18+
Погода: +17,2°C
Курсы валют: $32.92-0.02 43.86-0.08

Отвяжись, ненужная услуга!

31.07.2013

навязывание услуг2Навязывание лишних услуг стало частью взаимоотношений продавца и потребителя. Многие из нас с этим мирятся, удаляя лишние эсэмэски и интернет-ссылки, отмахиваясь от очередного назойливого предложения менеджера. И при этом забываем, что навязывание услуг идет вразрез с законом о защите прав потребителей.

Строить подано!
Даже строители – люди серьезной профессии, и те попали в категорию дельцов, навязывающих свои услуги. За два летних месяца они буквально одолели владимирцев: звонят на сотовые телефоны (откуда у них номера, спрашивается) с заманчивыми предложениями.

- У нас сейчас «окошко» в графике, вот, обзваниваем людей, предлагаем помощь. Может, крышу надо перекрыть или пристройку сделать. Мы берем недорого, – открывают душу строители.

Звонят, конечно, частники. Работают неофициально, без договоров и гарантий. Обязательства – на словах. А обещать они горазды. Одни предлагают свои материалы, другие – оборудование для работы, третьи давят на оперативность выполнения заказа.

И на столбах, на стенах, на урнах даже – бумажные объявления строительных бригад. Конечно, дело каждого
-  пользоваться их услугами или нет. Только помните о риске: если мастера работают без договора и вдруг напортачат – разбираться с ними вам придется самим, в суд идти не с чем. Так что договоры, чеки, подписанные сметы – вот, что требуется для спокойствия заказчика.

Вам оформлен кредит
И от кредитных организаций отбоя нет – они наперегонки предлагают свои услуги. Ежедневно на телефон приходят сообщения «Нужны деньги? Звони!» или «Приумножайте деньги, как это делают другие!». Приходят и ссылки на сайты, где можно оформить кредитные карты, взять кредит без поручителей и залога. В общем горы золотые, да и только. Только в реальности дело оборачивается по-другому. Феноменально низкие проценты, обещанные по телефону, при расчетах специалистов кредитных компаний вдруг вырастают до немыслимых высот. А их выдача сопровождается довольно неприятной процедурой, знакомой каждому заемщику.

Еще одно проявление банковского навязывания услуги – выдача кредитной карты вслед за выдачей зарплатной или после получения кредита наличными. Сколько ни говори, что она не нужна, все равно вручат. И тут уж знай держись, чтобы не взять деньги по этой карте. Соблазн велик. Но, как известно, берешь чужое, отдаешь свое. И с процентами.

Поток мусора
Наконец-то все сотовые компании ввели услугу – отключение СМС-оповещения с коротких номеров. Без этого на телефонный номер сыпалось огромное число предложений поиграть в игры, закачать музыку, узнать погоду, новости, посетить рестораны, заказать такси. Список бесконечен. Услугу по отключению ненужных предложений можно подключить как через сайт сотовых компаний, так и по телефону при обращении в контактный центр. Клиенту высылают сообщение, в котором указана пошаговая инструкция.

Но вот незадача: блокируются только короткие номера. А, допустим, сообщения, где в строке адресата звучит название компании, все равно доходят. И в результате мы получаем эсэмэски с сообщениями типа: «Дружок, закажи такси за полтишок!», «Ресторан объявляет скидку на летнее меню», «Только в июле наращивание ногтей со скидкой 20%» и т.п. И избавляться от таких сообщений хлопотно. Нужно звонить
во все эти организации и отказываться от рассылки.

Еще хуже с интернет-подпиской. Обмишурился, отправил, зайдя на какой-либо сайт, эсэмэску – все, тебя подключили к некоему интернет-ресурсу, за пользование которым берут 20-50 рублей в день. И специалисты контактного центра сотовых операторов поясняют, что блокировать подобную рассылку нельзя. Либо плати деньги, либо меняй номер. Второе зачастую предпочтительнее.

Два в одном
Яркие примеры навязывания услуг – в сфере торговли. В магазинах, где продаются комплекты бытовой техники, электроники, косметических и парфюмерных средств, посуды, белья. К необходимой и полезной вещи прикрепляется яркой лентой и укладывается в красочную упаковку ненужная вам вещь. И за эти дополнительные шарфики, венчики, лопаточки, подносы, лосьоны в конечном итоге приходится платить.
Не менее распространена услуга дополнительной гарантии, которую изо всех сил навязывают менеджеры при продаже бытовой техники и электроники. Случаи, когда ей действительно приходится воспользоваться, редки. Как правило, по истечении заводской годовой гарантии добиться бесплатного сервиса невозможно. У мастера или менеджера в запасе всегда есть доказательство вины потребителя, а не продавца или изготовителя.
- А еще такое встречается в сфере финансовых услуг: для получения кредита открывается счет (совершенно не нужный заемщику) либо оформляется страховка (как обязательное условие договора). К навязыванию дополнительных товаров, работ и услуг можно отнести и покупку компьютера с предустановленным программным обеспечением, и покупку автомобиля с проведенной предпродажной подготовкой, которая увеличивает его стоимость на десятки тысяч рублей. От всех этих дополнений можно отказаться, – уверен юрист, специализирующийся на защите прав потребителей, Максим Шувалов.

Закон на нашей стороне
В законе о защите прав потребителей есть статья № 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя». Стоит ознакомиться с его пунктами.

1.  Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2.  Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Как видим, закон на стороне потребителя. Другое дело, что потребителю придется изрядно побегать, чтобы доказать навязывание услуги и вернуть переплаченные деньги или отказаться от дополнительной услуги. В этом могут помочь общественники или надзорные инстанции, такие как Роспотребнадзор. Юрист Максим Шувалов предлагает потребителям высылать на его электронный адрес подобные случаи и он даст советы, как с ними разобраться. Вот адрес электронной почты: MAKSHUVALOV@list. ru.

СОВЕТ БЫВАЛОГО
Как отказаться от лишних покупок

За последние несколько лет в обществе развилась невероятная по силе тяга к потреблению буквально всего. Кажется, практически у каждого из нас есть знакомый, который считает, что нужно менять телефон или смартфон каждые полгода – год по мере выхода новых моделей. Или обязательно приобрести планшетный компьютер, потому что сегодня они есть у многих.

При желании можно отыскать на просторах Всемирной паутины целые трактаты на тему того, как избежать бесполезных покупок и отучить себя от ненужных трат. Мы не будем их пересказывать, вполне вероятно, многие знакомы хотя бы с частью рекомендаций. Просто поделимся основными способами не накупать много ненужного.

Самый большой соблазн, как водится, – продуктовые магазины. В связи с тем что сегодня продукты мы покупаем главным образом в супермаркетах, собираясь туда, стоит помнить следующее:
• Не делайте покупки натощак. Пустой желудок спровоцирует вас не только на какую-нибудь не очень здоровую пищу, но и на то, чтобы положить в корзину или тележку продукт, который вы не употребляете ежедневно. В общем, перед походом в магазин стоит основательно подкрепиться.
•  Составьте список покупок заранее. Отличный способ проконтролировать свои аппетиты.
• Берите ограниченную сумму денег.
•   Если вы пришли в магазин за одним-единственным йогуртом или кефиром и обещали себе ничего больше не покупать – не берите корзинку и тем более тележку. Вам обязательно захочется заполнить отведенный объем, и вы неизбежно наберете чего-нибудь еще.
• Не набирайте продукты впрок. Особенно те, что в принципе не могут долго храниться.
• Если сомневаетесь, нужна ли вам та или иная вещь, не покупайте. Решите для себя, что если мысль о необходимости этой вещи придет к вам завтра, то тогда вы, возможно, рассмотрите вариант с ее приобретением.
• У кассы не смотрите по сторонам. Всевозможные леденцы, жевательная резинка, мармелад и прочие сладкие мелочи относятся к товарам, без которых превосходно можно обойтись. Если на кассе длинная очередь – постарайтесь провести время с пользой, например, посчитать, в какую сумму обойдется содержимое вашей корзины или тележки.
Это лишь наиболее простые советы, следуя которым, вы, возможно, сможете внести коррективы в свои привычки и значительно сократите траты, что благотворно скажется на вашем личном или семейном бюджете.

Анна Тумановская

 

Добавить комментарий