Погода: +9,5°C
Курсы валют: $31.230.05 40.340.15

Новые правила не решат старые проблемы

24.08.2011

С 1 сентября вступят в силу новые правила работы такси. Они уже вызвали волну критики со стороны компаний, занимающихся этим бизнесом. В чем же суть претензий?

Кто есть кто
На таксомоторном рынке существуют три категории перевозчиков, которые, по сути, выполняют одну и ту же работу, но делают это по-разному. Первая категория – таксомоторные компании, имеющие собственный транспорт, штатных водителей и соблюдающие все правила игры на рынке.

Вторая – диспетчерские службы и индивидуальные предприниматели, работающие с ними. Выгодный тандем: службе не нужно платить лишние налоги, содержать лишний штат сотрудников и обслуживать автопарк, индивидуальным предпринимателям же по душе сочетание независимости и наличия регулярных заказов. Отличаются они от первых тем, что не называются организацией, занимающейся перевозками. Диспетчерская служба вроде бы выполняет работу такси, но таковым не является, следовательно, любые законные требования здесь применить трудно. Во Владимире таких компаний много.

Наконец, третья категория – «бомбилы». Частники, крутящие баранку в свободное от постоянной работы время. Из опознавательных знаков такси – лишь оранжевый фонарь. Берут дешево, качеством клиента не балуют, взаимоотношения с законом оставляют желать лучшего.

Понятно, что новые правила затронут, в первую очередь, таксомоторные компании. Посчитав себя ущемленными, владимирские представители этих фирм собрались за «круглым столом».

И «шашечки» не забудь
В пресс-центре редакции «Комсомолки» собрались руководители 10 владимирских таксомоторов и представители областного департамента транспорта и связи. За региональной властью закреплены основные функции надзора за работой такси. На днях вышло постановление губернатора, регламентирующее работу местных такси. Так, чтобы получить разрешение на перевозки, организациям и водителям необходимо выполнить ряд требований. К примеру, человек может работать таксистом, если имеет профессиональный стаж 3 года, если такой не зафиксирован в трудовой книжке, то тогда подойдет общий водительский стаж не менее 5 лет.

Организации обязаны иметь собственный или арендованный цех для обслуживания и ремонта транспортных средств. Кроме того, в здании должен находиться медицинский кабинет для предрейсового осмотра.

Машину предписано оформить под единый стандарт. Главное – наличие цветографической схемы, то есть известных всем «шашечек». Они могут быть любого цвета и размера. Никаких требований к наличию на бортах названия такси, его телефонов и адресов нет. На крыше необходимо установить оранжевый фонарь.

И наконец, самое дорогостоящее и трудно- выполнимое требование – установка таксометра, который призван определить тариф, исходя из единицы времени или пробега. Разрешение оформляется 10 дней, утверждена плата за его выдачу – 2000 рублей. Оно будет изготовлено по образцу водительских прав и талона техосмотра.

Проблемы, убытки…
Компании такси, подсчитав свои затраты на оборудование и оснащение требуемой техникой, сделали неутешительные выводы: придется повышать стоимость проезда и проститься с частью водителей. Затраты и впрямь немалые. В автопарке каждого известного таксомотора («Комфорт», «Ассорти», «Тройка», «Желтое такси») имеется не меньше 20-30 собственных машин. Наклейка «шашечек», оплата разрешений на все авто, покупка таксометров – все это влетит в копеечку.

- Мы наводили справки: самый простейший таксометр стоит 1500 рублей. Не факт, что он найдется в продаже в нужном количестве. И скорее всего, цены на них сейчас вырастут, – рассуждают директор «Ассорти» Федор Мишнев и его коллега из «Комфорта» Михаил Кашицын.

Пока они не торопятся заказывать аппараты, поскольку реально наказывать за их отсутствие начнут не с 1 сентября 2011 года, а с 1 января 2012-го. К этим затратам еще плюсуются расходы на бензин, который постоянно дорожает, полис ОСАГО, который также недавно вырос в цене на 30%, а также на техосмотр: такси по-прежнему необходимо проходить его раз в полугодие. Чтобы оправдать свои траты, часть их придется переложить на плечи водителей и клиентов.

- Нам и без того приходится платить аренду. Тем, кто ездит на машинах такси, за 12-часовую смену платят минимум 900 рублей, а те, кто работает на своих, в месяц платят по 6-8 тысяч рублей. Плюс бензин и ремонт, в месяц выходит круглая сумма, – рассказывает водитель с опытом работы такси более 15 лет Юрий Новиков.

После принятия поправок, касающихся работы таксомоторов, он ушел из работы легкового такси и перешел на грузоперевозки, устроившись трудиться на «ГАЗели». Уходить «в тень», как это сделали уже многие его коллеги, не намерен, а официально трудиться на таксомоторах или как ИП при диспетчерской службе стало малорентабельно. В грузовых же перевозках пока никаких нововведений не ожидается.

Руководители таксомоторных предприятий признаются, что все больше водителей уходят с официальной работы. Новых кадров мало.

- Приходят водители, устраиваем их на работу. После нескольких дней механики за голову хватаются: шаровые и подшипники летят, штрафов гора за нарушения, в ДТП постоянно попадают, – рассказывают Федор Мишнев и Михаил Кашицын. – Цены на перевозку надо поднимать, но понимаем, что делать этого не можем. Конкуренция большая. Получаю эсэмэски на телефон: такси – 80 рублей в любой конец города. А у нас уже тариф – 110-130 рублей.

Кстати, сейчас владимирские таксомоторы ввели гибкую ценовую политику. На машинах отечественного производства (а именно старых «пятерках» и «семерках») цены самые низкие – в районе 100 рублей. На иномарках стоимость поездки доходит до 130 рублей. В жаркую погоду цены на машину с кондиционером отличались от обычных на 100 рублей!

С момента принятия и вступления в силу поправок у таксомоторов существенно поубавилось оптимизма. Они надеялись, что нововведения заставят «бомбил легализоваться», а, по их мнению, происходит обратная ситуация.

- Всего-то надо было оставить желтые номера и включить в список обязательных требований для получения разрешения наличие собственного автопарка. Тогда бы на рынке остались только серьезные игроки, – считают таксисты.
Но этих поправок так и не увидела окончательная версия закона.

На грани фола
В последнее время частников на владимирских дорогах прибавилось. Заметить их в часы пик не составляет труда: они стоят возле остановок общественного транспорта, около рынков и сетевых магазинов. Если в течение получаса побыть на центральной улице и понаблюдать за проезжающим транспортом, то нетрудно будет увидеть, что из десяти автомобилей такси половина ездит без какой-либо раскраски на бортах, с одним лишь фонарем и антенной. Да и антенна, сви детельст ву юща я о том, что таксист работает с диспетчерской службой, которая поставляет ему заказы, имеется у половины нелегалов.

Тех, кто на личный транспорт вешает фонарь и развозит народ за деньги, действительно много. Они нарушают не только правила перевозки легковым такси, но и многие правила дорожного движения. В частности, стоят там, где остановка запрещена, им не страшно отсутствие парковочных мест, «бомбилам» не предъявишь претензии к качеству и не заставишь изменить тариф после звонка диспетчеру.

С нового года нелегальных таксистов ожидают высокие штрафы. За отсутствие информации в салоне о водителе и таксомоторной организации, за невыдачу чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, а также за отсутствие цветографической схемы и опознавательного фонаря – 1000 рублей. За отсутствие договора фрахтования или заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, за отсутствие разрешения, за незаконную установку фонаря грозит наказание в размере 5000 рублей.

Риск быть оштрафованным велик. Но кто не любит рисковать?

КСТАТИ
Сколько стоит быть таксистом?
Оранжевый фонарь – 300-400 рублей
Радиостанция любительская (удочка) без регистрации в надзорной инстанции – 2000-3000 рублей
Радиостанция профессиональная с обязательной регистрацией в надзорной инстанции – 10000-15000 рублей
Разрешение на осуществление перевозки легковым такси – 2000 рублей
Оклейка автомобиля – 1000-1500 рублей
Техосмотр – 619 рублей в полугодие
Фиксированная выручка за 12-часовую смену – от 900 рублей
Аренда за месяц – от 6000 рублей
Таксометр – от 1500 рублей
Штрафы – от 300 рублей
Бензин – от 300 рублей в день
Полис ОСАГО – 3000-4000 рублей в год

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Обсуждение закрыто.