18+
Погода: +25,9°C
Курсы валют: $33.190.22 44.280.06

«Генералы России»

18.07.2013

0002Военный Интернет voenternet.ru представил новый проект – «Генералы России». Многие из военачальников, ставшие героями этого проекта, ранее никогда не фигурировали на страницах СМИ. Между тем в зоне их ответственности находится и территория нашей области. Поэтому, думается, владимирцам будет интересно узнать об этих людях. В числе первых – командующий 1-м командованием ВВС и ПВО Западного военного округа генерал-майор Игорь Юрьевич Макушев.

Прежде всего генерал-майор Игорь Макушев – ас военной авиации. Он удостоен звания «Заслуженный военный летчик РФ», его квалификационная категория – летчик-снайпер. Будучи крупным военачальником, на котором лежит ответственность за небо над Россией, генерал до сих пор находит время для полетов на истребителе.

Игорь Юрьевич родился в 1964 году в Петропавловске-Камчатском. В 1985 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-м – с отличием Военную академию Генерального штаба. Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией – начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет более 3000 часов налета.

Об авиации
Можно сказать, что в авиации я человек случайный, хотя и потомственный военный. Прадед служил унтер-офицером еще в царской, потом в Красной Армии. Оба деда прошли Великую Отечественную войну. Отец – военно-морской офицер.

Я поначалу думал о море: с детства вокруг одни тельняшки да ленточки. Но как-то в десятом классе нас собрали в военкомате, и там какой-то полковник рассказывал о летчиках. Из них, сказал, набирают в отряд космонавтов. И еще такая фраза запомнилась: «Со знаниями разберемся, лишь бы здоровье было». И я подумал: это мое. Знания есть, и здоровья у меня было хоть отбавляй. Долго не раздумывал: решил идти в летчики-истребители. Тогда их готовили два училища – Харьковское и Черниговское. Я взял карту СССР, приложил к ней линейку. Черниговское оказалось ближе на пару сантиметров. Так и решилась моя судьба.

Теперь я летчик-снайпер. Это следующая ступень после летчика первого класса – высшей категории мастерства. Летчик первого класса должен уметь в небе все, это подразумевает его квалификация. Летчик-снайпер должен иметь не просто большой налет часов на различных типах самолетов, но и выполнять все сложнейшие элементы на оценку не ниже «отлично». В транспортной авиации это, например, умение поднять и посадить самолет при самом жестком минимуме погоды. А в истребительной и бомбардировочной авиации это элементы боевого применения – точное попадание при бомбометании, при пуске управляемых ракет. Летчик-снайпер не может не попасть в цель.

Конечно, сейчас я беру в руки штурвал не часто, просто не до этого. Но в прошлом году, например, у меня было 50 часов налета.

О летчиках
В армии много талантливых людей, но все-таки военные летчики – особая каста. Как у нас говорят? Лейтенант на танке и лейтенант на самолете – это разные лейтенанты. Летчик подготовлен таким образом, что разобраться с управлением танком ему не составит большого труда. Но чтобы танкист или артиллерист подняли самолет в небо, сомневаюсь.

Чтобы стать летчиком, училища мало, придется трудиться всю жизнь – в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно. Мы проходим изощренную систему подготовки. Жесткие требования по здоровью. Профессиональный психологический отбор. Психологи работают с каждым абитуриентом, выводят кривую его характера. Например, за короткое время нужно ответить на 300 вопросов теста. Или есть такое упражнение. Ты садишься в авиационное кресло, тебя пристегивают, ты весь в электродах, в руках -  джойстик, а напротив -  экран. По экрану идут синусоиды, ты ведешь курсор по синусоиде, вроде несложно. Но в какой-то момент тебя неожиданно бьют током, а камера наблюдает, как ты будешь действовать: дернешься, испугаешься? В воздухе, а тем более в воздушном бою, в любой нештатной ситуации ты должен сохранять самоконтроль.

В авиации все командиры – действующие летчики, командиры полков и дивизий – это «летающие» должности. Коллеги по армии меня часто спрашивают: а зачем у вас командир полка-то летает – людей не хватает? Потому что это самые подготовленные летчики. Ведь если поставленную задачу не может выполнить лично командир полка, то полк с ней тем более не справится.

О самолетах
Летать на военном самолете – это не то, что на пассажирском, там ты как на трамвае едешь. У
нас все по-другому. Вот ты садишься в кабину, закрываешь стеклянный фонарь – все, земные заботы остались на земле. А когда отрываешься от земли, когда машина реагирует на малейшие движения твоего тела, просто сливаешься с этой стихией.

Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит, да их и нет на наших комбинезонах. Вы с ним в небе – одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он – тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай бог какая-то трубочка сломалась – весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там техники разберутся. Конечно, с одной стороны, это нарушение. У нас ведь четкие инструкции, в какой ситуации как действовать, когда аварийно покидать самолет. Но психологически с этим сложно справиться. Спрашиваешь иной раз у летчика: «Почему не прыгал?» – «А как с ним расстаться?» – отвечает.

О суевериях
Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы, или, как говорится, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.
На земле я человек не особенно суеверный, но если бы я катился на взлет, а перед самолетом пробежала бы черная кошка… Такого никогда не было, конечно, но если б она пробежала… В мирной ситуации я бы сильно подумал, взлетать ли.

О романтике
Я летаю с 1982 года – уже тридцать лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет – колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? Когда уже на земле, в конце взлетно-посадочной полосы. Когда освобождаешь ее – вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.

О генералитете
Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. Но врать не буду – я об этом вообще не задумывался. Когда был курсантом, только одного генерала и видел -начальника училища, да и то издалека. И старался ему лишний раз на глаза не попадаться от греха подальше. Так что у меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо, тебя оценят.

Что такое генералы в России? Прежде всего очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди. Когда в очередной раз слышу про «толстых генералов», думаю: откуда этот бред? Среди генералов немного располневших. В основном все работают над собой, и в плане физической подготовки тоже.

Да, Вооруженные Силы – большое ведомство. Иерархия. Сколько начальников, столько и мнений. И порой надо семь раз отмерить, прежде чем что-то сказать. Но это не означает, что нужно идти на компромисс с совестью или лебезить перед кем-то. Я считаю, если ты подготовлен, если отвечаешь за свои слова и поступки, ты будешь спокойно отстаивать свою точку зрения и защищать свой коллектив на самом высоком уровне.

Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Личный опыт наблюдений у меня пока небольшой. Я думаю, в российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми. Как говорят, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Чтобы с генералом этого не случилось, необходимо всегда искать и находить в себе солдата.

О мужчине
Мужчиной ты можешь считаться, когда уже прочно стоишь на ногах. Отвечаешь за свои слова. Способен защитить семью, родных. Иногда говорят, что мужчина – это поступки. Но только ли поступки? Вот ты курсант, сел в самолет, полетел. Поступок? Да. Но ты еще ребенок, еще не мужчина. Ответственность за тебя несут другие люди. Мужчина в первую очередь – это ответственность.

О женщине
Любимые женщины -мать, жена, сестра – для меня самые близкие, самые святые люди. Они лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся «крутыми» – нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.

О родине
Когда я слышу слова «малая родина», начинаю думать: я родился в Петропавловске-Камчатском, вырос в Калининграде. Где моя родина? Это вся моя страна. Какой бы она ни была, как бы к ней ни относились, что бы ни говорили – мне не важно. Я смотрю на родину сквозь призму своей профессии. Родина – это то, что я защищаю. То, чему я присягнул. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.

Михаил КОЖУХОВ и
Сергей МОСТОВЩИКОВ.
Фото Т.ЛИБЕРМАН.

Добавить комментарий