16+

Женщина на коне

Любимое хобби может стать делом жизни, если верить в себя и смело преодолевать препятствия, – считает Наталья Дмитриева. Коренная москвичка, она переехала во Владимир и уже девять лет занимается тем, что любит больше всего, – лошадьми. Сейчас во дворе ее дома в Добром построена настоящая конюшня, где живут лошади, пони и даже осел с ослицей.

Роди мне лошадку!
– По материнской линии у меня в роду – донские казаки, – рассказывает Наталья, – тетя была заядлой наездницей. Она занимала довольно высокий пост в министерстве сельского хозяйства, но до преклонных лет выезжала верхом. А двоюродная бабушка, хотя сама в седло не садилась, азартно играла на скачках. И как-то все эти гены причудливо сошлись во мне. Когда я была совсем маленькой, просила маму родить мне лошадку…
На летние каникулы маленькую Наташу увозили в Курск. На рынке ребенок немедленно пропадал, но родители знали, где ее искать – там, где лошади. Правда, кататься верхом ей тогда не разрешали. Максимум – проехаться в телеге, которая развозила молоко и хлеб. Но и это было громадным детским счастьем. И папа с мамой сдались – за рубль девочке купили абонемент в парк Сокольники, где были верховые лошади.
Первое занятие проходило на улице. Наташе досталась Тайна – высокая белая кобыла с артистическим прошлым: в Большом театре она вывозила на сцену царей. Лошадь отличалась умом и сообразительностью и сразу поняла, что в седле новичок, которого можно не слушаться. Сначала Тайна просто стояла, а потом резво поскакала в конюшню. Наташа упала в лужу, ее папа был в шоке, конюх взял девочку за руку и кое-как отмыл холодной водой. Для другого ребенка такого приключения было бы достаточно, но Наташе понравилось. Она продолжила занятия, а потом поступила в детскую конно-спортивную школу.
Именно там произошел эпизод, который Наталья запомнила на всю жизнь: одна из лошадей, прыгая через барьер, упала и сломала ногу. Лечить ее даже не пытались – убили током. Даже сейчас, рассказывая об этом, Наталья плачет. "Ее можно было вылечить, – говорит она, – и даже если бы эта кобыла уже не могла выступать на скачках, от нее можно было бы получать жеребят. Но у нас отношение было другое: лошадь – это мясо. Из нее выкачивают все, а потом безжалостно уничтожают. А для меня кони всегда были волшебными существами. Наверное, тогда я поняла, что со своей лошадью никогда не смогу поступить плохо".
Конным спортом Наталья занималась до 17 лет, потом закончила музыкальное училище, пошла работать в музыкальную редакцию радиовещания, вышла замуж и прежнее увлечение отошло на второй план. Но долго обходиться без лошадей девушка не смогла: сначала пошла кататься в прокат, потом познакомилась с работниками ипподрома и стала наезжать молодых рысаков, которых готовили к скачкам. Именно здесь "по случаю" она купила свою первую лошадь – чистокровную кобылу английской породы по кличке Дерзкая.

Подкова на счастье
Сначала лошадь стояла на конюшне в Сокольниках, потом у Натальи начались проблемы с личной жизнью и деньгами, и Дерзкую пришлось перевезти в Подмосковье. Во Владимир в те годы Дмитриева приезжала редко – навестить тетю. Здесь, в парке 850-летия, она однажды познакомилась с девушками, которые катали прохожих на лошадях. Узнала, где находится конюшня, и решила поставить свою Дерзкую туда.
С хозяевами договорились, что кобылу будут кормить и выезжать, и за это оставят себе ее первого жеребенка. Наталья сняла во Владимире квартиру и стала приезжать в город по выходным – навестить любимицу. Осенью у Дерзкой родился Зодиак. А еще через полтора месяца у Натальи начались проблемы с владельцами конюшни: они предложили платить за содержание лошади, а денег в тот момент у Натальи не было. В результате кобылу из теплого денника переставили в холодный сарай и почти совсем перестали кормить.
– А потом знакомые девчонки рассказали, что Зодиак продается, – вспоминает Наталья, – я поехала на конюшню и ахнула: десятимесячный жеребенок был совсем маленьким и худым. Но очень похожим на свою маму, мою Дерзкую. Так что я купила и Зодиака, и его сводную сестру Заложницу, которую теперь называю Зайкой. Сняла во Владимире полдома, устроила во дворе сарайчик, там они и стояли. На Зайке ездила кататься, Зодиак бегал за ней, как собачка. Кстати, потом я его откормила – стал отличный конь, красивый и очень умный.
А весной Наталья со своими лошадьми пошла в парк. Катать. Сначала было трудно: лошади настороженно относились к посторонним, но потом дело пошло на лад. Постепенно ее маленькое конное хозяйство начало разрастаться: в передвижном зоопарке, который не мог прокормить зверей, на мясо для хищников обменяли пони Майю (сейчас в конюшне вместе с ней стоят уже три ее дочки – Мальвина, Малинка и Нимфа). У вязниковских цыган куплена серая кобыла Марго. "Цыгане обманывают только тех, кто ничего не понимает в лошадях, – улыбается Наталья, – а знатокам они продают по-настоящему хороших коней". Из Перми приехал Бальзак: сначала его обменяли на санки в Суздале, а позже продали Наталье.
Выросла и конюшня: сейчас это просторное помещение, в котором стоят шесть лошадей, шесть пони и два жеребенка – Ласковый, сын Марго, и Крош, ребенок Майи. А ослики – Яша и Красотка – появились совершенно случайно: купить их уговорил знакомый цыган. Но Наталья не пожалела: животные оказались и умными, и забавными. На днях Красотка родила маленького ослика.
Именно лошади познакомили Наташу со вторым мужем: он ветеринар. "Вот так неожиданно в мою жизнь пришло счастье, – говорит она, – любимый человек, любимые дети и любимое дело".

Беспокойное хозяйство
Управляться с конюшней Наталье помогает 12-летний сын: после школы и уроков он начищает денники, поит и кормит лошадей. Ухаживает за животными сама Наталья и ее добровольные помощницы, девчонки из соседних домов. "Когда тебе 12-16 лет, общение с лошадью – это огромная радость, – говорит коневладелица, – не только потому, что на ней можно кататься. Это существо, которое отвечает преданностью за заботу, а еще с ним можно поговорить, пожаловаться на жизнь. Я заметила, что на конюшню часто приходят дети, у которых есть какие-то проблемы в семье. Для них лошадь – отдушина. Правда, уже лет в семнадцать у девчонок появляются другие заботы и они уходят". Кстати, трехлетней Наташиной дочке пока только изредка разрешают прокатиться на пони, но уже приучают к мысли, что лошадка не просто развлечение.
По выходным и в праздники Наталья выводит лошадей в парки катать народ. Эта работа дает возможность понаблюдать за людьми. "Маленькие дети очень радуются, когда видят большую лошадь, – делится Дмитриева, – а катание становится необыкновенным приключением, ведь на лошади ты становишься самым высоким. Дети постарше уже начинают ценить деньги – родители предлагают им покататься, а ребенок просит: "Нет, ты мне лучше трансформера купи". Взрослые тоже не прочь прокатиться, особенно если никто не видит. Многие стесняются, что будут глупо выглядеть в седле, но вместе с тем им страшно хочется проехаться верхом".
Как везде, есть и трудности: к лошадям часто пытаются пристать подвыпившие граждане, в каждом из которых при виде коня просыпается Чапаев. Один раз такой человек попытался пнуть лошадь в живот, другого с трудом отцепили от поводьев, в третий раз нетрезвая девушка попыталась с разбегу вскочить на пони… Иногда даже приходится обращаться за помощью к милиционерам. Но Наталья научилась спокойно относиться к неприятностям подобного рода: хочешь работать – нужно уметь справляться со всем.
Еще долгое время были сложности с площадкой для катания: облюбовали одну – там началось строительство армяно-грегорианской церкви, другую – построили каток, следующую выбрали подальше от города – сейчас там стоит "Глобус". Дмитриева улыбается: "Прямо примета. Где ступила наша лошадь – жди строительства". Правда, сейчас эта проблема позади – администрация одного из городских парков предложила женщине площадку для конно-спортивной секции. Сейчас там строится ограда, а скоро появятся три манежа и сектор для прыжков. Наталья обещает, что заниматься в секции смогут все желающие, от новичков до профессионалов.
А вот переносить в парк и конюшню Наталья пока не собирается. "Наверное, после того случая с Дерзкой во мне остался сильный страх потерять лошадей, – говорит она, – за конюшней нужно постоянно присматривать, особенно по ночам – не только из-за хулиганов, но и потому, что в это время с лошадьми могут случиться колики или что-то другое, что потребует немедленной реакции. А пока конюшня возле дома, мне спокойнее".
Между прочим, соседи, которые раньше опасались, что лошади будут объедать их огороды, успокоились. И даже сами приносят Наталье яблоки и морковь.

Валентина КУДРЯВЦЕВА

Просмотры: