16+

Рубль в почете

При этом особенно интересно, как относились к богатству те, кто, собственно, хлеб и выращивал – собственными руками и в поте лица. Что значил материальный достаток для владимирского крестьянина примерно лет 120 назад, и каков был уровень благосостояния селян в пересчете на нынешние российские рубли?

Причина уважения

Для владимирских мужичков именно богатство являлось наиболее заветной целью. Вот свидетельство за 1890-е годы преподавателя Владимирского женского епархиального училища Сергея Недешева, выросшего в погосте Борисоглебском, что в Баглачеве Владимирского уезда – неподалеку от нынешнего города Радужный. Он писал о своих земляках-крестьянах так: «Не знания или грамотность, а богатство является способом для возвышения. Внешние его признаки: одежда, порода лошади (богатство должно быть наглядным). Возвысившийся пользуется уважением: к нему идут за советом, при встречах отвешивают глубокий поклон, величают по имени-отчеству. Благотворительность проявляется умеренно: личностей выдающихся в этом смысле нет. Богатые крестьяне бескорыстны не более других».

Недешеву вторил диакон села Семеновское Владимирского уезда Иван Рождественский: «Более всего крестьяне гордятся нарядной одеждой, хорошей лошадью и упряжью, продавая из-за этого самое необходимое. Зажиточные крестьяне пользуются почетом и уважением».

Священник села Петроково Владимирского уезда Михаил Соколов отмечал: «Крестьянин… считает, что без него другие сословия (баре) с голоду помрут. Особенно заметно уважение, которым пользуются зажиточные крестьяне. Отчасти поэтому пускаются иные крестьяне в разные промыслы, торгуют овсом, уходят на заработки. В повседневной жизни соблюдают экономию. Хороший дом, одежду, упряжь и скотину предпочитают всякому иному богатству, накапливать же богатство в деньгах не принято. Лишь у двоих крестьян лежат деньги в сберегательной кассе (соответственно, 200 и 500 рублей)».

Тут нельзя не отметить, что, скорее всего, петроковцы попросту не рассказывали своему батюшке, сколько деньжонок у них прикоплено – об этом соотечественники не любят болтать и до сих пор, а вот прибедняются у нас почти повсеместно.

Достаток от ума

Диакон села Домнино Меленковского уезда Петр Каманин передает любопытные свидетельства о взаимоотношениях бедных и богатых крестьян: «Есть уважение перед зажиточностью, Однако бедняки богатых не уважают. А богатые про бедных говорят: «Конь с конем, а кляча с клячей». Крестьяне стремятся к увеличению достатка. Престижными занятиями считаются земледелие и торговля в отличие от работы на фабрике и торфоразработках».

Владимирец Иван Щеглов, долго живший в селе Ляхи на Оке Меленковского уезда, рассказывал об увиденном среди селян: «Гордость замечается у крестьян, ведущих хоть какую-либо маленькую торговлю, обладающих достатком и хорошей одеждой. Последней особенно гордятся, считая, что она свидетельствует об… умственном превосходстве!»

Выпускник физико-математического факультета Московского университета Николай Дружинин оставил подобное описание жизни крестьян волостного села Аньково Юрьев-Польского уезда, где немало места посвящено теме богатства и престижа в сельской среде: «Общий предмет гордости и хвастовства перед другими – хорошая одежда… Заурядная грамотность давно распространена и не составляет предмета гордости, равно как и знания, которых, впрочем, не особенно много. Более ценятся практическая смекалка, умение дорого и вовремя продать или выгодно купить. Зажиточных людей много. Кроме того, не один десяток жителей сел Аньково и Ильинское имеют, помимо обстановки, суммы до 5 тысяч рублей. 10-20 человек имеют десятки тысяч, а двое-трое – сотни тысяч рублей. Это – богачи, но кулаки среди них – исключение. Уважают богачей несколько более прочих, но особых знаков уважения встречать не довелось».

Обладатели миллионов

Необходимо пояснить, что царский рубль конца XIX века примерно равняется 1000 рублей нынешних (если не больше). Поэтому десятки крестьян только в пределах одной волости, имевшие наличность по 5 тысяч рублей, сегодня владели бы по 5 млн рублей каждый. И, соответственно, обладатели десятков тысяч теперь имели бы десятки миллионов.

В качестве яркого примера таких крестьян можно назвать Федора Ивановича Носкова – крестьянина села Кляземский городок Ковровского уезда. Он владел примерно двумя десятками лавок и магазинов в Коврове, Ковровском и Вязниковском уездах, ткацкой фабрикой в родном селе и тремя буксирными пароходами на Клязьме.

Земляки и знакомые Носкова крестьяне-старообрядцы Першины из деревни Ильино тоже держали целый флот из шести буксирных пароходов и полусотни барж, ведя крупную торговлю лесом и хлебом. В деревне Ильино до сих пор сохраняется трехэтажный (!) крестьянский дом Першиных.

Крестьянский мэр

Примечательно, что в 1778 году, когда по воле императрицы Екатерины II сразу несколько крупных казенных сел в пределах новоучрежденной Владимирской губернии – Ковров, Судогда, Меленки были сделаны городами, то вчерашние крестьяне этих селений получили право записываться в местное купечество. И сразу же несколько десятков крестьянских семейств оттуда этим правом воспользовались, став купцами 3-й и даже 2-й гильдий.

Крестьянин казенной Алексинской волости того же Ковровского уезда Иван Герасимович Дунаев, разбогатев на офенской торговле, в 1826 году перебрался в Ковров, где стал купцом и даже был выбран городским головой – мэром города. Любопытно, что последним ковровским мэром до прихода к власти большевиков оказался сын крестьянина и сам крестьянин по рождению Василий Федорович Носков, амбиции которого выразились помимо прочего еще и в том, что он в честь себя назвал пароход «Василий Носков».

Характерно, что даже таких богатеев земляки уважали не слишком сильно. Например, известен случай, когда у Носкова-старшего вымогали деньги, угрожая ему местью некоего «комитета» революционеров (на самом деле это был подросток, начитавшийся книг про разбойников). А в Якиманской волости Шуйского уезда Владимирской губернии священник Федор Казанский записал свое наблюдение из представлений местных крестьян: «На вора, укравшего у богатого, смотрят гораздо снисходительнее, чем на вора, обокравшего бедняка. Если вор крадет по причине голода и нужды, да к тому же у богатых чужаков, то к нему относятся сочувственно». Видимо, в таких воззрениях и были предпосылки грядущих революционных потрясений…

В тему

Признаками богатства считались

  • Хорошая одежда
  • Справная лошадь
  • Богатая упряжь
  • Наличие скотины
  • Умение торговать

Все она, проклятая! Согласно земской статистике, бедная крестьянская семья Владимирской губернии в начале царствования последнего русского царя Николая II тратила на водку 10 рублей в год (при цене 4 рубля за 12-литровое ведро), то есть выпивала два с половиной ведра водки в год (60 поллитровок). А богатая – 35 рублей в год (35 тысяч рублей по нынешним ценам и 220 поллитровок).

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *