16+

Плата за технологическое присоединение – решение государственное

Сетевые компании являются основным связующим элементом между поставщиками электроэнергии и потребителями. Деятельность региональных распределительных сетевых компаний создает возможность для доставки электроэнергии конечным потребителям и для подключения новой нагрузки. А Единая национальная электрическая сеть – "становой хребет" всех сетей, она объединяет основные электростанции и узлы нагрузки, осуществляет связь ЕЭС России с энергосистемами других стран. Адекватное развитие сетевой инфраструктуры является залогом своевременного удовлетворения спроса на электроэнергию, повышения надежности электроснабжения. Это в свою очередь обеспечивает и развитие экономики России.
Для распределительных сетевых компаний последние несколько лет одним из основных источников финансирования программ развития является плата за технологическое присоединение. Наш корреспондент побеседовал с Председателем Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрием Липатовым о законах, регулирующих предоставление сетевыми компаниями услуги по технологическому присоединению потребителей к сети.
– Законодательное обеспечение технологического присоединения формировалось в течение нескольких лет. Насколько сегодня оно учитывает интересы потребителей и электросетевых компаний?
– Плата за технологическое присоединение регулируется несколькими основными нормативно-правовыми актами. Все они в течение трех последних лет претерпели серьезные изменения в результате обсуждения вопросов платы между энергетиками, представителями крупного, малого и среднего бизнеса, региональной и федеральной власти. Дискуссии проходили в рамках рабочих групп, "круглых столов", парламентских слушаний. Зафиксированные в законах решения о том, что услуга присоединения платная и в плату включаются средства на строительство энергообъектов в интересах присоединяющихся потребителей, – учитывают мнения всех заинтересованных сторон. Решение о введении платы за присоединение с инвестиционной составляющей – это государственное решение, принятое перед лицом нарастающего сетевого дефицита, который иными способами в условиях ограниченного роста тарифа на передачу ликвидировать невозможно.
– Расскажите об основных нормативно-правовых актах, регулирующих присоединение. Какие принципиальные моменты формирования цены присоединения и самого процесса присоединения они фиксируют?
– Небольшой экскурс в историю вопроса. Впервые услуга технологического присоединения была упомянута в Федеральном законе N 35 "Об электроэнергетике", принятом 26 марта 2003 года. После этого были разработаны Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям и приняты Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года. Этот документ предполагал платность присоединения, и после его появления в ряде регионов в 2005-2006 годах были установлены тарифы на присоединение. И регионы, где тариф был принят раньше, в конечном итоге выиграли: сегодня они явно демонстрируют лучшую динамику ликвидации сетевого дефицита, в них больше присоединяют, наконец, в них достаточно хорошо отработаны механизмы работы с клиентами по присоединению.
Важным этапом в формировании правового поля присоединения и в дискуссии по этому вопросу стало принятие новой редакции закона "Об электроэнергетике", которая закреплена Федеральным Законом N 250 от 4 ноября 2007 года. В ней четко прописано, что плата за технологическое присоединение включает в себя инвестиционную составляющую и взимается однократно. Закон закрепил возможность для потребителя платить не за весь объем необходимого строительства или модернизации оборудования: если часть затрат уже включена в инвестпрограмму сетевой компании, потребитель оплачивает только те мероприятия, которые не финансируются из других источников.
Текст новой редакции закона прямо относит договор о технологическом присоединении к публичным в целях недопущения отказа в присоединении или предпочтения одному потребителю другого при заключении договора. Энергетики не имеют права отказать ни одному потребителю, которому необходимо присоединение. Они не имеют права взимать плату за присоединение при смене собственника уже присоединенных энергопринимающих устройств.
В 2007 году в новой редакции были выпущены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 23.10.2007 № 277-э/7. В них прописан механизм расчета платы за техприсоединение, также закреплено включение инвестиционной составляющей в плату. В настоящее время во исполнение закона № 35 "Об электроэнергетике" дорабатываются Правила присоединения к электрическим сетям, эта работа завершится к середине этого года.
– В ходе думских слушаний закона "Об электроэнергетике" вносилась поправка о безвозмездности присоединения. Почему она не прошла и законодательно ли было закреплено включение инвестиционной составляющей в плату за присоединение?
– Действительно, вопрос правомерности привлечения инвестиций в развитие регионального распредкомплекса за счет вновь присоединяемых потребителей был одним из самых неоднозначных. Но как только в ходе думских слушаний появилась идея о безвозмездности присоединения, регионы активно выразили свое несогласие. Нет, никаких эмоциональных заявлений не последовало. Нам просто показали сухие цифры: дефицит мощности распредсетей в регионах, объемы заявок на техприсоединение и объем инвестиций, который возможно осуществить, рассчитывая только на тариф на передачу электроэнергии. При простом сопоставлении этих данных очевидно: если здесь и сейчас мы не вернемся к вопросу об инвестсоставляющей в плате, то, как говорится, "уже вчера" в региональном распредкомплексе наступит коллапс. Принцип "безвозмездности" присоединения на фоне имеющегося дефицита сетей неизбежно привел бы к расцвету "серых схем" и коррупции необыкновенных масштабов. Напротив, установление платы, причем не самими энергетиками, а регулятором, наличие договорных отношений означает создание цивилизованных механизмов в отношениях между клиентом и сетевой компанией.
– Вы сказали о том, что теперь электросетевые компании не имеют права отказать потребителю в технологическом присоединении, равно как и взимать плату повторно, в том числе и при смене собственника. Какие еще права и обязанности как потребителей, так и электросетевых компаний закрепляет сегодня закон?
– Здесь важно добавить, что при необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора потребитель вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных необоснованным отказом или уклонением. Одновременно потребитель обязан:
– разработать проектную документацию в границах его земельного участка;
– выполнить технические условия, которые в проектной документации относятся к сфере ответственности заявителя;
– оплатить технологическое присоединение.
Что касается электросетевых компаний, то прежде всего они имеют право проверить выполнение технических условий заявителем. При этом электросетевые компании берут на себя целый перечень обязательств, который они выполняют в четко установленные сроки, а именно:
– в течение 15 рабочих дней с даты поступления заявки направить заявителю для согласования проект договора. В случае если технологическое присоединение носит сложный характер и относится к сфере ответственности Федеральной сетевой компании, срок может быть увеличен до 40 рабочих дней;
– подготовить технические условия расширения или модернизации действующей сети в точке присоединения и согласовать их с Системным оператором. То есть сетевые компании должны разработать схему сети, предусматривающей подключение заявителя без риска снижения надежности;
– разработать проектную документацию согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
– в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а при сложном характере технологического присоединения, в течение 30 рабочих дней подготовить и выдать заявителю технические условия.
Отмечу, что за годы проработки нормативной базы присоединения она, во- первых, стала более детально регламентировать сам бизнес-процесс присоединения, а во-вторых, стала задавать более клиентоориентированные правила игры – для физических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса действует упрощенный порядок присоединения, ужесточились сроки рассмотрения заявки и самого присоединения. Сроки присоединения составляют не более 1 года для заявленной мощности менее 750 кВА и не более 2 лет для мощности выше 750 кВА, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой сетевой компании.
– В последнее время все чаще звучит претензия в адрес властей и энергетиков, что размер платы настолько высок, что препятствует развитию бизнеса в целом, и среднего и малого бизнеса в частности:
– Размер платы объективен, он отражает тот объем затрат, который необходим сетевой компании в течение года для сетевого строительства и модернизации в целях присоединения. Тариф устанавливается регулятором, который проверяет его экономическую обоснованность. Регулятор также контролирует целевое расходование энергетиками средств, полученных в качестве платы за присоединение.
Что касается снижения тарифного бремени, уменьшения тарифа как для всех потребителей, так и для отдельных групп, здесь разрабатывается ряд механизмов. Считаю, что вводить ценовые льготы для отдельных потребителей неправильно. Это приведет к перекрестному субсидированию, за присоединение одних будут платить другие. Это не рыночно. Более правильный вариант – адресные субсидии за счет региональных бюджетов или федерального бюджета. Мы обсуждали этот вопрос с губернаторами, и многие из них одобряют такое решение в отношении малого и среднего бизнеса.
Еще один вариант – отмена 24% налога на прибыль из платежа за технологическое присоединение, который обязана уплачивать электросетевая организация. Отмена налога существенно снизит стоимость технологического присоединения для потребителя. Также существует предложение внесения платы за технологическое присоединение в рассрочку. Все эти варианты были предложены электросетевыми организациями, которые вырабатывают предложения по снижению платы совместно с депутатами Государственной Думы, общественными организациями – "Деловой Россией" и "Опорой России".
В текущем и следующем годах сетевые компании должны перейти на новую систему тарифного регулирования – RAB, которая основана на методике доходности на инвестированный капитал. Компании смогут привлекать долгосрочный дешевый заемный капитал на финансовых рынках для инвестирования в развитие сетей. Внедрение нового тарифного регулирования позволит существенно снизить плату за технологическое присоединение.
– Электросетевые компании заключают Соглашения с региональными властями. В чем суть этих соглашений и как они помогут вновь присоединяемым потребителям?
– Вопрос развития электросетевого комплекса региона – это не только ответственность электросетевых организаций, но и региональных администраций. Именно региональная власть, исходя из планов развития территории, дает энергетикам "заказ" на развитие сетей. Поэтому вопрос качества регионального планирования, прогнозирования роста нагрузки – один из самых важных. Строительство мощностей "про запас", которые не будут востребованы потребителем в краткосрочной перспективе, ведет к увеличению платы за технологическое присоединение. Соглашения – это инструмент, позволяющий энергетикам получить долгосрочные планы развития территорий, в соответствии с которыми определяется необходимость строительства новых и модернизации существующих энергообъектов.
Второй важный момент – определение источников инвестиций для развития сетей. В Соглашениях прописываются не только объемы сетевого строительства. Региональные власти берут на себя обязательства по установлению таких тарифов на передачу и на присоединение, которые позволят сетевой компании удовлетворить весь спрос на мощность в регионе и не тормозить его экономику.
– Как вы оцениваете итоги внедрения платы за техприсоединение с инвестиционной составляющей в регионах? Можно ли уже говорить о каких-то результатах?
Только за прошлый год количество заявок по сравнению с 2006 годом выросло на 60%. При этом из-за отсутствия средств на развитие регионального распредкомплекса было удовлетворено всего 12 % заявок. Электросетевым компаниям предстоит еще очень много работы по сокращению сложившегося разрыва между спросом и предложением. Тем не менее результаты уже есть, и они весьма наглядно демонстрируют эффективность механизма платы за техприсоединения. В 41 из 60 распределительных сетевых компаний, где инвестиционная составляющая включена в плату за технологическое присоединение, количество удовлетворенных заявок увеличилось в разы. В разы, а в отдельных компаниях кратно увеличился объем присоединенной мощности. В целом по стране в 2007 году объем присоединений вырос на 20 процентов по сравнению с 2006 годом.
– И все-таки можно ли сказать, что в законодательном плане поставлена точка в вопросе техприсоединения?
Любой закон может быть действенным механизмом только тогда, когда он полностью отвечает современным реалиям. Внесенные в ноябре 2007 года изменения в законодательство об электроэнергетике, и в частности новая редакция статьи 26, позволили привести вопросы технологического присоединения в рамки четкого правового поля. Поставлена ли точка в этом вопросе? В настоящее время комиссия Минпромэнерго под руководством заместителя министра Андрея Дементьева, Комитет Государственной Думы по энергетике ведут мониторинг вопросов практического применения норм законодательства, регламентирующих процесс технологического присоединения. По результатам анализа можно будет делать выводы. Но, как опытный законодатель, отвечая на ваш вопрос, могу с большой долей уверенности сказать, что уточнения законодательных норм еще будут.

Денис Воеводин.

Просмотры: