16+

Ленин выписал очки ходоку из Фоминок

большие судьбы

Ленин выписал очки ходоку из Фоминок

А потом крестьянина обвинили в "очковтирательстве"

82 года назад, 28 февраля 1921 года, Иван Чекунов приехал к Ленину. Половину скудного урожая забирали продотряды. Крестьянин из села Фоминки Гороховецкого уезда хотел спросить вождя: как жить мужику? Чекунов был опытным ходоком – до революции лично спрашивал насчет реформ у Столыпина и Керенского. Иван Афанасьевич ездил к ним, но сведений о тех разговорах в архивах не осталось. Да и самому ходоку об этом вспоминать стало опасно.

Старик со светлой головой

Обстоятельный Чекунов заготовил для Ленина листок с вопросами. А вот как их читать? Очки потеряны в дорожной суматохе. Ильич живо написал записку наркому здравоохранения Н.А.Семашко: "У меня сидит Иван Афанасьевич Чекунов, очень интересный трудовой крестьянин, по-своему пропагандирующий основы коммунизма. Он потерял очки, заплатил на рынке за дрянь 15000 руб.! Очень прошу помочь и попросить секретаря Вашего сообщить мне, удалось ли?"

Этот текст до сих пор выставлен в московском музее Ленина как пример внимания вождя к простому человеку.

Заговорили о продразверстке. В родном селе Ивана Афанасьевича, Фоминках, держали по корове на пятерых едоков. Все, что сверх, отнимали продотряды. Нельзя ли сделать так, чтобы зарегистрированный скот не подлежал убою? А Ленин только понимающе щурится:

– Напишите как надо обо всем в "Бедноту", вы активный сотрудник газеты.

Правдой силен

"Как надо…" Это Иван понимал еще при царе. В его двухэтажном трактире (11 окон по фасаду) подавали чай, калачи, водку, вино, пиво. На закуску щи, селедка, колбаса. Пьяных гвардейского роста хозяин собственными руками выбрасывал на улицу. После введения госмонополии на спиртное здесь год была чайная Попечительства народной трезвости.

Фоминцы всю жизнь страдали от пожаров. Весной 1853 года Н.А.Некрасов проезжал через село и был удивлен тем, что все постройки – новые. В романе "Тонкий человек" Некрасов вывел тамошнего мужичка Потанина, который "с помощью здравого ума и знания среды" управлял вотчиной в 6000 душ: "Правдой страшен, правдой силен! Да правдой же и люб!" Точная характеристика Чекунова.

В 1898 году Иван Афанасьевич с братом Алексеем основали первую и лучшую в губернии добровольную пожарную дружину. О ней писал журнал "Пожарное дело". После работы дружинники (а их было до 400) пили в чекуновском трактире чай, а по выходным проводили спевки на случай смотра. В отреставрированном здании с высокой каланчой до сих пор квартируют пожарные Фоминок.

Чекунов верил в науку. На заброшенной земле, заложив для покупки инвентаря усадьбу, Иван Афанасьевич устроил опытное поле. Рожь и просо давали неслыханные урожаи. Мужики чесали затылки и делали все по старинке.

Тогда Чекунов заинтересовался политикой. Выступал на сходах, печатался в либеральном "Думском листке". В 1908 году стал делегатом I съезда кооператоров. За все это и получил втык от самого губернатора.

Некоторые его строки актуальны и сегодня: "Вы все забрали в свои цепкие руки. Мы видим, что вы, пользуясь безответственностью власти, открыли в стране лавочку и все, что было у нас ценного, распродали и деньги за границей прожили".

Еще до Октябрьского переворота Чекунов часто публиковался в центральной прессе по крестьянскому вопросу. Верил в Бога, но когда фоминский священник призвал спасать Родину от большевиков, Иван собрал 63 подписи верующих под заявлением "Родина не погибает" во владимирскую газету "Голос народа".

И тот же Чекунов протестовал против сноса памятника Александру II во Владимире, в установке которого когда-то участвовал. До сих пор на том постаменте высится фигура знакомца Чекунова – Ульянова-Ленина (в Фоминках Ильичей два!).

Ходок или очковтиратель?

Ивана Чекунова Ленин приметил еще в 1919 году. Они говорили о положении на фронтах. Вождю был нужен самородок-пропагандист. Такому, как Иван, православному и беспартийному мужики больше доверяли.

После второй встречи с Чекуновым в 1921 году Ильич составил каверзный план особых "троек" для того, чтобы хитростью вовлечь крепких крестьян в Советы: "Пусть привезут из Симбирской губернии беспартийного крестьянина, пожилого русского земледельца. Лучше тройка: Чекунов + сибиряк + один из нехлебной губернии".

Когда кровавый террор стал косить и самих красных, на больно умного Чекунова пошли доносы. Вспомнили и Столыпина с Керенским, и памятник государю. Приплели даже историю с очками: мол, самому Ленину "очки втирал"! Ленин, кстати, за ходока сразу вступаться не стал, а назначил комиссию для расследования. Своего корреспондента выручила газета "Беднота" – опубликовала в защиту несколько заметок, деятельность его одобрил сельский сход, и "общественная безупречность тов. Чекунова полностью выяснена".

Журналист от сохи

Потом Чекунов переехал в Москву, работал в Наркомземе. Но когда "свой человек в Кремле" обратился к Калинину с просьбой умерить поборы с фоминцев, то получил в ответ: "Не время, в Поволжье люди и вовсе умирают!"

На закате жизни Иван Афанасьевич стал журналистом, зав. отделом писем в "Крестьянской газете". Ежедневно в "Правде", "Бедноте", "Известиях" он объясняет передовые методы ведения хозяйства.

Упокоился неуемный русский человек, на которого всю жизнь клеили ярлыки "кабатчик", "трудяга", "маркобес", "экспериментатор" и "ленинский ходок", в первые дни 1929 года на московском Даниловском кладбище.

Михаил ЯЗЫНИН.

Фото автора и из архивов жителей Фоминок. Использована репродукция картины Серова "Ходоки у Ленина".

с.Фоминки, Гороховецкий район.

ИСТОРИЯ В КАРТИНЕ И АНЕКДОТЕ

На картине Серова "Ходоки у Ленина" тот, что слева, – вылитый И.Чекунов. Лубочные истории "Ленин и бревно" и "Ленин и печник" породили такие вот анекдоты:

Ленин – Дзержинскому:

– Феликс Эдмундович, тут у меня были ходоки, и вот, батенька, пропал мой любимый красный карандаш! Разберитесь!

Через полчаса:

– Тов. Дзержинский! Карандаш нашелся под столом. Отпускайте мужичков.

– Поздно, Ильич! Двое замучены, а третий сознался!

ЛЕНИН О ХОДОКЕ

– Вот за таких людей нам надо изо всех сил уцепиться для восстановления доверия массы крестьян. Необходимо сейчас же "захватить", т.е. втянуть к нам в работу Чекунова!

И еще с досадой: "Старик со светлой головой, а не в партии из-за религиозных убеждений!"

НА РОДИНЕ ХОДОКА

Фоминками и окрестными селами владел князь Орлов, шеф жандармов. После отмены крепостного права вольными стали 5723 души, в том числе и отец Чекунова Афанасий. Когда-то тут была и вотчина князя Одоевского, даже звалась Одоевщиной, да мужики переиначили по-своему – в Адовщину.

Сейчас Фоминки входят в состав Гороховецкого района Владимирской области. Население около 2000 человек. Типичный "красный пояс".

В марте 1960 года там сломано построенное Чекуновым здание трактира, в котором после пожара в школе учились фоминские дети. В 1976 взорвана Казанская церковь, где он молился. Очень хотелось выстроить именно на этом месте ресторан. Сегодня он имеет заброшенный вид. А вот чекуновское пожарное депо недавно отремонтировано.

Экспозиция дома-музея ходока разошлась по разным учреждениям, в краеведческом музее села уцелел только "пожарный" стенд. В доме Чекунова живет семья священника Александра Мясникова, который пытается выстроить сельский храм вновь.

Просмотры: