18+
Погода: +3,7°C
Курсы валют: $00 00

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

15.10.2004

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Губернатор Владимирской области Николай Виноградов: Нам нельзя уходить от федерализма

12 октября в "Российской газете" было опубликовано интервью с губернатором Владимирской области Николаем Виноградовым. Глава нашей области предельно откровенно высказал свое мнение по поводу недавних инициатив российского президента по укреплению вертикали власти. Многие наши читатели просили о том, чтобы "Призыв" перепечатал это интервью. Выполняем эту просьбу.

Прямые выборы глав регионов скоро уйдут в прошлое: теперь руководители субъектов Федерации будут утверждаться местными законодательными собраниями по представлению президента. Как выглядит предложенная Владимиром Путиным реформа власти с точки зрения губернатора? К каким последствиям приведет? На вопросы "РГ" отвечает глава Владимирской области Николай Виноградов.

– Николай Владимирович, вы присутствовали на заседании правительства 13 сентября, на котором президент объявил о новом порядке избрания губернаторов. Его предложения были для вас неожиданными?

– Я бы не стал говорить, что эта инициатива стала для меня полной неожиданностью. Если вы помните, этот вопрос всплывал и весной 2003 года, и раньше, а теперь, после бесланской трагедии, необходимость мер, направленных на обеспечение единства страны, стала просто очевидной. Так что выступление президента 13 сентября, предложения, которые сегодня уже направлены в Государственную Думу, – скорее закономерность, чем неожиданность.

– По сути дела, новый порядок утверждения глав регионов – уже не выборы, а назначение. Очевидно, что отказ от принципа выборности губернаторов скажется на их статусе. Изменятся ли в связи с этим их полномочия?

– Во-первых, по сути: никакого такого "отказа от принципа выборности губернаторов" не происходит. Законодательные собрания избираются населением и обладают свободой принимать собственные решения.

Во-вторых, не секрет, что прямые выборы губернатора нередко используются как ширма для того, чтобы те или иные лоббисты могли протолкнуть наверх "своего" человека. Во Владимирской области нам удалось сохранить независимость от крупного бизнеса, поэтому здесь такой проблемы не существует. Мы стараемся строить ровно отношения со всеми инвесторами, и никогда не даем каких-то особых преимуществ тем или другим структурам. Для меня похвалой прозвучало высказывание одного из предпринимателей, который сказал: "Николай Владимирович, мы имеем бизнес в целом ряде регионов России, но у вас наименее коррумпированная область".

Я убежден, что богатыми чиновники в бедном регионе быть не должны. И, конечно, у меня возникают вопросы, когда у моих коллег дачи… скажем так, другие. Я допускаю, что у их родственников есть свой бизнес, но тогда они не должны лоббировать их интересы. А ведь во многих регионах органы власти встроены в олигархические структуры, и "избранный" глава региона представляет интересы не населения, а отдельных финансово-промышленных групп. Инициативы президента направлены на решение, в том числе и этой проблемы.

Что касается полномочий. Конечно же, полномочия должны быть расширены. Ведь что происходит сейчас? С одной стороны – декларируется полная ответственность руководителя субъекта Федерации за все происходящее в регионе, а с другой – рядом с ним находится целый ряд федеральных структур, каждая из которых принимает свои управленческие решения. Тут даже нормальное взаимодействие бывает трудно организовать, не говоря уж о подчиненности. А это неправильно, потому что полнота ответственности должна подкрепляться и полнотой прав. Да и не может быть при единой системе органов исполнительной власти такой раздробленности. Проблемы местного самоуправления, я считаю, также нужно решать в ключе укрепления вертикали исполнительной власти.

– Кстати, недавно замглавы администрации президента Владислав Сурков заявил, что, возможно, формирование местного самоуправления будет происходить на тех же принципах, что и областных администраций. Что вы по этому поводу можете сказать?

– Я могу сказать: это значит, что администрация президента понимает актуальность этой задачи и что рабочая группа Госсовета, которую я возглавлял, не напрасно готовила свои предложения по организации местного самоуправления. Сейчас между органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением далеко не всегда складываются нормальные рабочие отношения. Вроде бы и закон есть, определяющий полномочия одних и других, и координация налажена – и все равно находятся руководители муниципалитетов, которые вместо того, чтоб эффективно организовать работу, митинги устраивают… А потом просят денег в областном бюджете. Воздействовать на них сейчас никак нельзя. В итоге страдает население. Не эти горе-политики, а простые люди.

– Но муниципалитеты всегда просили деньги у регионов, регионы – у федерального центра. По-вашему, межбюджетные отношения должны строиться иначе?

– Здесь никакой особенной реформы не требуется, просто средства должны выделяться не на срочное "затыкание дыр" , а на областные или федеральные целевые программы, и вложенные деньги должны давать конкретный результат. Владимирская область получает определенные средства по линии ФЦП: в прошлом году 585 миллионов рублей, в этом году немного меньше. Как они расходуются? Здесь можно много примеров приводить: это и автодороги, и больницы. В следующем году, есть уже такая договоренность, мы в рамках программы по восстановлению исторических городов получим 20 миллионов на реконструкцию исторического ядра Владимира.

Естественно, мы отвечаем за то, чтобы каждый рубль был потрачен по назначению, отчитываемся за эти деньги перед федеральным центром. Такого же подхода нужно добиваться и от местного самоуправления. Тогда это будут разумные межбюджетные отношения. Ориентированные на результат.

– Существует мнение, что переход к фактическому назначению губернаторов означает конец федерализма в России. Как вы можете это прокомментировать?

– Категорически не согласен. Президент неоднократно заявлял о приверженности федерализму, на совещании 13 сентября Владимир Владимирович еще раз подтвердил эту позицию. Нам ни в коем случае нельзя уходить от федерализма, и инициативы президента, на мой взгляд, направлены на сохранение федеративного характера государства. Ведь следствием реформы станет расширение прав губернаторов, и, значит, у них будет больше возможностей реализовывать именно те решения, которые лучше вписываются в социально-экономическую картину региона. К концу федерализма это не имеет никакого отношения.

Беседовал Николай ХРОМОВ.

г.Владимир.

Обсуждение закрыто.