16+

Присоединение без секретов

Плата за технологическое присоединение уже давно перестала восприниматься как сиюминутный каприз всесильных энергетиков. Сегодня это объективная реальность, продиктованная политикой российского государства, избравшего инновационный путь развития, а также потребностями регионов в ускорении темпов экономического развития. Между тем дискуссии о целесообразности такого шага, как включение инвестиционной составляющей в тариф на техприсоединение и споры на тему "дорого – дешево" не утихают. Даже после того как 4 ноября 2007 года были приняты поправки в закон "Об электроэнергетике", завершившие длительный процесс формирования единой нормативной базы, регулирующей присоединение потребителей к электрическим сетям. О "природе" техприсоединения и новшествах, которые произошли в этой сфере пересечения интересов сетевых компаний и их клиентов, мы беседуем с заместителем Председателя Правления ОАО "ФСК ЕЭС", генеральным директором ОАО "Холдинг МРСК" Александром Казаковым и руководителем Центра управления МРСК ОАО "ФСК ЕЭС" Павлом Оклеем.

Корр.: Александр Иванович, если вернуться к истокам вопроса, чем обусловлено введение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям?
А. Казаков: Стремительный рост потребления электроэнергии, связанный с резким повышением активности в различных отраслях российской экономики, сдерживается одним весьма существенным фактором – неготовностью сетей удовлетворить растущие "аппетиты" потребителей. На протяжении многих лет отрасль испытывала дефицит инвестиций – средства в расширение и строительство объектов сетевого хозяйства практически не вкладывались. Финансировались, да и то в минимальных объемах, локальные ремонтные программы, направленные исключительно на поддержание текущей работоспособности подстанций и линий электропередачи. Таким образом, мы получили то, что должны были получить – серьезный дефицит мощности, который охватил практически всю страну, и в первую очередь – наиболее динамично развивающиеся регионы, среди которых Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, регионы Уральского федерального округа и другие.
Предотвратить неизбежный коллапс позволило реформирование отрасли – в электроэнергетику пришли большие инвестиции. Однако, если для генерации и магистральных сетей источники инвестиций определены достаточно четко – в первом случае это преимущественно частные деньги, а во втором, государственные, – то для распределительных сетей этот вопрос сейчас системно решается. И введение платы за присоединение, включение в плату инвестиционной составляющей – это мера, которая была необходима, чтобы удовлетворить спрос на присоединение к сетям, не создавая со стороны распределительных сетей препятствий для развития регионов.
Корр.: В ряде регионов тариф на присоединение был установлен в 2006 году, в большинстве – в этом. Оправдало ли введение платы надежды энергетиков?
П. Оклей: Два года работы с тарифом на присоединение показали, что его введение решило главную задачу – мы перестали отказывать в присоединении, и мы начали ликвидировать сетевой дефицит. На сегодняшний день плата за техприсоединение установлена в 59 из 60 РСК, при этом в 41 регионе эта плата включает реальные деньги на строительство объектов для потребителей, а в 18 регионах пока остается "плата за чернила". По итогам прошлого года объем присоединенной мощности к распределительным электрическим сетям существенно вырос – на 20%, до 3411 МВт, по сравнению с 2006 годом. В ряде регионов наблюдается просто ошеломляющая динамика. Так, в зоне ответственности Красноярскэнерго присоединенная мощность возросла почти в 15 раз – с 5 до 74 МВт. Соответствующие показатели в Янтарьэнерго составили 3 и 50 МВт, а в Вологдаэнерго – 8 и 39 МВт. Лидером же по объему присоединенной мощности стала Московская городская электросетевая компания – 666 МВт. Ленэнерго присоединило 349 МВт против 101 МВт по итогам 2006 года. Белгородэнерго обеспечило присоединение потребителей суммарной мощностью 243 МВт, тогда как в 2006 году эта мощность составила порядка 57 МВт. Активно велось техприсоединение в Омской, Тюменской и Калужской областях, которые в сумме дали потребителям 400 МВт.
Корр.: От чего зависит размер тарифа на техприсоединение?
А. Казаков: Для начала необходимо отметить, что плату за услугу по техприсоединению, оказываемую энергетиками, устанавливает государство в лице уполномоченных органов в области регулирования тарифов – региональных энергетических комиссий (РЭК), действующих в каждом субъекте Российской Федерации. Если в регионе не утвержден стандартный тариф на техприсоединение, то его стоимость рассчитывается и подлежит утверждению в регулирующих органах в индивидуальном порядке. Ставки тарифов в разных регионах отличаются и зависят, в первую очередь, от прогнозируемых затрат на техприсоединение. Чем больше дефицит, чем больше объектов требуется построить для обеспечения мощностью новых потребителей, тем выше тариф. Разумеется, на тариф влияет себестоимость строительства новых энергообъектов. Так, например, в Москве, где в силу объективных причин себестоимость сетевого строительства значительно выше, чем в других регионах, установлены самые высокие по России тарифы на технологическое присоединение. В пределах Садового кольца – более 100 тыс. рублей за единицу мощности. Напротив, в Калмыкии, где коэффициент использования сетевого хозяйства очень низкий, а его резервы не задействованы и наполовину, плата за присоединение ниже, чем в среднем по стране.
Корр.: Несмотря на то, что в конце прошлого года были приняты поправки к закону "Об электроэнергетике", споры о целесообразности введения инвестиционной составляющей в тариф за техприсоединение не прекращаются. Можно ли было в принципе обойтись без этой меры?
А. Казаков: Я напомню, что в 35 субъектах России тариф на техприсоединение был введен еще в 2006 году по решению региональных администраций и на фоне отсутствия очевидной нормативной базы. Губернаторы понимали, что без этой меры отсутствие сетевой инфраструктуры просто поставит крест на планах регионального развития. И именно российские регионы были главными двигателями идеи закрепления в законе "Об электроэнергетике" принципа платности присоединения и необходимости включения инвестиционной составляющей в плату. Эти решения – результат консенсуса, достигнутого между энергетиками, бизнес-сообществом, государственной властью на федеральном и региональном уровнях.
Мы рассматривали разные варианты решения проблемы инвестиций в распределительные сети. Например, рассматривалось включение инвестиционных затрат в тариф на услуги по передаче электроэнергии. И, кстати, энергетикам такое решение было бы удобнее, чем введение тарифа на присоединение. Но, как отмечают эксперты, это привело бы к увеличению тарифа на 40-50%. Причем все существующие потребители электроэнергии, включая социально незащищенные слои населения, стали бы платить за отдельных потребителей, которые желают присоединиться к сети или увеличить присоединенную мощность. Еще один недостаток такого решения: если сегодня плата за присоединение носит разовый характер, то по увеличенному тарифу на передачу пришлось бы платить в течение года, в котором оплачивается присоединение.
П. Оклей: Неоднократно высказывалась идея ввести льготы для отдельных групп потребителей, например, для малого бизнеса. Но как обеспечить прозрачность такого способа льготирования? Я не уверен, что это должно входить в компетенцию энергетиков. Мы убеждены, что наиболее приемлемым способом поддержки отдельных секторов экономики должно быть предоставление адресных субсидий за счет средств бюджета.
Корр.: Будет ли плата за присоединение расти или снижаться? Возможна ли ее отмена?
А. Казаков: Мы считаем, что плату необходимо снижать, и выступили с рядом инициатив, которые позволят это сделать. Но сделать ответственно, не лишая распределительные сети источников средств на удовлетворение заявок потребителей и не создавая условий для коррупции и перекрестного субсидирования. В частности, в прошлом году ФСК совместно с "Опорой России" предложили Правительству рассмотреть возможность снятия налога на прибыль с платы за присоединение. Это 24%, которые сегодня государство взимает с поступлений платы за присоединение в адрес сетевых компаний, а они в свою очередь вынуждены эту налоговую нагрузку закладывать в тариф на присоединение.
Вторая системная мера – это создание такой регуляторной среды для сетей, которая позволит им привлечь инвестиции с рынка капитала. В середине этого года несколько "пилотных" компаний перейдут на новую систему тарифного регулирования, предполагающую гарантированный возврат инвесторам на вложенный в сети капитал (RAB-регулирование). С 2009 года мы осуществим массовый перевод компаний на эту систему. Новое регулирование позволит привлекать "длинные", со сроком возврата до 40 лет, деньги с рынка капитала. Мы сможем снизить инвестиционную составляющую в тарифе на присоединение, а значит и сам тариф, не раздувая при этом тариф на передачу. Как и зафиксировано в законе "Об электроэнергетике", к 2011 году мы начнем в наших инвестиционных планах меньше опираться на средства новых потребителей, а в большей степени финансировать рост и развитие сетей за счет такой вот "сетевой ипотеки". Причем будем строить уже с некоторым опережением, создавать запас мощности для наших потребителей.
Корр.: Можно ли сказать, что складывающаяся сегодня нормативная база и практика присоединения стали более прозрачными и больше ориентированными на потребителя, чем еще 3-4 года назад?
А. Казаков: Безусловно, поскольку теперь сетевые компании и потребители стали равноправными участниками процесса. Пресловутое "отсутствие технической возможности технологического присоединения", на основании которого потребителям ранее отказывали в присоединении к сетям, больше не может применяться. Энергетики не имеют права отказать в техприсоединении. В соответствии с новым порядком плата за технологическое присоединение является разовой, она взимается только в случае нового присоединения клиента или увеличения ранее присоединенной мощности, изменения категории электроснабжения по просьбе клиента. Если потребителя удовлетворяет ранее присоединенная мощность, никакой платы взиматься не будет.
П. Оклей: Новый порядок предполагает четкие сроки присоединения – не более 1 года для заявленной мощности менее 750 кВА и не более 2 лет для мощности выше 750 кВА. Существенно упрощен порядок технологического присоединения для физических лиц и малого бизнеса, которые теперь при подаче заявки на техприсоединение будут предоставлять в сетевую компанию меньшее количество документов. Новые правила технологического присоединения ставят всех клиентов в равные условия: каждый платит в зависимости от потребности и только за себя.
Корр.: Александр Иванович, предположим, мне нужна дополнительная энергомощность, я хочу присоединиться к сети. Что мне в первую очередь нужно сделать, какие шаги предпринять?
А. Казаков: Во-первых, вы должны обратиться с соответствующей заявкой в сетевую компанию. Услуги по техприсоединению к сетям напряжением 220 кВ и выше оказывает ОАО "ФСК ЕЭС". Распределительные сетевые компании оказывают услуги по техприсоединению к сетям 110 кВ и ниже. В течение 15 дней с момента получения заявки сетевая компания обязана направить в ваш адрес проект Договора о технологическом присоединении, в котором описываются взаимные обязательства сторон и технические условия присоединения. При особо сложном характере присоединения, когда присоединение затрагивает Единую национальную электрическую сеть, срок предоставления документов может быть увеличен до 40 рабочих дней. Кстати, ранее эти сроки могли растягиваться до 90 дней, и их уменьшение – еще один шаг в сторону улучшения качества такой услуги, как присоединение.
Следующий этап – реализация мероприятий в соответствии с техническими условиями и договором на техприсоединение – строительство, реконструкция или модернизация объектов. Сетевая организация делает все необходимые работы на своих сетях или строит новые объекты, заявитель в свою очередь должен также приготовить и свое энергопринимающее устройство для поставки ему мощности. Затем, после ряда технических мероприятий, осуществляется собственно техприсоединение и подача напряжения клиенту. Вот вкратце и всё.
Корр.: Спасибо, Александр Иванович, за разъяснение, но ведь потребители, как правило, не имеют возможности получить консультацию у зампреда Правления Федеральной сетевой компании:
А. Казаков: Этого и не требуется! Благодаря усилиям Председателя Правления ОАО РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса и Председателя Правления ОАО "ФСК ЕЭС" Андрея Раппопорта сетевые компании целенаправленно проводят политику информационной открытости. В частности, был разработан Стандарт "Порядок раскрытия информации о полученных от потребителей электрической энергии и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению". Он призван обеспечить максимальную прозрачность при реализации техприсоединения, а также возможность прямого диалога между потребителями и сетевыми компаниями.
Для того чтобы процедура технологического присоединения была для потребителей легче и понятнее, в сетевых компаниях создан целый набор информационных сервисов. На интернет-сайтах открыты специальные разделы, где можно ознакомиться с типовыми документами, получить контактную информацию, оформить и направить на предварительное согласование заявку на техприсоединение. Скоро заявители получат возможность в онлайновом режиме отслеживать выполнение своей заявки, а также получать всю интересующую их информацию касательно сетевого комплекса, включая конфиденциальную, доступ к которой ранее был строго ограничен. В распредсетевых компаниях создаются Центры обслуживания клиентов (на сегодня их действует 87), где осуществляют комплексное обслуживание потребителей по всем вопросам, связанным с энергоснабжением. А в перечень ключевых показателей эффективности сотрудников и подразделений сетевых компаний включен такой показатель, как удовлетворенность клиентов.
П. Оклей: Ориентированность на клиента потребовала от сетевых компаний и изменения внутренней структуры – везде теперь существуют специальные подразделения, которые занимаются присоединением. Чтобы сделать их работу более эффективной, внедряются комплексы автоматизации процесса технологического присоединения. Здесь у нас пионерами выступают МРСК Урала и МРСК Центра. Новшество позволяет сократить время обработки заявки потребителя, оперативно предоставлять всю необходимую потребителю информацию.
Корр.: Жилищное строительство называют индикатором экономического благополучия региона. Какую роль распределительные сетевые компании играют в реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России"?
П. Оклей: Центр управления Межрегиональными распределительными сетевыми комплексами ОАО "ФСК ЕЭС" координирует работу МРСК по обеспечению энергомощностями площадок, включенных в перечень пилотных проектов комплексной жилой застройки по программе "Доступное жилье". Для своевременного и согласованного подхода к строительству объектов ЦУ МРСК тесно работает с Комиссией по развитию рынка доступного жилья при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, созданном при Президенте РФ. В процессе рассмотрения заявок на включение в перечень проектов комплексной жилой застройки представители Комиссии привлекают экспертов ФСК для того, чтобы понять, существует ли возможность подключения объектов, предлагаемых застройщиками.
В настоящее время в список пилотных проектов комплексной жилой застройки уже включена 31 площадка в 9 регионах России. В числе лидеров по запланированным объемам строительства – Кемеровская, Омская и Вологодская области, Пермский край. Силами наших компаний уже ведется строительство энергомощностей: первые вводы по этой программе запланированы на этот год. Всего по регионам, в которых присутствуют управляемые ОАО "ФСК ЕЭС" распредсетевые компании, планируется ввод более 20 млн кв. м жилья, для которых энергетики обеспечат свыше 700 МВт присоединенной мощности.
Отмечу, что введение платы за техприсоединение создает предпосылки для роста объемов жилищного строительства. Поступления от нового тарифа будут целевым образом направляться на развитие электрических сетей. Это снимет ограничения на подключение новых строящихся объектов.

Текст: Ирина Климова.
Фото из архива предприятия.

Просмотры: