Княжна Лиза из Симы

В свое время усадьбой Сима Юрьев-Польского уезда, где после полученной в Бородинском сражении тяжелой раны умер генерал князь Петр Иванович Багратион, владел Борис Андреевич Голицын.

396 0
Княжна Голицына3

В свое время усадьбой Сима Юрьев-Польского уезда, где после полученной в Бородинском сражении тяжелой раны умер генерал князь Петр Иванович Багратион, владел Борис Андреевич Голицын.

Потомки Голицына занимали видное положение во Владимирской губернии вплоть до 1917 года. Но, несмотря на обилие публикаций об этом семействе, в их фамильной хронике есть малоизвестные страницы. Одна из них – трагическая судьба старшей дочери Бориса Голицына, княжны Елизаветы Борисовны, вспоминать о которой даже среди ее родни долго считалось почти неприличным…

На свадьбу к Наполеону

До сих пор нет окончательной ясности по поводу происхождения старшего ребенка четы Бориса и Анны Голицыных. Существует версия, что на самом деле она – дочь героически погибшего полковника Де Лицына, почему ее официальный родитель Борис Голицын позже поспешил сплавить девушку из семьи!

Княжна Голицына4Едва княжне Лизе Голицыной исполнилось 18 лет, родители (а князь Борис Голицын к тому времени находился в отставке в чине генерал-лейтенанта и проживал в Симе, нередко наезжая в Москву) уже благословили ее под венец. В 1808 году она венчалась в церкви Святой Троицы русского посольства в Вене с 24-летним камергером князем Борисом Алексеевичем Куракиным, сыном генерал-прокурора и учеником знаменитого Сперанского. Под опекой отца супруг Елизаветы Борисовны полным ходом делал карьеру и получал почетные поручения. В 1809 году он был послан для обозрения приволжских губерний, а в 1810 году состоял при посольстве, посланном в Париж с поздравлением к императору Наполеону по случаю бракосочетания с австрийской эрцгерцогиней Марией-Луизой.

Но вскоре батюшку князя Бориса, Алексея Борисовича Куракина, Александр I отправил в отставку с поста министра внутренних дел, после чего карьера отпрыска на целое десятилетие затормозилась. Он числился по Министерству финансов, и в заграничные вояжи Куракина-младшего не посылали.

 

 

Княжна Голицына6Княгиня-неофитка

Семейная жизнь Бориса и Елизаветы Куракиных поначалу складывалась удачно. С 1809-го по 1811 год у них родились двое сыновей – Алексей и Александр, а также дочь Татьяна. Во время Отечественной войны 1812 года семейство оставалось в Петербурге. Волнения военной поры способствовали росту религиозности Елизаветы Борисовны. Молодая мать мало увлекалась увеселениями большого света, много времени проводила с детьми и гораздо чаще, чем балы, посещала православные храмы, что для аристократии того времени было скорее исключением, нежели правилом. Вскоре княгиня Куракина попала под обаяние сардинского посланника графа Жозефа де Местра – видного католического философа, проповедовавшего католическое понимание мира и общества. Он имел большие знакомства среди русской аристократии и особым успехом пользовался у великосветских дам.

Под влиянием де Местра многие из них, в том числе фрейлина Софья Свечи-на, Анна Толстая, графиня Мария Воронцова, графиня Екатерина Ростопчина с дочерью Елизаветой приняли католичество. Вскоре в их кружке оказалась и княгиня Елизавета Куракина. Несмотря на явное неодобрение мужа, она тоже сменила православную веру на «латинство», как издавна называли католическую религию на Руси.

Потеря близких

Отношения с мужем у Елизаветы испортились. Детей у них больше не было. Мало-помалу княгиня все меньше писала родне. Тем временем в марте 1822 года ее отец князь Голицын, приехав в Москву в Английский клуб, где он был завсегдатаем, вдруг повалился без чувств – его хватил удар. Вскоре гроб с телом генерала отправился в Петербург, где на погребении в Александро-Невской лавре присутствовала и его старшая дочь.

Даже когда после польского восстания 1830 года император Николай I, которому всюду мерещился польскокатолический заговор, стал утеснять католиков в России, княгиня-неофитка осталась верна своей новой религии, оставаясь ревностной прихожанкой католического храма святой Екатерины в Петербурге. По-прежнему живя уединенно (ее дети к тому времени выросли) и фактически разойдясь с мужем, который из сенаторов вышел в отставку, Елизавета Борисовна занялась сочинительством духовно-просветительской направленности и даже писала стихи, причем исключительно на французском языке.

В 1845 году в возрасте 27 лет умерла от чахотки графиня Зинаида Толь, урожденная княжна Голицына, единственная дочь владимирского губернского предводителя дворянства Александра Борисовича Голицына, младшего брата княгини Елизаветы Куракиной. Елизавета Борисовна любила свою племянницу, и ее безвременная кончина стала для нее тяжелым ударом.

А спустя 12 лет неожиданно умерла единственная дочь Куракиной Татьяна, за прожитые 46 лет успевшая дважды побывать замужем, и оба раза не слишком удачно. Напротив, смерть князя Бориса Куракина, скончавшегося в 1850 году в Харькове, не произвела на его жену, давно жившую отдельно, большого впечатления.

По примеру Чаадаева

С возрастом характер княгини Куракиной становился все более экзальтированным. Однажды после страстных молитв она положила руку на раскаленную жаровню и не отрывала ее, пока пальцы не обуглились. Врачам пришлось ампутировать руку. Вскоре Елизавета Борисовна, которую в придворных кругах поспешили объявить сумасшедшей (как когда-то Чаадаева, тоже католика), скончалась.

Это случилось 9 сентября 1871 года. По завещанию ее похоронили в Петербургском Новодевичьем монастыре рядом с могилой ее дочери. И хотя монастырь был православным, а усопшая – ярой католичкой, братия закрыла на это глаза. Так закончился жизненный путь княжны Лизы из Симы, забытой даже в собственной семье.

 

Тайна рождения

К числу известных в истории Владимирского края лиц принадлежит генерал-лейтенант князь Борис Андреевич Голицын, начальник Владимирской милиции 1806-1807 гг. и Владимирского губернского ополчения в 1812-1814 гг.

В 1790 году капитан лейб-гвардии Преображенского полка князь Борис Андреевич Голицын женился на дочери царевича Александра Бакаровича Грузинского Анне, внучке царя Грузии Бакара III и владельца богатого села Лысково на Волге близ Нижнего Новгорода.

Красавица царевна Анна к тому времени была вдовой командира Ярославского полка полковника Александра Де Лицына, павшего в 1789-м при штурме турецкой крепости Очаков, дворянина Священной Римской империи по диплому императора Иосифа II, а на самом деле –  внебрачного сына вицеканцлера князя Александра Михайловича Голицына от связи с венгерской графиней фон Клюпфель. По обычаю того времени незаконный княжеский сын получил усеченную фамилию отца без одного слога, а для пущей важности французскую дворянскую приставку «де». Так и получился «иноземный» дворянин Де Лицын.

Хотя невеста была вдовой и на три года старше жениха (Голицыну исполнилось 24, а Де Лицыной-Грузинской – 27), Бориса Андреевича прельстили красота молодой женщины и ее царское происхождение в сочетании с очень богатым приданым. Брак оказался удачным. У Голицыных родились трое сыновей и пять дочерей, но их первенцу, княжне Елизавете, несмотря на знатность и титул, была уготована жизнь, полная испытаний.

ЦИФРА
1887 год – в «Русском вестнике» опубликованы записки Александры Голицыной о петербургском обществе времен Екатерины II

 

Фото:Дом Голицыных в Симе, княжна Елизавета Борисовна Голицына, князь Борис Алексеевич Куракин в молодости

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Комментарии