16+

Идеальный врач не конфликтует с пациентом – считает и.о. директора департамента здравоохранения области Ирина Одинцова.

– Ирина Арнольдовна, в канун профессионального праздника – Дня медицинского работника, давайте и поговорим о медработниках. Происходящие в здравоохранении изменения, реализация национального приоритетного и пилотного проектов, очевидно, диктуют новые, более жесткие требования к работникам отрасли. А всем ли удается соответствовать?
– Пилотный проект направлен на поиск новых методов управления, финансирования, в конечном итоге – на повышение качества здравоохранения. Мы можем много говорить о том, что сделали, но если конкретный пациент не почувствовал, что стало лучше, наверное, тогда невысока оценка всех наших действий.
Задача, которая была поставлена, очень сложная. У нас такая огромная отрасль, которая касается абсолютно каждого. Но мы полны желания найти правильное решение, стараемся осмыслить весь опыт, накопленный в том числе и в рамках нацпроекта. Повышена зарплата участковым врачам – а стало ли лучше качество их работы? Не особенно. Поэтому мы говорим, что необходимо не просто повышение зарплаты, а заинтересованность в улучшении качества медицинской помощи.
Первое, что мы сделали, – перешли на отраслевую систему оплаты труда и дали главврачам возможность варьировать размер зар-платы в зависимости от того, соответствует ли конкретный специалист критериям оценки его труда. Врачи наконец-то задумались о том, что их работу оценивают.
Изменения должны быть, но в некоторых учреждениях пока ничего не изменилось. Я глубоко убеждена – рыба тухнет с головы. Нет движения, нет свежего воздуха, нет позитива – значит, руководит не тот человек. Я не могу назвать и какое-то ЛПУ, где все было плохо, а теперь все хорошо. Мы еще в пути, шероховатости, недочеты неизбежны. Если работают совсем уж слабо – мы принимаем решение об исключении этих больниц из пилотного проекта. Таких сегодня восемь. Не буду их называть, чтобы не портить праздник. Тем более что надеюсь – это жесткое решение заставит задуматься очень серьезно и даст положительный эффект. Идеальных нет, всем тяжело.
– Но ведь многое уже получилось?
– У нас у единственных в России получилось перейти на одноканальное финансирование полностью. Когда мы говорили о нем в начале реализации проекта, все представлялось туманным и непонятным. Сейчас есть абсолютно конкретные результаты.
Недавно я была в Меленках – и вместо обшарпанных стен увидела свежеотремонтированную больницу, новую, пусть и недорогую, мебель. Совсем другое впечатление. Одноканальное финансирование важно для дотационных территорий потому, что подразумевает оплату в зависимости от оказанного объема медицинской помощи.
При финансировании из местного бюджета кого-то содержали лучше, кого-то хуже, возникали неотложные нужды и проблемы в другой отрасли – и деньги уходили туда. А ведь надо не только требовать, но и создавать условия, причем равные для всех. Сейчас, когда я специалистов спрашиваю – чего у вас не хватает из оборудования? – все чаще слышу в ответ: <У нас есть все необходимое>. Может быть, не очень новое, не самое современное – но мы начинаем соответствовать стандартам оснащения оборудованием. Это очень хорошо. А ведь раньше у врача были фонендоскоп только и стол обшарпанный.
Недовольных здравоохранением не становится меньше. Но может быть, просто запросы у людей растут, наше терпеливое население становится требовательнее? И когда требования растут и сверху, и снизу, это неминуемо приведет к улучшению качества медицинских услуг. Пока основная часть обращений все-таки связана с лекарственным обеспечением.
– Вы упомянули врача с фонендо-скопом и обшарпанным столом. Наверное, это персонаж, уходящий в прошлое. А каков, по вашему мнению, идеальный образ современного врача?
– Хороший вопрос, заставляет задуматься.: Наверное, идеальный современный участковый врач – это врач, который обеспокоен личностью больного, а не только его заболеванием. Пусть он не находится всегда физически рядом с больным, но больной знает, что он есть, можно в любой момент обратиться – и его выслушают, помогут, чем могут. Идеальный врач для меня тот, кто никогда не входит в конфликт с больным. Неприемлем конфликт с пациентом.
– Но иногда пациент тоже бывает не прав:
– Неважно, кто прав – если возник конфликт, виноват всегда врач. Человек болен, ему плохо, конечно, ему все не нравится, плакать хочется, он капризничает, как маленький ребенок – но ведь взрослый человек не станет конфликтовать с маленьким ребенком? Ему помочь надо, он за этим пришел. Можно потратить на общение пять минут, а человеку легче станет – это ведь тоже искусство.
Для идеального врача его работа – это служение. Как у священника. У батюшки – приход, у врача – участок. И тот, и другой должны знать своих прихожан, их проблемы, их семьи, чтобы в любой момент, невзирая на собственные проблемы и свою усталость, быть готовым помочь.
Спросите меня, каков идеальный пациент? Тот, кто считает, что ответственность за его здоровье несет он сам. А врач – его товарищ, с которым он советуется.
– Какие приоритеты существуют сегодня в развитии медицинской помощи?
– В первую очередь те направления, что способствуют сохранению здоровья максимального количества людей. Тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями. Поэтому очень важна сосудистая хирургия, которая позволяет быстро и эффективно помочь человеку, сохранить не только жизнь, но и качество жизни. Второе – травматологическая помощь, особенно пострадавшим в авариях на транспорте. Эти два направления мы будем активно развивать в областной клинической больнице. Сейчас идет этап пересмотра системы оказания помощи. Высокотехнологичная помощь – на хорошем оборудовании, хорошими руками – будет осуществляться в ОКБ, а на долечивание мы можем передать больного центральным районным больницам. Это позволит максимально эффективно помочь максимальному количеству людей. Возможно, нам уже в этом году удастся перейти на круглосуточное оказание высокотехнологичной помощи. ОКБ сегодня на пороге перехода в режим экстренной работы.
На уровне федерации идет проработка создания вертолетных площадок вдоль федеральных трасс для транспортировки пострадавших и оказания помощи сразу на самом высоком уровне.
– Пилотный проект уже близок к завершению?
– Мы дали предложения по его пролонгации, пока ответа нет. Но он не завершится по своей сути – ведь все наработки, все новые подходы, к которым пришли в рамках "пилота", мы будем использовать в своей дальнейшей работе. Важно ведь не только завоевать высокие позиции, но и суметь их удержать.

Нина АЛЕКСАНДРОВА
Фото Р.Новикова*

Просмотры: