16+

Были и легенды владимирской криминалистики

Российская экспертно-криминалистическая служба была создана 1 марта 1919 года при Московском уголовном розыске Петром Семеновским, врачом по образованию, окончившим медицинский факультет в городе Тарту. Вот и нам, владимирским судмедэкспертам, отталкиваясь от тех далеких лет, хочется поздравить со славным 90-летием своих друзей-криминалистов.
Теперь представьте на миг оперативную машину с неразлучным боевым экипажем – следователем прокуратуры, сотрудником ОУРа, экспертом-криминалистом и судебно-медицинским экспертом, выезжающими на очередное "мокрое дело". И не важно где – в той же столице, Владимире или отдаленном уголке российской глубинки.

От микроскопа до компьютера
Вспоминаю, как на одно из происшествий мне довелось выезжать вместе с нынешним начальником ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр УВД) Павлом Хитевым. Субботним морозным вечером у деревни Ильино автобус из Гусь-Хрустального был остановлен неизвестным мужчиной. Попутный пассажир расположился на заднем сиденье, а переполненная машина, в которой царили приподнятое настроение и смех, покатила дальше. Никто не подозревал, что в автобусе оказался вооруженный преступник, часом ранее в нетрезвом состоянии застреливший женщину из охотничьего обреза. К этому времени приметы и сведения о ранее неоднократно судимом К. были переданы дежурной службой УВД всем сотрудникам милиции, находившимся в нарядах. У въезда во Владимир автобус был остановлен, вместе с оперативниками и Хитевым входим в машину, тут внезапно гремит выстрел: нервы у убийцы не выдержали, он покончил жизнь самоубийством. Между тем, предсказать вероятные действия К. в той ситуации было невозможно: помимо обреза, в карманах преступника оказалось еще восемь патронов, снаряженных крупнокалиберной картечью…
– В минувшем 2008 году, – констатирует Павел Алексеевич, – свыше 8000 правонарушений были расследованы с помощью экспертов-криминалистов. В том числе преступления, имевшие широкий общественный резонанс: убийства, грабежи и разбойные нападения, серийные кражи, мошенничества. В ЭКЦ УВД области выполняются свыше 20 различных видов экспертиз: судебно-экономических, компьютерно-технических, фоноскопических, материалов, веществ, изделий и многих других. С использованием спецтехники, стоящей на вооружении ЭКЦ, ежегодно раскрываются неочевидные, "темные" преступления, устанавливаются личности ранее неопознанных трупов.
Кстати, о неопознанных трупах. Раньше ими в области занимались только мы, судмедэксперты. Но вот уже 15 лет, как в штате криминалистов трудится свой "полицейский" врач – подполковник милиции Вадим Орлов, окончивший Ивановский мединститут. Освоив с помощью специальной компьютерной программы "Мегаробот" идентификацию неизвестного лица по черепу, Орлов за год проводит свыше 50 подобных экспертиз, некоторые – особенно в случаях убийств – совместно с судмедэкспертами владимирского бюро.
История владимирской криминалистической службы, основанной в 1944 году, хранит в памяти немало славных страниц. Возвращаясь в прошлое, нельзя не вспомнить таких асов криминалистов, как В. Трофимов (бывший начальник ЭКО, отдавший своей профессии 37 лет), Л. Титова, Б.Федосов, А. Гаврилов, В. Сурыгин, С. Годунин (к слову, нынешний мэр Суздаля), В. Мартынов, П. Ильин и многие другие.

У профессионалов пол значения не имеет
Внедрение новых методов исследований становится основной задачей криминалистов и судебных медиков. Казалось бы, принятие Госдумой закона о дактилоскопической регистрации граждан России во многом облегчит опознание неизвестных трупов. Но закон, при некоторых положительных его моментах с дактилоскопией лиц опасных профессий (военнослужащие, милиция, летчики, пожарные и др.), задержанных преступников и просто единичных желающих, оказался в итоге все-таки мертворожденным ребенком. Ведь не пойдет маньяк ранга Чикатило, профессиональный киллер, да просто квартирный вор добровольно сдавать в компьютерный банк данных свои отпечатки пальцев!
Вот мнение начальника бюро судмедэкспертизы г. Москвы, профессора Владимира Жарова:
– Сейчас Москва занимает 5-е место среди 18 крупнейших городов мира по числу убийств и тяжких преступлений. До 15 процентов трупов, поступающих в морги столицы, нельзя идентифицировать обычными методами. В основном, это взрывная травма. Так, при взрыве на Каширском шоссе и ул. Гурьянова нами с помощью генетического анализа идентифицировано соответственно 7 и 19 человек, однако свыше 75 фрагментов тел остались неопознанными. Пользуясь случаем, хочу заметить, что идентификация тела генерала Шпигуна нами подтверждена на 100 процентов. Это к тому, что не столь давно в одной из газет появилась псевдосенсационная статья под броским заголовком: "Генерал Шпигун жив?" Вызывает удивление позиция ретивого журналиста, не обратившегося в этом случае к криминалистам и судебно-медицинским экспертам.
Именно поэтому во Владимире в бюро судмедэкспертизы уже готова к открытию современная генетическая лаборатория, о внедрении генной дактилоскопии в практику мечтают и эксперты ЭКЦ.
Открою некий секрет, тоже связанный с владимирской криминалистикой. В период создания 12-серийного фильма "Эксперты", в основу которого легли мои "Записки эксперта", среди главных героев в качестве эксперта-криминалиста я видел женщину, прототипом которой мыслилась высокий профессионал нашего дела Людмила Михайловна Титова. И в рабочем варианте сценария я даже фамилию предполагаемой героини не изменил. Однако руководство канала РТР решило по-иному: криминалистом в картине стал Иван Жагров (его роль сыграл артист театра "Современник" Илья Древнов). Не спорю, Илья молод, красив, обаятелен, прекрасно играет. Но: вначале была все-таки женщина. А по жизни замечательной биографии Людмила Титова, более тридцати лет отдавшая службе в милиции, участвовавшая в раскрытии сотен преступлений, великолепно исполнила свою роль. Значит, криминалистика – это еще и женская профессия.

Марк Фурман, судебно-медицинский эксперт областного бюро.

Просмотры: