией их статус и включать в реестр. Муниципалитеты оправдываются нехваткой денег. А может быть, им просто выгодно не взваливать на себя лишних обязательств, не исключает Виктор Нефедов. Старые дома легче снести, отдав выгодное место в историческом центре под модную застройку, чем годами содержать и беречь культурное наследие для потомков.
В прошлом году инспекция оформила лишь 300 охранных обязательств для муниципалитетов и арендаторов, в этом году – 80. Но часто даже те пользователи, которым официально выдвинуты обременения, пренебрегают ими.
Так, во Владимире на месте дома, который в списках инспекции до сих пор проходит как памятник архитектуры (Старый Гончарный переулок, 4) сейчас возвышается новый коттедж. На месте старинной усадьбы Пухова в центре Суздаля (ул. Гастева, 23) сегодня тоже воздвигнут новомодный особняк. Руины исторического здания покоятся рядом. По словам Виктора Нефедова, суздальские застройщики выпросили у главы города разрешение "подвинуть" архитектурный памятник чуть-чуть в сторону ради своего коттеджа. Они обещали аккуратно восстановить усадьбу в нескольких метрах от своей застройки. Но свой особняк на нужном месте воздвигли, а исторический "карточный домик" заново сложить рядом позабыли. Так и лежат теперь остатки памятника грудой дощатого хлама рядом с роскошным коттеджем.
За уклонение от обязанностей нарушителей ждет административная ответственность. В этом году инспекция была наделена правом составлять протоколы и налагать штрафы. И если в прошлом году инспекция смогла взыскать с архитектурных "варваров" всего 15 тыс. рублей, то в этом сумма штрафов уже превысила миллион рублей. Правда, штраф в несколько десятков тысяч рублей для каждого из предпринимателей мало что решает. Да и в штате госинпекции, по признанию Виктора Нефедова, сегодня не хватает сотрудников, чтобы справляться с объемом поставленных государством задач.
По целевой программе охраны объектов культурного наследия на 2009-2011 годы область предусмотрела 77 млн рублей на финансирование работ по паспортизации исторических зданий. В том числе – 21 млн рублей на текущий год. Но районы не прельщаются федеральными субсидиями и упорно отказываются беречь старину. Далеко не во всех приняты программы по охране.
В результате многие дома исторической застройки, не отданные на откуп инвесторам, стоят без ремонта долгие десятилетия и приходят в такую ветхость, что уже не подлежат восстановлению и пускаются под бульдозер либо "сами собой" сгорают. Освобождается еще один кусочек дорогостоящей земли в центре города. Точной статистики, сколько объектов культурного наследия ежегодно исчезает, никто не ведет. В области есть лишь официальная статистика памятников истории, исключенных из реестра по решению ЗС. Памятник могут лишить статуса либо ввиду его физического уничтожения (пожар, ветхость, обрушение), либо по причине утраты им исторического значения. По словам Виктора Нефедова, в прошлом году область таким образом потеряла два памятника архитектуры. Правда, назвать "имена" погибших исторических зданий он отказался.
18 апреля отмечается Международный день охраны памятников и исторических мест, а также 150-летие со дня учреждения в России первого государственного органа охраны памятников истории и культуры – императорской комиссии. Но сегодня для музейщиков это грустный праздник:

Елена ПЕВЦОВА
Фото автора

Просмотры: