Погода: +22,9°C
Курсы валют: $32.320.08 42.64-0.08

Где купить Ж/Д билет, если в кассе его нет?

12.07.2012

Плацкарт в поезда на юг невозможно купить даже за 45 суток. Мы мечтаем об отпуске, подбираем места для отдыха, планируем дату отъезда к морю, а в кассах железнодорожного вокзала наши планы рушит всего лишь одна произнесенная кассиром фраза: «Билетов нет».

О том, что купить билет на поезд проблематично, мы, конечно, слышали. Но в действительности все оказалось сложнее, чем мы предполагали. Курс взяли на Крым. Посчитали, что путешествовать по железной дороге выгодно исключительно в плацкартных вагонах. Стоимость проезда в купе по ряду южных направлений уже «перевалила» цену билета на самолет. А зачем томиться сутки в вагоне, если за ту же сумму через пару часов можно оказаться на Южном берегу Крыма? И все же добираться по воздуху на Украину нам показалось роскошью. Остановились на бюджетном «плацкартном» варианте.

Без вариантов

Будний день. Владимирский железнодорожный вокзал. Очередь в кассы дальнего следования начинается уже при входе. Двигается медленно, и мы, отпросившись у впередистоящих, отправляемся в сервисный центр РЖД, который находится тут же – напротив касс. Изучаем прайс. Покупка билета – плюс 200 рублей к стоимости, справка о наличии свободных мест – 20 рублей. Приемлемо – думаем мы и обращаемся к менеджеру. Услышав заветное слово «Симферополь», девушка, даже не попытавшись заглянуть в компьютер, заявляет: осталось только купе. Купе, надо сказать, обойдется в шесть с лишним тысяч. Дороговато. Просим посмотреть другие числа, ответ тот же. Половину билетов сразу же после открытия продажи выкупает Украина, объясняет менеджер. Хотя нам непонятно, зачем украинцам билеты на поезда следованием из России в Крым. Тут же с радостью нам предлагают самолет. Пять тысяч с хвостиком. Удивительно, что электроэнергия у нас стоит дороже топлива. Удивительно, что платные услуги оказывают люди, не любящие людей. Ну да сейчас не об этом.

Возвращаемся на вокзал и решаем попытать счастья в обычной кассе. «Бесплатный» кассир оказывается более вежливым и внимательным. Терпеливо подбирает варианты на изначально запланированные нами числа. Их немного, но они все же есть. Правда, исключительно боковые места, разбросанные по вагонам. А нам нужно три места рядом. Идем ва-банк, переносим сроки отпусков и просим посмотреть билеты на первое число, продажа которых началась в день нашего посещения вокзала. Как известно, продавать их начинают за 45 суток до даты отправления поезда. Казалось бы, проблем быть не должно – за первый день выкупить практически весь плацкарт на все поезда, следующие в сторону Крыма, просто-напросто невозможно. Но билетов в плацкартные вагоны по-прежнему очень
мало. И опять исключительно боковые места, большинство – около туалета. Берем из-за безысходности.

Так куда же пропадают билеты? Опросив опытных знакомых, мы узнали, что большинству из них приобрести билеты в нужном направлении удавалось через различные сайты (и электронная касса РЖД не входила в их число) либо через турфирмы, которые сами находили варианты доставки отдыхающих до места назначения по железной дороге.

Доплатите и езжайте

Куда же со скоростью «Сапсана» исчезают недорогие билеты? Получается, что в многочисленные железнодорожные агентства, фирмы-посредники в Интернете и туристические компании. Надо признать, и в советские времена жаждущие отправиться в отпуск на юг натыкались на безысходное: «Билетов нет». И в то время с кассирами «дружили» спекулянты, которые торговали билетами, по стоимости в несколько раз превышавшими номинал. А сегодня «черный» рынок билетов трансформировался, стал цивилизованным, здесь действуют реальные и виртуальные посредники. И берут теперь за свои услуги куда скромнее – 200-300 рублей. А тем, кто, как мы, решил приобрести билеты по старинке, без дополнительных наценок, остаются крохи.

Несколько лет назад корреспонденты «Российской газеты», озаботившись той же проблемой, провели интересный эксперимент. Решив, что обилетиться без проблем в наши дни могут только юридические лица, они позвонили в центральный офис социального партнера ОАО «РЖД» компании «УФС» и представились частной организацией. Менеджер вежливо объяснил им, что, заключив договор с компанией, частники автоматически станут обладателями заветных логина и пароля и смогут на правах кассира получить доступ к системе, заказывая столько билетов, сколько нужно, не сходя со своего места. Достаточно забить необходимые данные, и электронный документ готов. Остается выбрать вокзал, где его напечатают уже в бумажном варианте, и в удобное время заехать выкупить билет. Обилетить таким образом можно всех знакомых и незнакомых. Получается, что заняться бизнесом по продаже железнодорожных билетов может практически каждый желающий. Но для этого нужно быть юридическим лицом, грубо говоря, конторой, а не простым гражданином, жаждущим отдыха. Можно даже устроить «точку» у себя в офисе -и штампуй себе билеты на здоровье.

Насколько это законно? На сайте ОАО «РЖД» опубликовано постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Один из пунктов документа гласит: при оказании услуг всем пользователям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг. Получается, что на бумаге все равны, а на деле – не очень.

Принцип одного окна

Пассажирскими перевозками на поездах дальнего следования, в том числе «южных» направлений, сегодня занимается созданная в 2010 году Федеральная пассажирская компания – дочерняя структура РЖД. А продажей билетов на «южные» поезда в нашем регионе занимается созданное в структуре этой компании Горьковское железнодорожное агентство (ГЖА) с офисом в Нижнем Новгороде.

Как пояснили «Призыву» в ГЖА, продажа билетов на «южные» направления традиционно ведется по принципу «одного окна». Тысячи вокзальных касс в каждом регионе одновременно открывают с утра продажу билетов на определенную дату поездки. Поэтому многие билеты «эконом-класса» – на удобные плацкартные места – моментально раскупаются пассажирами из разных городов, которые специально в этот день пришли в кассу с утра пораньше.

Недорогие билеты на самые хорошие места могут «вылететь» в первые же минуты после начала продажи на нужную дату. Поэтому уже через полчаса-час в наличии на вокзальных кассах остаются, в основном, только билеты на верхние боковушки.

Кроме того, в первые же минуты билеты начинают активно заказывать через Интернет. Пользователи виртуального пространства могут быстро «вывести из оборота» до четверти всех билетов. В вокзальных кассах, соответственно, остается меньше. Отток билетов из общего окна происходит и в так называемые «коммерческие кассы».

Но главный «конкурент» простых пассажиров в деле покупки билетов – это турагентства и другие юридические лица, занимающиеся групповыми перевозками. Они имеют право забронировать билеты за 60 суток до даты поездки, а за 45 суток их выкупить, сообщили нам в ГЖА. Поэтому в первый день продажи в вокзальных кассах уже нет билетов на самые востребованные места – именно привлекательные пассажирские полки в первую очередь бронируются и выкупаются юридическими лицами.

Система абсолютно законна и вписывается в современную модель многоканальной продажи билетов, поясняют на железной дороге. А количество и составность «южных» поездов исходит из параметров госзаказа. При этом в последние годы снижения объема перевозок поездами «южного» направления не происходило, наоборот, каждое лето ГЖД отправляет к морю два-три новых поезда.

Кстати

Билет через Интернет – это актуально

Через Интернет можно заказать билеты на поезда, курсирующие не только по России, но и за границей. Традиционные каналы продаж проездных документов постепенно теряют свою привлекательность, современные пассажиры требуют развития новых электронных каналов. В первую очередь, это переход на электронные проездные документы. С начала года через Интернет приобрели билеты на поезда дальнего следования 545,5 тыс. пассажиров Горьковской железной дороги. Это более 16% от общего количества пассажиров дальнего следования, перевезенных на дороге в январе-июне 2012 года.

По предварительным подсчетам, к 2020 году ожидается увеличение доли продаж с применением интернет-технологий до половины от всего объема продаж по ОАО «ФПК». Через Интернет можно приобрести билеты на все поезда дальнего следования не только в России, но и в сообщении с Финляндией, Германией и Францией. Кроме того, ГЖД сейчас работает над интеграцией с глобальными дистрибутивными системами (независимыми системами продаж, используемыми агентами по всему миру, – Sabre, Amadeus, Rail Europe).

На электронные проездные документы, приобретаемые через сайт ОАО «РЖД», а также через веб-системы партнеров, на поезда дальнего следования Федеральной пассажирской компании в вагоны класса «люкс», СВ и купейные вагоны во внутригосударственном сообщении покупателю дается скидка 5%.

Юлия Денисова, Елена Певцова

Обсуждение закрыто.