16+

По следам викингов

дарьяОдни женщины сходят с ума от модной одежды, другие к ней равнодушны. А Дарья Торопыгина из Владимира с удовольствием надевает платья, не просто вышедшие из моды – но такие, которые носили несколько столетий назад, причем в Норвегии: стране, в которую Даша влюблена с детства. И средневековый костюм -лишь один из способов узнать что-то новое о земле своей мечты.

За мечтой на край света

– Мое увлечение Норвегией – это как пазл, складывающийся по кусочку долгие годы, – объясняет Даша. – Например, когда я училась в музыкальной школе, мне больше других композиторов нравился Эдвард Григ: его произведения отличались от прочей классической музыки именно за счет использования народных мелодий и напевов. Я всегда любила скандинавские саги и сказки. В школе с удовольствием читала скандинавских писателей – Астрид Линдгрен, Сельму Лагерлеф, Туве Янссон. А лет в девятнадцать мне попался Кнут Гамсун – его книга «Странник, играющий под сурдинку» о жизни норвежской глубинки в XIX веке. И тогда я поняла: все, это мое, я хочу когда-нибудь увидеть все это своими собственными глазами.

Мечта исполнилась в 2011 году. Сначала Даша хотела организовать свою поездку в любимую Норвегию через турфирму, но те запросили за путевку непомерные деньги. Тогда девушка решила поискать попутчиков в Интернете. Сначала на «Форуме Винского» – сайте, где общаются самостоятельные путешественники – нашла отчет о поездке в Норвегию, организованной группой форумчан. Раздобыла нужные контакты. И уже через некоторое время вместе с новыми знакомыми уехала в страну ледников, фьордов и викингов.

Поехать в Норвегию –  далеко не то же самое, что улететь в так любимые соотечественниками Турцию или Египет. Климат там холодный, погода меняется несколько раз на дню, часто идут дожди. Но путешественница ни разу не пожалела о том, что не выбрала более теплые края. Норвежская природа, прежде знакомая только по картинкам из Интернета, поразила ее настолько, что, признается Даша, поначалу она даже плакала от избытка чувств. За десять дней она с попутчиками на машинах объехала весь юг и юго-запад страны: увидела прозрачные фьорды, суровые леса, горные перевалы с лунными пейзажами. Эта неяркая, сдержанная, необычная красота проникала в самое сердце.

– Перед этой поездкой я увидела в Интернете Прекенстолен – это гигантский утес высотой шестьсот метров, обрывающийся прямо во фьорд, – рассказывает она. – Мне очень захотелось увидеть его. И вот как раз там мы и оказались! Когда стоишь на этой скале и смотришь вниз – это непередаваемые ощущения. Еще мы поднимались на ледник Фолгефонни. Он небольшой, находится вдали от туристических троп, но при этом невероятно прекрасный. Лед там – голубого цвета. А от того, что поднимались мы в пасмурную погоду, кругом стоял туман, и зрелище было еще более загадочным и волшебным. Правда, как выяснилось, из-за дождей вода в горных реках поднялась и все мосты залило. Когда мы спустились, – не той дорогой, которой пришли – то увидели объявление: «Из-за сезона дождей подъем на ледник не рекомендуется». Очень вовремя!

Полуночное солнце
На следующий год Даша вновь собралась в Норвегию: хотелось увидеть описанное Гам-суном северное побережье страны. Она снова начала искать попутчиков и нашла человека, собравшего команду путешественников со всей России. Группа выехала из Санкт-Петербурга и через Финляндию и Лапландию добралась до норвежского Тромсе, архипелага Вестеролен и Лофотенских островов. «Там все иначе, чем на юге, – вспоминает Даша, –  нет фьордов, зато есть море, и оно удивительного цвета – бирюзовое, как на открытках про тропические края. А еще там белые ночи. И поэтому в первое время мне было очень трудно заснуть: как это сделать, когда в два часа ночи солнце светит тебе прямо в глаза?»

Путешественники, как и в первый раз, останавливались в кемпингах –  стоянках, где путешествующие автомобилисты могут арендовать домик с минимальными удобствами. Кстати, в каждом из них непременными элементами были не только обогреватель и холодильник, но и небольшой столик, который можно вынести из дома, чтобы позавтракать с видом на море и ли на ск а лы. «Несколько ребят из нашей компании были заядлыми рыбаками, – говорит Даша. – Поэтому при первой возможности они арендовали катер и уплыли рыбачить. А потом присылают смс: «Рыбы много, рука устала держать удочку». Оказалось, они поймали почти 60 килограммов трески! И весь оставшийся день мы ее чистили, жарили, парили и коптили. До конца поездки ей же и питались. Тем более, один из наших – парень из Воронежа, который ехал на своей машине, – вез целый багажник картошки. «К рыбе нужна молодая воронежская картошка», – сказал он, и был прав. Рыба, кстати, очень вкусная – с той замороженной, что продается у нас, нет никакого сравнения!»

Даша призналась, что затевать далекое путешествие в компании совершенно незнакомых людей ей было не страшно. «В первый раз у нас с организатором поездки был общий знакомый, он меня успокоил, что все нормально, – говорит она. – Второй раз было проще. Вообще, в тот раз у нас собралась просто отличная компания – мы до сих пор общаемся. В целом могу сказать, что мне, наверное, везет с людьми. Может, из-за того, что собрались единомышленники, или по другой причине, но я ни разу не чувствовала дискомфорта или неудобства».

Назад, в средневековье
Дашины друзья, знающие об ее увлечении Скандинавией, не раз предлагали ей податься в клуб исторической реконструкции – там-де любого сделают викингом. Та долго отказывалась, но после второй поездки по Норвегии сдалась – так Даша оказалась в «Рароге», старейшем из владимирских реконструкторских клубов. Ей захотелось не просто побывать в местах, где жили викинги, но и в какой-то степени примерить на себя этот образ жизни.

Реконструкция – это особый мир. Только кажется, что шить исторический костюм можно, как обычное современное платье. На самом деле любой элемент – от оружия до ботинок -должен иметь историческое соответствие. Для работы реконструкторы используют музейные экспонаты, старинные иллюстрации и другие подтверждения того, что восстановленный ими предмет выглядит именно так, как должно. Правильным считается восстанавливать костюм, принадлежащий конкретной местности, конкретному сословию и т.д. – чем полнее, тем лучше. В этой среде ходит шутка «в чем похоронили, в том и ходим»: очень часто реконструируют именно экспонаты, найденные в старинных захоронениях. При этом использовать можно только такие материалы, которые существовали в то время. И работать нужно исключительно вручную: раз у древних славянок не было швейной машинки, то и современные обойдутся…

– Начинать очень сложно, – говорит Даша. – Но мне рассказали все, что требуется знать, снабдили материалами, при необходимости всегда помогали советом и делом. Это потрясающие люди. Кажется, они умеют все: ткать, шить, делать обувь и оружие. Причем они очень давно и глубоко этим занимаются, ведут серьезную научную работу, много читают, переводят с других языков. С ними очень интересно общаться. И они всегда готовы делиться своими знаниями.

Дарья взялась восстанавливать костюм жены бонда – норвежского землевладельца X-XI века. Это, конечно, не так престижно, как жена вождя-конунга, но и не настолько затратно. Впрочем, и такой наряд требует очень внимательного отношения. В костюме нижнее платье – из льна (лен, не растущий в Норвегии, считался дорогой тканью, но бонду был доступен). Сверху идет платье из шерсти, а на него надевается хангерок – сарафан на бретельках, лямки которого крепятся к ткани на литые застежки-фибулы. Кстати, в древние века такие фибулы очень ценились: за одну можно было купить целую ферму, а в женском наряде было минимум две! И сейчас это тоже редкость: мастеров-ювелиров в истори ческих к л у бах не так много. Дашины сделаны московским мастером Йоном, чьи работы считаются высоким реконструкторским шиком! Обувь и хангерок ей помогли сшить коллеги из клуба «Рарог», остальное, включая кафтан и платок, – сама.

– Раньше я шила только на машинке, – улыбается Даша. – Теперь привыкла работать вручную -понравилось, втянулась. Женщине исторически не свойственна праздность. Так что дома смотрю кино или слушаю музыку – и шью. Иногда еду в командировку, беру шитье с собой. А еще я научилась ткать на дощечках. Это сложный способ, но интересный. И когда в первый раз получается сделать что-то самой, это удивительно приятное чувство!

Девушка с веслом
Коллеги из клуба решили, что такому костюму грех пропадать в шкафу – так Даша оказалась на фестивале исторической реконструкции «Русборг», который проводится в Липецкой области. Ежегодно туда приезжает до тысячи специалистов по исторической реконструкции со всей страны. Они живут в шатрах, сделанных по историческим образцам, едят из глиняных плошек деревянными ложками – и, кстати, еда у них тоже только такая, какую могли есть их предки. Картошка, например, под строгим запретом. Зато тушенка разрешается, потому что в древности люди знали своего рода консервированное мясо. Для тех, кто ленится кашеварить у костра, на территории «Русборга» есть целая таверна, где готовят по средневековым рецептам.
Для реконструкторов «Русборг» событие такого масштаба, к которому готовятся в течение всего года. Пять дней фестиваля – это конкурсы, мастер-классы, поединки для воинов, но главное – это возможность пообщаться с единомышленниками и получить советы экспертов.

Через несколько месяцев Даша – и ее скандинавский костюм – снова поехали в Норвегию. «Еще во время второй поездки мы были в музее викингов на Лофотенах, –  говорит она. – Он небольшой, но совершенно потрясающий. Когда-то давно в том районе нашли остатки дома конунга и драккара – корабля викингов. Позднее на этом месте и сделали музей. Все экспонаты там можно потрогать, а сотрудники – люди, одетые в средневековые наряды, – объяснят, что для чего предназначено. В музее можно полежать на кровати конунга, укрывшись шкурой, посидеть на троне, помахать мечом, сплести сеть, поработать за ткацким станком. А на озере стоит огромный драккар с парусами и веслами. Туда тоже можно зайти и проплыть по озеру. Я интереса ради села на весла. На улице, как всегда, +5 и дождь, весло толстое – ладонью не обхватишь, на каждом сидят по два человека, иначе его просто не поднять. И вот в такой атмосфере очень четко осознаешь, какими людьми были викинги».

Во время следующего визита в музей Даша, одетая, как настоящая древняя норвежка, произвела фурор. Туристы фотографировали ее чаще, чем музейные экспонаты. А на драккаре ей не просто наотрез отказались выдать весла, но и посадили на почетное место на носу корабля.

– Норвегия – потрясающая страна, и я снова собираюсь туда этим летом, но переехать насовсем, пожалуй, не готова, -говорит Даша. – Моя семья, мои друзья, работа – здесь, в России. Но мне хотелось бы сшить еще один наряд – традиционный норвежский бюнад, это женское платье XIX века с богатой вышивкой и красивым головным убором. Хотя пока даже не знаю, как к нему подступиться: во Владимире пока никто даже ничего похожего не делал. А еще – научиться вязать иглой, это старинное народное рукоделие. Для меня это все не игра и не «параллельная реальность» – просто часть моей жизни, которая развивается таким вот образом. От каждого шага на этом пути, через книги, путешествия и общение с людьми я получаю ценную информацию и новые впечатления. И все это в итоге расширяет восприятие мира, делает его ярче, красочней и многообразнее.

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *