18+
Погода: +2,0°C
Курсы валют: $00 00

1020 лет КРЕЩЕНИЯ Руси – в чем различие схожих?

31.07.2008

Русь приняла крещение в далеком 988 году. С этого времени принято говорить о древнерусском христианском государстве князя Владимира. Однако еще в 866-867 гг. состоялось так называемое "Фотиево крещение", когда православие приняла славяноваряжская дружина киевских князей Аскольда и Дира после неудачного похода на Константинополь. Воины стали свидетелями заступничества Богородицы за Царьград, поражение от "небесных воинств" обратило их в "греческую веру". Потребовалось целое столетие, правление княгини-христианки Ольги, чтобы христианство прочно утвердилось в Киевской Руси выбором равноапостольного князя Владимира.

Из нашего "тысячелетия христианства" почти выпал полностью ХХ век. Вернее, он стал годиной лютых гонений на церковь и массового вероотступничества. Однако "кровь мучеников – семя христианства". Потомки гонителей не оправдали надежд "ленинской гвардии" и вернулись в лоно православия. В 1988 году накануне исчезновения СССР было широко отмечено в стране тысячелетие крещения Руси. Казалось бы, какая необходимость сегодня праздновать не слишком "круглую дату"?
Возможно, этот "юбилей 1020" и остался бы исключительно событием для узкого церковного круга, если бы не активность президента Украины Виктора Ющенко. Собственно, глава соседнего государства решил использовать историческую дату для того, чтобы добиться своей вожделенной цели – создать собственную поместную украинскую церковь. Ждать еще хотя бы 80 лет он не мог (по понятным причинам), а войти в историю страны великим религиозным реформатором очень хотелось. Зачем господину Ющенко потребовалась национальная церковь?
Главная причина ревности "не по разуму" очевидна. На Украине быстрыми темпами завершается процесс формирования национальной идентичности. Разрыв с Московским патриархатом является продолжением политики украинизации, частью которой стало вытеснение русского языка из СМИ, ликвидация русских школ и т.п. Впрочем, большим заблуждением было бы думать, что президент не имеет массовой поддержки в народе. Увы, многие его сограждане (даже те, кто любит Россию) предпочитают жить в независимом государстве со всеми его атрибутами. К сожалению, ошибки и грехи сначала империи, а потом и советской власти стали оправданием украинского сепаратизма. При царях проводилась политика русификации "малороссийского" народа (само название "Украина" не вызывало симпатий власти), поэтому украинофильство изначально слилось с революционно-демократическим движением.
Но советская власть, разумеется, превзошла за короткий период своим вероломством всех. Раскулачивание украинской деревни, голод, истребление веры имели на Украине свои особенности. Прежде всего, западные губернии были присоединены к СССР только в 1939-м после гитлеровского разгрома Польши. Это стало роковой ошибкой советской власти (как и присоединение балтийских стран). В состав Советского Союза вошли территории с населением, активно сопротивлявшимся политической и национальной инкорпорации. Галиция всегда была идейным центром украинского сепаратизма. Несмотря на жестокое подавление вооруженного повстанческого движения, оно продержалось до середины 50-х. Но окончательно советская власть победить его не смогла. Люди постарше знают историю белорусского села Хатынь и еще 117 деревень Полесья, сожженных оккупантами вместе с населением. Вот только рассказать всю правду советская власть не решилась. Дело в том, что эти страшные преступления совершили украинские националисты из карательного батальона "Соловейко", находившиеся на службе СС. Ради сохранения по-советски понимаемой "дружбы народов", чтобы не ворошить прошлое, идеологи "забыли" о национальности карателей, перевели название зондеркоманды на немецкий ("Нахтигаль" – соловей) и упоминали только имя командира убийц Отто Дерливангера. В результате палачи возродились героями за "незалежность" в 90-е годы прошлого века.
"Медвежью услугу" оказал Русской православной церкви Сталин. По его приказу состоялся Львовский собор 1946 года, объявивший о воссоединении Украинской греко-католической церкви (УКГЦ) с РПЦ. Сталин сделал то, что не смогла осуществить царская администрация. В результате этой чекистской акции в ограду церкви принудительно влилась готовая "пятая колонна", которая напомнила о себе в конце 80-х. Также были присоединены и чисто православные епархии Константинопольского патриархата в Прибалтике. Исключение генералиссимус сделал только для Грузии, где сам начинал революционную деятельность в борьбе за автокефалию Иверского католикосата.
Распад СССР поставил Русскую православную церковь на грань серьёзного кризиса. Бывшие униатские приходы в одночасье вернули себе принадлежавшие ранее храмы, прихватив при этом и часть православных. Пролилась первая кровь погромов. УГКЦ пользовалась огромной поддержкой возродившегося украинского национализма. Это оказалось первым ударом по верующим и страшной платой за вмешательство сталинского государства в дела церкви.
Однако главная опасность раскола РПЦ проявила себя в начале 90-х. Киевский митрополит Филарет (Денисенко) после кончины Патриарха Пимена (Извекова) в 1989 году исполнял обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола. По сложившейся традиции он претендовал на то, что сам станет предстоятелем церкви. Но на Соборе 1990 года был избран Патриарх Алексий II. Митрополит Филарет попытался воспользоваться ситуацией распада страны, чтобы провозгласить "церковную независимость" Украины. При этом он получал 3/4 приходов РПЦ, создавая, таким образом, крупнейшую православную юрисдикцию.
Священноначалие Московского Патриархата успело лишить сана митрополита-инсургента за раскольническую деятельность и несоблюдение монашеских обетов. Однако решающим фактором стало то, что большинство духовенства и паствы пошло за авторитетным митрополитом Владимиром (Сабоданом), а не потерявшим доверие церковного народа Филаретом. УПЦ получила полную автономию во внутренних делах и стала самоуправляемой частью Русской церкви. Это "соломоново решение" позволило снять в тот период проблему провозглашения автокефалии и сохранить каноническое единство. Несмотря на то, что Филарету удалось увести за собой часть украинских приходов и создать впоследствии "Киевский патриархат", УПЦ МП сохранила за собой главные святыни Киева и Украины. В первое десятилетие украинской независимости государство не спешило вмешиваться в дела церкви, поддерживая некоторое равновесие в "церковном вопросе". Приход новых политических сил к власти на Украине, нацеленных на скорейшее формирование "украинской идентичности", ознаменовался попытками создания автокефальной украинской церкви под эгидой государства.
В эпоху Реформации в Западной Европе, раздираемой на части междоусобными конфликтами на религиозной почве, был сформулирован жесткий принцип "реальной политики" тех лет – "чья власть, того и вера". Происходящее на Украине напоминает возвращение к нормам немецких удельных князей. Политический заказ уже даже не на автокефалию, а на воссоединение всех православных юрисдикций (в том числе и неканоничных) под флагом независимости чиновники украинской администрации не в силах скрывать. Такое вмешательство государства в церковные дела, безусловно, только усугубляет ситуацию.
К сожалению, на Украине реализуются не нормы европейского демократического государства, а, скорее, вассального гетманата. Суверенитета хочется во всем. Тем более, что Грузия имеет свою поместную церковь:…
Однако не стоит забывать, что украинский сепаратизм часто является отражением нашей ложно понятой "имперскости". Отрицание украинской идентичности, восприятие украинского языка как "суржика" ("плохой" польский, "искусственный" диалект и т.п), упрощение и лакировка нашей совместной истории не способствуют взаимопониманию даже между вменяемыми людьми с противоположной стороны. Поэтому на Украине небезуспешно реализуется программа отрыва братского народа "от Москвы".
Антироссийскими силами навязывается образ России как неевропейского, недемократического государства в отличие от "Киева". Переписывается не только новейшая, но и древняя история. Так, 988-й объявлен годом крещения "Киевской Руси-Украины"!
При всей драматичности событий, происходящих на Украине, вспоминаются пушкинские строки: "Это спор славян между собою, домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою". Смысл происходящего познается в сравнении. Мы, потомки древних славян, выясняем уже на государственном уровне "право первородства" у крещальной купели Киева, доказываем свою общность с христианской Европой. Но как-то не заметили в этой борьбе, что мы очень одиноки в Старом Свете.
В 1996 году исполнилось 1500 лет христианству во Франции. Юбилей в стране, являющейся олицетворением европейского духа, был встречен демонстрациями протеста из поборников однополой любви и защитников абортов. Либеральная французская пресса целый месяц выражала свое возмущение по поводу предстоящего торжества. В некоторых городах Франции накануне праздника многие заявляли, что отказываются от своего крещения. Эти события лучше всего объясняют причины отказа политической элиты Старого Света включить упоминание о христианстве в проект конституции Евросоюза. Как тут не вспомнить прошлое…: После принятия крещения киевский князь Владимир так изменился, что попытался отказаться от применения смертной казни в своем княжестве, но был остановлен епископами, считавшими, что это была "ревность не по разуму" и древнерусские нравы еще не соответствуют такой "гуманизации". Зато франкский король Хлодвиг, ставший христианским государем, постепенно уничтожал франкских вождей и захватывал их земли, распространив таким образом свою власть над всей Галлией (будущей Францией). Он убил многих королей, в том числе ближайших родственников. Однажды, собрав своих людей, Хлодвиг сказал о родственниках, которых сам же умертвил, следующее: "Горе мне, ибо я остался как странник среди чужестранцев, и нет у меня родных, которые могли бы мне помочь в минуту опасности!" Говорят, что эти слова он произнес не из жалости к убитым, а из хитрости: не обнаружит ли он еще кого-нибудь из родни, чтобы и того умертвить.
В эти дни официальный Киев встречал на высшем государственном уровне Константинопольского патриарха Варфоломея I, отрекаясь от Патриарха Московского и церковного единства с русским народом. А всего полгода назад в Италии не дали выступить с богословской лекцией в университете "Ла Сапиенца" папе Бенедикту ХVI, обвинив его в навязывании христианских ценностей светским студентам…: С каждым годом в Европе все меньше юношей изъявляют желание посвятить себя священническому служению. Только Польша, наш западный славянский родственник, по-прежнему верна своему христианскому призванию, поставляя служителей алтаря теряющей веру Европе. В 2006 году в Ченстохове вспоминали 1000-летие крещения Польши, отмечавшееся в 1966-м при коммунистах. В те далекие дни в памяти собравшихся там тысяч верующих остался символ пустого папского трона, поскольку польские власти отказали в праве приезда на торжества тогдашнему Папе Римскому Павлу VI. Через двадцать лет польские католики свергнут коммунистическое иго.
Пожалуй, кому-то может показаться "отсталостью" особенность славянских народов принимать вероисповедные вопросы близко к сердцу. Но как тут не вспомнить предостережение М.Чудиновой о "мечети парижской Богоматери". Увы, даже Евро-2008, кажется, говорит об этой близкой перспективе: французский флаг там защищал "иностранный легион" выходцев из стран Магриба.
У России и её соседей была другая история. "Нас точит семя Орды, нас гнет ярмо басурман, но в наших жилах кипит Небо славян". Эти слова принадлежат православному рокеру Константину Кинчеву. Пока мы спорим и ссоримся между собой как чужие, наши недруги, ожидающие, когда мы начнем истреблять друг друга, видят, как мы похожи. Газета "Вашингтон пост", выражая недовольство польским традиционализмом, заметила, что при всей своей антироссийской риторике поляки "так похожи на русских". Будем надеяться, что однажды наша слепота исчезнет, и мы вспомним пушкинские строки:

"Оставьте нас:
вы не читали
Сии кровавые
скрижали;
Вам непонятна,
вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны
Кремль и Прага:
Бессмысленно
прельщает вас
Борьбы отчаянной
отвага -
И ненавидите вы нас:".

Михаил ВОРОНОВ религиовед

Обсуждение закрыто.