16+

Как Ленин по Владимиру гулял

22 апреля – очередной день рождения Владимира Ульянова-Ленина. В былые годы этот день считался праздником. Не такого, конечно, уровня, как 7 ноября, но уж всяко выше какого-нибудь Дня работников водного транспорта. Каждый город или село, которые когда-либо по революционным делам посетил Ильич, гордились своей причастностью к Великому Делу, тем, что на их землю ступала нога вождя мирового пролетариата.

Владимирская гордость
Была своя гордость и у Владимира. Сюда 23 августа 1893 года приезжал 23-летний Ильич.
Сейчас уже мало кто помнит об этом. В музее-заповеднике, куда мы обратились с просьбой помочь вспомнить эту подзабытую страницу истории, нам ответили – к сожалению, у них уже не осталось специалистов, которые бы владели этой темой. Посоветовали обратиться к литературе. Вот что нам удалось выяснить из книг.
Во Владимир Ленин прибыл для встречи с известным в те годы революционером-марксистом Николаем Федосеевым. Еще живя в Казани, молодой Ульянов был участником одного из созданных Федосеевым кружков, хотя лично они тогда не встречались. Члены казанских марксистских кружков рассеялись по 20 городам и губерниям России, со всеми из них Федосеев старался установить связь, в том числе – и с Ульяновым, жившим в Самаре. Николай в 1892 году даже собирался сам отправиться в Самару, купил билет, но, придя в полицейский участок за разрешением о переезде, был арестован и заключен во Владимирскую тюрьму.
Посредницей в контактах между Ульяновым и Федосеевым, сидевшим в тюрьме, стала невеста последнего – Мария Гопфенгауз, которую также хорошо знали в семье Ульяновых. Ленинские письма отправлялись на ее адрес, с них снимались копии и через надзирателя переправлялись Федосееву. О том, что переписка между двумя революционерами была достаточно интенсивной, говорит то, что с середины января до середины апреля 1893 года Федосеев направил в Самару 19 писем, а оттуда получил 36.
Ленин живо интересовался Владимирской губернией. Не говоря уже о таких известных мануфактурных центрах, как Иваново-Вознесенск, Шуйский и Покровский уезды, фабрично-заводское дело широко раскинулось по всей губернии – этим-то наша земля и была интересна для марксистов. Николай Федосеев поддерживал теснейшие связи с рабочими кружками Орехово-Зуево.
Летом 1893 года Владимир Ульянов-Ленин надумал перебраться из провинциальной Самары в столицу, чтобы быть в самой гуще конспиративной работы. По пути решено было сделать остановку в Нижнем Новгороде и во Владимире.
Встреча с нижегородцами удалась и оказалась очень полезной для революционной деятельности. А вот во Владимире вышла осечка.

Где ступала нога Ильича
В начале августа Мария Гопфенгауз сообщила Владимиру Ульянову, что Федосеев вот-вот выйдет из тюрьмы, поскольку состояние здоровья Николая Евграфовича ухудшалось день за днем. Во Владимире Федосеев жил в доме на ул.Большой Ильинской (ныне дом №22 по ул. Герцена), но для конспиративной встречи решено было снять отдельную квартиру – мезонин в одном из деревянных домов возле Ново-Конной площади (сейчас – район Центрального рынка). Сам Николай Федосеев о готовящейся ему встрече с будущим вождем пролетарской революции не знал – друзья-революционеры собирались устроить ему маленький праздник по случаю выхода из тюрьмы.
С утра 23 августа 1893 года Мария Гопфенгауз отправилась в жандармское отделение, чтобы хлопотать о скорейшем освобождении любимого. Встречать Ульянова на вокзал отправился Николай Сергиевский, уроженец Вязников, участник первых марксистских кружков во Владимире. Ленин, уже в молодые годы обладавший звериной хитростью и осторожностью, не хотел обращать на себя внимания властей во время поисков квартиры в незнакомом ему городе, хотя от полиции он тогда еще не скрывался. Сергиевский к тому времени уже был на примете у жандармов, но он считался "надежным товарищем", а никого нового конспираторы из осторожности в свои дела впутывать не хотели. "Поэтому решено было, что встречать буду все-таки я, а чтобы не обратить внимания, пришлось прибегнуть к некоторому маскараду в одежде и прочем", – вспоминал позже Сергиевский.
В назначенный час Сергиевский пришел в буфет железнодорожного вокзала и, окинув взглядом почти пустое помещение, заметил возле условленного столика маленького человека "со всеми прочими приметами". История умалчивает, что пил в буфете Ленин – может, чай, а может – что и покрепче. Владимирский конспиратор быстро подошел к гостю, они обменялись паролями, Ильич подхватил свой саквояж и без дальнейших слов спешно направился за встречавшим, чтобы поскорее покинуть вокзал.
Революционеры поднялись до половины крутого Вокзального спуска и свернули на Мироносицкую улицу (сейчас – Карла Маркса). Теперь на этом месте стоит Поклонный крест, а тогда находилась церковь святых Жен-мироносиц, разрушенная в 1929 году. Пройдя по этой улочке, революционеры по Коммунальному спуску поднялись до Большой Нижегородской улицы. Задерживаться здесь им не было резона, и они поспешили поскорее пересечь главную магистраль, чтобы углубиться в частный сектор – на ул.Ивановскую (ныне – ул.Осьмова).
Покинув опасный район вокзала и центра, спутники смогли наконец перекинуться несколькими словами, а возможно, что между ними даже завязался оживленный разговор. Беседуя, Ленин и Сергиевский поднялись по Воскресенскому переулку (теперь ул.Батурина) до Ново-Конной площади. Обогнув ее, они свернули на нынешнюю ул. им 10-летия Октября, где и находился нужный дом.
Здесь, на конспиративной квартире, Ленин и Сергиевский ждали Федосеева часов пять.
Подробностей нет
Дом этот до наших времен не сохранился. Поэтому исследователи Ленинианы так и не смогли установить, на каких стульях и за каким столом сидели конспираторы, из каких стаканов и что они пили, в какое именно место выходили до ветру.
Наконец явилась Гопфенгауз и принесла нерадостное известие – жандармы нашли какой-то повод для того, чтобы отложить освобождение Федосеева еще на один день.
Оставаться во Владимире еще на сутки Ленин не стал – где гарантия, что Федосеева выпустят завтра, а тут дело мировой революции простаивает! Ильич по протоптанной дорожке отправился обратно на вокзал, уже без сопровождающих.
Федосеева, по иронии судьбы, на следующий день все же выпустили из тюрьмы. Как он жалел, что ему не довелось встретиться с Лениным! Увидеться им так никогда и не удалось.
Владимир КРЫЛОВ.
Фото www.allvladimir.ru
г.Владимир.

КСТАТИ
В честь приезда Ленина во Владимире установлены:
– панно на Вокзальной площади, на котором изображена Схема маршрута, по которому проходил Ленин во время приезда во Владимир;
– мемориальная доска на здании нового железнодорожного вокзала;
– памятная стела на месте дома, где был Ильич.

НАША СПРАВКА
Николай Евграфович Федосеев (27.04.1871 – 22.06.1898) родился в семье следователя в Вятской губернии, дворянин. В Казанской гимназии самостоятельно начал изучать и пропагандировать марксизм, за что его оттуда и исключили.
В 1889 году был арестован как организатор кружков. С 1892 года – во Владимире. В 1893 году сослан в Сольвычегодск, в 1895 году – в Восточную Сибирь. В пересыльной тюрьме подвергался травле за то, что якобы растратил общие 200 рублей и связался с духоборами. Товарищеский суд оправдал Федосеева, но он отказался принимать какую бы то ни было помощь со стороны. В ссылке жил на казенное пособие, голодал. Потеряв всяческие силы, ушел в тайгу и выстрелом из револьвера смертельно ранил себя. Узнав о его гибели, его невеста Мария Гопфенгауз, находившаяся в ссылке в Архангельске, 18 июля 1898 года также застрелилась.
Николай Сергиевский был арестован в 1895 году. Затем вел партийную работу в Петрограде и Пскове. После 1917 года был на советской работе в Ленинграде и на Украине, с 1923 работал в Истпарте и архивных учреждениях. Умер в 1941 году.
Дом, где Ленин и Сергиевский провели пять часов, был снесен в 1925 году. На его месте 22 апреля 1970 года, к 100-летию со дня рождения Ленина, была установлена памятная стела по проекту владимирского архитектора О.Гусевой: в верхнем левом углу каменной стены записана дата приезда Ильича – 1893, внизу – фрагмент сруба, напоминающий, что дом был деревянный, и слова: "Здесь был В.И.Ленин, приезжавший для встречи с Н.Е.Федосеевым".

Просмотры: