18+
Погода: +2,4°C
Курсы валют: $00 00

Испытание огнем

20.04.2011

К началу пожароопасного периода около трети населенных пунктов Владимирской области не готовы к схватке с лесными пожарами.

Деревни получили паспорта

Пожароопасный период в регионе в нынешнем году объявлен беспрецедентно рано – с 8 апреля. Сделано это было в связи с аномальной жарой минувшего лета, когда в регионе полыхали более тысячи лесных и торфяных пожаров на площади свыше 30 тысяч гектаров. Пламя уничтожило более миллиона кубометров леса и ряд населенных пунктов, которые к разгулу стихии оказались не готовы. Распространению огня, как выяснили впоследствии различные проверки, способствовало подчас недобросовестное отношение местных чиновников к обязанностям по обеспечению пожарной безопасности.

В этом году всем муниципалитетам было предложено подготовиться к угрозе природных пожаров как можно раньше. Прежде всего, составить паспорта безопасности. Это станет неотложной мерой, направленной на предотвращение рецидива чрезвычайных ситуаций. Особое внимание – к населенным пунктам, имеющим общую границу с лесом. В регионе-33 таких 237. К примеру, по городу Владимиру к «опасным» отнесены микрорайоны Оргтруд, Долгая Лужа, Заклязьменский, Коммунар, Никулино, Рахманов Перевоз, Юрьевец, Шепелево, Злобино и ряд других окраин. В Меленковском районе в список «опасных» вошли 23 деревни. Больше всего населенных пунктов попало в перечень из Ковровского района – 32.

Каждый «опасный» населенный пункт области уже составил свой паспорт безопасности. В нем указано, какова численность постоянно зарегистрированного населения, протяженность границы населенного пункта с лесным массивом, есть ли в деревне (городе) естественные и искусственные водоемы, в каком они состоянии и т.п. А кроме того, в документе указано количество санаториев, детских лагерей и прочих оздоровительных учреждений, расположенных в лесных массивах вблизи поселка.

Паспорт местные власти составляли самостоятельно, то есть оценивали себя по предложенным МЧС критериям сами. Сейчас МЧС проверяет эти данные. Но уже из паспортов видно, готов тот или иной населенный пункт к борьбе с пожарами, а если нет, в чем конкретно проблемные точки. Ситуация неутешительная. Не готовы к схватке с пожарами 59 населенных пунктов. И у всех проблемы с пожарными водоемами: они отсутствуют или неисправны в 88 населенных пунктах из 237.

Пруд не роскошь?

Выходит, в сотне деревень Владимирщины пруды или вообще перевелись, или находятся в таком плачевном состоянии, что, если завтра пожар, тушить его будет просто нечем. В жалких, обмелевших и заросших лужах можно разве что запускать по весне кораблики, а вот черпать воду для масштабной борьбы с огнем – нет. А если учитывать требования, предъявляемые к прудам пожарными, то водоемы должны иметь «мощность» не менее пятидесяти кубометров. Когда-то все пруды такими и были и поддерживались в «боевой готовности» на всякий пожарный случай. Но сегодня старожилы деревень уже и не помнят, когда последний раз их пруды как следует чистили местные власти (хотя это прямая обязанность муниципалитетов).

А если даже запас воды в водоеме достаточен для пожаротушения, зачастую пожарные не могут подобраться к пруду в нужный момент. Большинство водоемов не имеют указателей, подъездных путей и пирсов для установки пожарной техники. Пирсы построены всего у 14% водоемов, но надзор за ними ведется слабо. И это при том, что открытые водоемы – главные и часто единственные источники воды, которой можно потушить пожары в населенных пунктах. К слову, во многих присоединенных микрорайонах Владимира естественные источники воды не оборудованы подъездными площадками с твердым покрытием для установки пожарных машин, а в Мостострое и Ширманихе самих водоисточников недостаточно. Что уж говорить о территориях, удаленных от областного центра на десятки километров.

В свое время именно МЧС рекомендовало муниципалитетам принять местные программы по противопожарной безопасности и заложить в них средства на обустройство водоемов. Однако сельские поселения или проигнорировали это вовсе, или приняли, но средств заложили мало, сколько смогли – по 200 – 300 тысяч рублей в год. На эти деньги можно расчистить в год от силы два пруда. А де-
ревень в составе каждого поселения – десятки. Всего в регионе имеется 2050 пожарных водоемов и предусмотрено строительство еще 520 источников воды.

По данным МЧС, на устройство и содержание пожарных водоемов Владимирской области в целом нужно не менее 400 млн рублей. Но пока денег нет, все останется, как было – жалкие лужи в деревнях вместо полноценных источников воды, пригодных для тушения пожаров. Только теперь водная «профнепригодность» будет официально отражена в паспорте населенного пункта и станет лишний раз напоминать муниципалитету о его невыполненных обязанностях.

Торфяники -богатство или бедствие?

Много бед минувшим летом принесли горящие торфяники. Проблему заброшенных торфоразработок надо срочно решать, чтобы не допустить повторения «дымной завесы» в городах и селах. Сейчас наметились два пути решения – обводнять торфяники, чтобы предупредить пожары, или активнее сдавать эти площади в аренду торфодобытчикам, готовым заботиться о пожарной безопасности.

Пока торф в общем объеме добычи полезных ископаемых в области занимает всего 1%, но ресурс этот перспективный. Он используется не только в энергетике
и сельском хозяйстве, но и в медицине и косметологии. Первые шаги по продвижению идеи «торфяного бума» уже сделаны. В регион привлечены инвесторы для «реанимации» торфоразработок.

Всего в области насчитывается 723 месторождения торфа площадью около 110 тыс. гектаров с запасами торфа порядка 130 млн тонн. То есть торф может претендовать на статус регионального топливно-энергетического ресурса. Перевод муниципальных угольных и мазутных котельных на местные виды топлива создаст реальный потенциал по сдерживанию роста тарифов на тепловую энергию. Торф дает тепла не меньше угля, мазута и дров, при этом более экономичен и прост в обращении. Некоторые жители деревень, где нет газа, начали устанавливать себе индивидуальные торфяные котлы.

Сейчас в регионе на торфяных гранулах работают пять котельных. Но планируется, что к новому отопительному сезону таких будет уже 11. Инвесторы готовы вложить в модернизацию торфяной отрасли региона порядка 10 млн долларов. На счета предприятия «Владимирторф» в Гусь-Хрустальном и Камешковском районах новыми инвесторами уже направлено порядка 20 млн рублей на торфодобычу, приобретение новой техники и строительство в этом году завода по производству торфобрикетов в поселке Мезиновский Гусь-Хрустального района. Для добычи торфа предоставлено 4 тысячи гектаров. Но пока этого мало – разрабатываются всего 4% от общей площади торфяников. А остальные заброшены и снова будут гореть.

Идея затопления брошенных торфяников, как показали расчеты московских специалистов, оценивается в десятки миллиардов рублей, что вызывает сомнение в экономической целесообразности проекта. Затопить огромные площади не удастся без участия федеральных средств, а нам их пока не выделяют. Но отдельные участки все-таки будут затоплены: в регионе разработан сводный план по обводнению торфяников на 2011-2013 годы. Наибольшую опасность летом представляют торфяники Гусь-Хрустального и Собинского районов – торф там залегает на 20 тысячах гектаров, вот с этих площадей обводнение и начнется. В 2011 году планируется обводнить порядка 4,5 тысячи гектаров торфяников, несущих угрозу населению. Среди первоочередных задач – сделать земляные дамбы, чтобы к лету удержать воду.

О чем шумят лесные деньги

В лесах пожарная безопасность тоже будет усиливаться. В прошлом году затраты на тушение пожаров по линии департамента лесного хозяйства составили
50 млн рублей, пожары уничтожили около миллиона кубометров леса. Жестокие уроки не прошли даром. В этом году нашей области из федерального бюджета выделено 103,8 млн руб. на проведение профилактических противопожарных мероприятий, в том числе на тушение лесных пожаров 8 млн руб. – а это больше прошлогоднего в два раза.

По данным департамента, для решения задач по тушению лесных и торфяных пожаров в 2011 году создана группировка сил и средств территориальной подсистемы региональной службы чрезвычайных ситуаций – почти 10 тысяч человек и 2000 единиц техники.

Кроме того, бороться с пожарами в регионе будут 75 добровольных пожарных дружин (811 добровольцев) и 40 сотрудников муниципальной пожарной охраны. Применение группировки спланировано в два эшелона с выделением резерва.

Исполнитель заказа департамента ГУП ВО «Владлеспром» подготовил тысячу человек и почти четыреста единиц техники. Еще до начала пожароопасного сезона техника и оборудование были подготовлены к работе на 100%.

Однако вся эта техника на 90% выработала свой ресурс – требуется замена. Эта проблема в прежние годы оставалась открытой, хотя отдельные меры по «перевооружению» служб пожаротушения принимались каждый год. Так, в прошлом году регион получил 12 авторазливочных станций. В нынешнем придут еще 25.

А главное, летом в помощь лесным пожарным должны поступить два многоцелевых легких бронированных транспортера. Это мощные машины повышенной выносливости, способные работать в экстремальных условиях. Раньше эти гусеничные вездеходы считались военной техникой, теперь будут служить в мирных целях при тушении пожаров. Тягачи могут ездить по неустойчивым грунтам в труднопроходимых местах и даже «плавать» – без мостов и понтонов пересекать небольшие водоемы. Для леса такая техника незаменима. Кроме того, департамент запросил у Рослесхоза выделить на лето еще 15 единиц противопожарной техники из федерального резерва. Так что материальная база лесных служб, наконец, претерпит настоящие изменения.

Кроме того, Рослесхоз после жаркого лета заявил, что в стране надо построить 430 новых пожарно-химических станций. Леса горели так интенсивно потому, что тушить их лесным службам было буквально нечем. Ситуация может повториться, если положение не исправить, и в федеральном центре это быстро осознали. Каждая новая станция – это целый комплекс из десятков единиц современной техники, от оборудования пожарной вышки до маневренных вездеходов. И на днях стало известно, что во Владимирской области с 2011 по 2013 год будут построены пять таких станций на условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов. Дополнительно 150 млн рублей регион планирует получить на расчистку горельников. Разбор «завалов» в лесу после прошлогодних пожаров только начался.

Лесные службы региона, как видим, извлекли уроки из чрезвычайной ситуации и стали серьезнее вооружаться техникой и финансами. Однако нерешенными остаются многие законодательные вопросы. Есть мнение, что разгулу стихии способствовал новый Лесной кодекс, уничтоживший службу лесной охраны. Без лесников не обойтись, только они могут своевременно выявлять очаги возгорания и предупреждать пожарных, пока огонь еще не вырвался из-под контроля. Раньше за каждым участком леса был закреплен лесник, а теперь за огромными лесными массивами круглосуточно наблюдают разве что спутниковые системы слежения. Очевидно, что службы лесной охраны в стране нужно восстановить. Беречь лес должен, прежде всего, профессионал, без него сам и по себе техника и финансы ничего не значат.

Возник в этом году и вопрос о статусе лесных инспекторов. Полномочиями по государственному пожарному надзору в лесах наделены в области 370 инспекторов департамента лесного хозяйства. Прошлым летом именно благодаря работникам леса, которые выводили сотрудников МЧС непосредственно к очагам возгорания, удалось предотвратить крупные пожары. Но, в отличие от сотрудников МЧС, пока законодательно не оговорены ни социальная защита, ни страхование от несчастного случая и материальное обеспечение лесных пожарных. Выходит, что те, кто непосредственно отвечает за тушение пожаров в лесу, остаются незащищенными.

Дискуссии о том, какие меры власти всех уровней должны принимать для защиты населенных пунктов и лесов от пожаров, будут идти еще долго. Слишком тяжелые последствия вызвало пламя пожарищ прошлого лета. Часть уроков уже извлек ли. Но чтобы не допустить повторения катастрофы вновь, сделать предстоит еще очень многое.

Елена Певцова

Обсуждение закрыто.