16+

Владимирская любовь Салтыкова-Щедрина

На днях исполнилось 185 лет со дня рождения известного русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Для нас это повод вспомнить о его связи с Владимирским краем.

Да, хотя Михаил Евграфович является уроженцем Тверской губернии, а скончался и похоронен в Петербурге, Владимир для него вовсе не был чужим. Именно с городом на Клязьме у Салтыкова-Щедрина были связаны самые лучшие воспоминания его жизни…

Почетная ссылка

Выпускник Царскосельского («пушкинского») лицея, Михаил Салтыков в 1848 году за «вольнодумство» был сослан в Вятку. Впрочем, это была необычная ссылка. Опальный столичный чиновник занял там должность советника губернского правления – пост, о котором большинство провинциалов могло только мечтать. Непосредственным начальником советника Салтыкова стал вятский вице-губернатор Аполлон Петрович Болтин. Потомок старинного дворянского рода (уступавшего, однако, Салтыковым, бывшим в родстве даже с царской фамилией), Болтин был «потомственным» вице-губернатором. Его дед Александр Степанович Болтин служил вице-губернатором в Рязани еще при Екатерине II, а отец Петр Александрович достиг на гражданской службе чина коллежского советника, равного полковнику.

Аполлон Болтин весь свой век провел на государственной службе, занимая различные должности по народному просвещению и военному ведомству, полиции и хозяйственному департаменту. Старый служака поначалу не нашел общего языка с молодым «вольнодумцем», имеющим немалые связи в Петербурге. Однако постепенно Болтин и Салтыков «притерлись» друг к другу. Михаил Евграфович стал часто бывать в доме своего шефа и познакомился с его семьей: женой Екатериной Ивановной, урожденной Юшковой, и двумя дочерьми-близнецами – Елизаветой и Анной. Прелестные, кудрявые, сероглазые девочки, которым едва исполнилось 12 лет, пленили 26-летнего коллежского асессора Михаила Салтыкова.

Тайные свидания

Несмотря на немалую разницу в возрасте, писатель всерьез увлекся Елизаветой Болтиной, которую в семье называли Бетси (она же своего «взрослого» поклонника именовала Мишелем). «То была первая свежая любовь моя, то были первые сладкие тревоги моего сердца!» – писал позже Михаил Евграфович. Мало кто верил, что столь неожиданный роман чиновника и литератора с еще совсем юной барышней получит какое-либо продолжение. Но Салтыков оказался однолюбом. Он принял решение ждать, пока его любимая подрастет, для того чтобы сделать формальное предложение руки и сердца.

История женитьбы Салтыкова-Щедрина сама по себе могла бы стать сюжетом для душещипательного любовного романа. В сентябре 1853 года Аполлона Петровича Болтина перевели вице-губернатором во Владимир. «Вице-губернатор Болтин – немолодой, но веселый, беззаботный, живой, кутила с седыми волосами, выкрашенными в хорошую белокурую краску. Семейство его состояло из жены, прелестной тридцатидвухлетней женщины, которая казалась несравненно моложе своих лет, и двух дочерей-близнецов, пятнадцатилетних девушек, которые носили уже длинные платья и держали себя как взрослые. Они были необыкновенно изящны. Никогда я не видал двух человеческих существ, более гармонировавших между собою», – так вспоминал о семействе Болтиных Владимир Танеев, старший брат известного композитора Сергея Танеева. Любопытно, что он был влюблен во вторую дочь Болтина Анну, но так и не посмел признаться в этом девушке.

Салтыков же по воле царя должен был по-прежнему оставаться в Вятке. Однако вынужденная разлука не только не охладила чувств влюбленного, а, наоборот, придала еще больший накал его страсти. С тех пор именно город Владимир на Клязьме стал для Михаила Евграфовича самым желанным во всей России. Туда он постоянно отправлял весточки, оттуда ждал писем и любых известий. Официально отлучки из Вятской губернии советнику Салтыкову были запрещены. Но существует предание, что влюбленный чиновник пару раз нарушил запрет императора Николая I, дабы повидать ненаглядную Бетси, и тайком приезжал-таки во Владимир в 1854-м и в начале 1855 года, где останавливался в доме Болтиных на Студеной горе.

Родительская воля

Вскоре кончина царя, упрямо державшего Салтыкова в ссылке, позволила Михаилу Евграфовичу получить командировку, связанную с проверкой деятельности Владимирского и Тверского ополчений в годы Крымской войны. Помогли в этом Салтыкову супруги Ланские: генерал-адъютант Петр Петрович (посланный в Вятку по делам ополчения) и его жена Наталья Николаевна -вдова великого Пушкина. Истинными целями данной поездки были свидания с матерью, проживавшей в Калязинском уезде Тверской губернии, дабы испросить ее согласие на брак с Елизаветой Болтиной, а потом и с невестой.

Мать писателя Ольга Михайловна Салтыкова, дочь московского купца Забелина (из этого же рода был известный историк Иван Забелин), наотрез отказалась благословить женитьбу сына на «бесприданнице» Болтиной. Она также полагала, что брак с девушкой, которой еще только исполнилось 15 лет, для ее почти 30-летнего сына не более чем блажь. Но Михаил Евграфович проявил свойственные ему упорство и целеустремленность.

Он отправился во Владимир, где объяснился с отцом невесты, теперь уже владимирским вице-губернатором Болтиным. Аполлон Петрович, не препятствовавший общению Бетси со своим бывшим подчиненным (для него Салтыков, сын состоятельных помещиков и потомок знатной фамилии, представлялся выгодной партией), тоже вдруг засомневался. Мол, дочь еще слишком молода. Может быть, и Михаил, и Лиза еще передумают? Как князь Болконский в «Войне и мире», Болтин взял тайм-аут на целый год. Если год спустя Салтыков не передумает и Лиза не будет против, то тогда свадьба состоится!

Долгожданная женитьба

Еще один год ожидания стал для Михаила Евграфовича настоящей пыткой. Его любовь лишь росла, и он буквально считал дни до окончания условленного срока. К тому времени он уже мог свободно приезжать во Владимир, но считал себя не вправе нарушать данного Болтину слова. Все-таки Салтыков не удержался от возможности встретить новый 1856 год в семье Болтиных – рядом с Лизой. Запомним, 155 лет назад М.Е.Салтыков-Щедрин встречал Новый год именно во Владимире, танцуя с невестой на балу в зале Дворянского собрания!

«Несколько дней наслаждается Михаил светом, покоем и тишиной старого русского города, прогуливается с Лизой около Золотых ворот и величественных древних соборов – Успенского и Дмитровского. Ослепительно сверкала залитая лучами зимнего солнца, открывавшаяся от соборов белая пойменная равнина под кручей за скрытой снежным покровом замерзшей Клязьмой. Не тяготила больше тупая неизбежность чтения служебных бумаг, не надо было поминутно раздражаться бестолковостью, нерадением и невежеством подчиненных, и Владимир, близкий к Москве, уже не казался безнадежно глухой провинцией. Да, это, наверное, были самые счастливые, самые светлые, самые безмятежные дни в многотрудной, нерадостной жизни Михаила Евграфовича Салтыкова», – так писал один из биографов писателя.

В июне того же 1856 года свершилось: 30-летний надворный советник Михаил Салтыков вступил в брак с дочерью владимирского вице-губернатора Аполлона Болтина Елизаветой, которой только исполнилось 16.

Субмарины для ВМФ

Семейство Болтиных оставалось во Владимире до 1859 года, когда Аполлон Петрович, прослужив пять с половиной лет владимирским вице-губернатором, получил должность по интендантскому ведомству военного министерства в Петербурге. Он скончался в 1871 году в возрасте 64 лет. Его вторая дочь, очаровательная Анна Болтина, так и не вышла замуж.

Брак Михаила Салтыкова и Елизаветы Болтиной оказался непростым. Супруги много раз ссорились и мирились. Свою единственную дочку они назвали Елизаветой – в честь матери. Елизавета-младшая прожила бурную жизнь, два раза вступала в брак – оба раза с иноземцами. Ее второй супруг, итальянский маркиз Да Пассано, был представителем американской фирмы «Голланд» в России и… продавал подводные лодки для нашего ВМФ!

Право же, трудно привыкнуть к мысли, что продажа субмарин стала «семейным бизнесом» дочери классика Салтыкова-Щедрина, семейный союз которых родился в далеком от морей-океанов Владимире на Клязьме.

Николай Фролов

Просмотры: