window._wpemojiSettings = {"baseUrl":"https:\/\/s.w.org\/images\/core\/emoji\/2.3\/72x72\/","ext":".png","svgUrl":"https:\/\/s.w.org\/images\/core\/emoji\/2.3\/svg\/","svgExt":".svg","source":{"concatemoji":"http:\/\/www.prizyv.ru\/wp-includes\/js\/wp-emoji-release.min.js?ver=4.9.2"}}; !function(a,b,c){function d(a,b){var c=String.fromCharCode;l.clearRect(0,0,k.width,k.height),l.fillText(c.apply(this,a),0,0);var d=k.toDataURL();l.clearRect(0,0,k.width,k.height),l.fillText(c.apply(this,b),0,0);var e=k.toDataURL();return d===e}function e(a){var b;if(!l||!l.fillText)return!1;switch(l.textBaseline="top",l.font="600 32px Arial",a){case"flag":return!(b=d([55356,56826,55356,56819],[55356,56826,8203,55356,56819]))&&(b=d([55356,57332,56128,56423,56128,56418,56128,56421,56128,56430,56128,56423,56128,56447],[55356,57332,8203,56128,56423,8203,56128,56418,8203,56128,56421,8203,56128,56430,8203,56128,56423,8203,56128,56447]),!b);case"emoji":return b=d([55358,56794,8205,9794,65039],[55358,56794,8203,9794,65039]),!b}return!1}function f(a){var c=b.createElement("script");c.src=a,c.defer=c.type="text/javascript",b.getElementsByTagName("head")[0].appendChild(c)}var g,h,i,j,k=b.createElement("canvas"),l=k.getContext&&k.getContext("2d");for(j=Array("flag","emoji"),c.supports={everything:!0,everythingExceptFlag:!0},i=0;i
16+

Неправильные пчелы

Пчела9Мало кто знает, но в Россию уже не один год полным ходом осуществляется экспансия со стороны Украины, прежде всего, из западных областей этой сопредельной страны. «Засланцы» также проникают к нам из ряда стран Западной Европы – Польши, Чехии, Венгрии и Германии. Агрессия идет тихо и незаметно и может иметь необратимые последствия для нашей страны. Конечно, это, слава богу, не война! Нашествие ведут не люди, а… пчелы!

Для большинства соотечественников эти насекомые кажутся одинаковыми. Однако на самом деле они относятся к различным породам, из которых в нашей стране на протяжении многих столетий была распространена среднерусская пчела. И вот теперь специалисты и энтузиасты-пчеловоды бьют тревогу. Среднерусская пчела оказалась под угрозой уничтожения.

Пчела5Все началось еще в 1970-е годы. Тогда в колхозах и совхозах нечерноземной полосы в рамках усиления кормовой базы скота в массовом порядке внедрялись клевера. Но опылять клевер лучше могли пчелы не среднерусской, а южной карпатской породы, распространенной, в частности, в западных областях Украины. И поэтому к нам начался завоз пресловутой карпатки, а еще пчел искусственно выведенной породы карника.

«Пришельцы» скрещивались со среднерусскими пчелами, причем помесь первого поколения собирала больше меда, нежели «аборигены». Кроме того, карпатка и иные пчелы с юго-запада были намного удобнее для пчеловодов, особенно для любителей: вели себя менее агрессивно и почти не жалили. Если к этому прибавить, что поставка сначала в СССР, а потом уже и в Россию пчел южной карпатской породы и ее производных была на потоке, то неудивительно, что вокруг нас, в том числе и во Владимирской области, классических среднерусских пчел становилось все меньше и меньше.

Это вж-ж – неспроста!

Опасность заключается не в том, что «наших бьют». Вернее, не только в этом. Специалисты свидетельствуют, что пчелы смешанной породы уже во втором и третьем поколениях собирают меда намного меньше своих родоначальников. Причем злобливость этих «метисов» все время растет. А потом, в четвертом или пятом поколении, такие пчелы окончательно деградируют и фактически вымирают. Что же касается чистой карпатки и ее родни, то она изначально не приспособлена к нашим климатическим и природным условиям. Например, они запасают гораздо меньше нектара, так как генетически запрограммированы на гораздо менее продолжительную зимнюю спячку.

Просыпаются такие пчелы на 3-4 месяца раньше, чем особи среднерусской породы. Для того чтобы южане не погибали, пчеловодам приходится их дополнительно подкармливать. Мало того, степень очистки нектара у среднерусской пчелы, которая привыкла к долгим суровым зимам, намного выше, чем у карпатки. И, соответственно, мед получается куда более вкусный, качественный и полезный!

Мифы о полосатых

Что же касается «злобливости», которой будто бы отличается среднерусская пчела, то тут тоже не все однозначно. Во-первых, наши русские пчелы, обитающие в лесных регионах, должны были отстаивать свои дупла и борти от многочисленных хищников, например, таких как медведь и куница. Во-вторых, наша пчела на дух не переносит даже малейшего запаха дыма – это отработанная веками реакция на частые лесные пожары. В-третьих, как сейчас уже признано во всем мире, все-таки не злобливая, а лишь умеренно-злобливая среднерусская пчела при ее разведении требует более высокой квалификации и ответственности от пчеловодов.

– При правильном поведении, соответствующем опыте и навыках никакой агрессии со стороны среднерусской пчелы не бывает, – поясняет пчеловод из Ковровского района с более чем 30-летним стажем Геннадий Гордеев. – А вот начинающим пчеловодам, не имеющим большого опыта, с пчелой южной карпатской породы обращаться куда комфортнее. В целом пресловутая «злобливость» – это миф, удобный для тех, кто нам продает карпатку и похожие породы.

К тому же для того, чтобы держать пасеку со среднерусской пчелой, требуется гораздо больший по площади участок: ульи должны стоять не менее чем на расстоянии 10 метров от забора, иначе соседи могут испытать дискомфорт от отнюдь не оперного «полета шмеля». Но так как сегодня и в сельской местности бывает тесновато, то и иметь дело со среднерусской пчелой способны относительно немногие.

«Свежая кровь»

Пчела6Человек с двумя пчеловодческими дипломами, Геннадий Гордеев – авторитетная фигура среди пчеловодов не только Ковровского района, но и во всей Владимирской области, обладатель гранта по линии регионального департамента сельского хозяйства на разведение как раз среднерусской пчелы. У него на пасеке в деревне Бараново, в историческом Медушском стане, из которого мед доставлялся к великокняжескому и царскому столу еще в XV-XVI столетиях, 150 ульев. По оценке самого Геннадия Исаевича, сегодня примерно 98 % его пчел относятся как раз к среднерусской породе. Но добиться такого результата удалось не сразу, так как
чистопородных коренных владимирских пчел уже почти не осталось.

– Нашу владимирскую среднерусскую пчелу лишь на основе местных ресурсов было уже не спасти, – вздыхает Гордеев. – Требовалась «свежая кровь». Оставалось искать территории, где подобные пчелы еще сохранились в большом количестве. Например, в Пермском крае или в Татарстане. Так, в селе Малая Сунь Мамадышского района Татарстана среднерусской пчелой активно занимается известный на всю Россию 50-летний пчеловод-фермер Ханафи Ярулин. У него на пасеке 300 ульев. Кстати, в Татарстане сразу в нескольких районах законодательно запрещен ввоз других пород пчел для того, чтобы сохранить чистоту имеющейся. А пчелы Ярулина имеют сертификат чистой породы! Кроме того, ходили легенды о том, что самая чистопородная среднерусская пчела сохранилась где-то в сибирской глуши у староверов, спасавшихся от преследований царских чиновников еще с допетровских времен. И оказалось, что это вовсе не предание, а быль. А совершил путешествие в Сибирь мой друг и единомышленник пчеловод Сергей Гуров из Гороховца. Впрочем, это оказалась почти целая экспедиция…

Пасека Гурова почти в 140 ульев разместилась на его обширном подворье в бывшей деревне Омлево, которая нынче стала удаленным микрорайоном Гороховца, но, по сути, мало чем отличается от обычного сельского поселения. Сергея Евгеньевича мы застали за работой: он выполнял прививки личинок в прививочную рамку. При этом в специальном «прикиде» он был похож на этакого спецназовца в борьбе за среднерусскую пчелу. Закончив текущие дела, гороховецкий пчеловод начал рассказ о своей поездке в Красноярский край.

Богатство Сибири

Путешествие в далеком Красноярске фактически только начиналось. Помог пчеловод Андрей Пашкеев из-под Красноярска. Именно он еще по зимнику привез из Ярцевского района две семьи пчел среднерусской породы из деревеньки староверов всего в 9 дворов. Обычно старообрядцы пчел не продают, но тут один старичок все-таки уступил: пчел пришлось вести зимой в мороз почти 1000 километров прямо в ульях, но они этот путь выдержали.

А сам Сергей Гуров при помощи своего коллеги побывал в Енисейском районе, хотя и ближе, но тоже в тех еще дебрях. На пасеке среди тайги там живет одна большая патриархальная семья. Доехать туда можно только зимой. Летом надо сначала плыть на теплоходе по Енисею, а потом идти пешком через тайгу, в том числе по верховому болоту. От пасеки за десяток километров хозяева встречают на тракторе и на болотоходе. Таежные пчеловоды живут почти в полной изоляции по своему особенному укладу. Но и чистота породы среднерусской пчелы там стопроцентная. Карпаткой вокруг на сотни верст не пахнет!

– Оттуда я привез отличный материал, – говорит Гуров. – Такого у нас не найти. Теперь на его основе можно будет добиться чистой породы и здесь!

Плацдарм в Афимьино

Среднерусская пчела внешне существенно отличается от карпатки. Она имеет более темный коричневатый окрас, более мохнатая и крупнее по размеру. Ставшая почти стереотипной золотистая пчелка, которую часто рисуют или фотографируют, в том числе и в рекламных целях, карпатка или иная пришлая порода, ничего общего с русской пчелой не имеющая.

Геннадий Гордеев и Сергей Гуров намерены возродить среднерусскую пчелу во Владимирском регионе. Одна из задумок – устройство новой пасеки в лесной глуши на границе Ковров-ского и Судогодского районов в урочище Афимьино на речке Ваза, примерно в 6 километрах от легендарного погоста Медуши (центра древнего Медушского стана) и от села Маринино. Афимьино, попавшее в числе «неперспективных» деревень еще в начале 1970-х, сначала обезлюдело, а потом, сравнительно недавно, стало местом обитания небольшой группы фермеров-отшельников.

Места там для пчеловодства идеальные: вокруг на много верст ни оживленных дорог, ни больших поселений, ни пасек с вездесущей карпаткой. Сочетание деревьев и трав для пчел-медоносов оптимальное. Скорее всего, там и появится бортная пасека, как бывало в старину. Возможно, именно она станет своего рода базой (или плацдармом) для возрождения традиционной владимирской пчелы и былой славы государева Медушского стана – средневекового центра бортничества Северо-Восточной Руси.

На фото: Пасечники-староверы из Енисейского района Красноярского края; таежные пасеки.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *