18+
Погода: +4,3°C
Курсы валют: $00 00

Бесплатная медицина тоже оплачивается

05.12.2012

«У человека всегда должен быть выбор между платным и бесплатным лечением и возможность получения бесплатных услуг», – считает Михаил Суханов, новый директор ОКБ. Так в какую же сторону все-таки произойдет перевес в оказании медицинских услуг? Об этом и не только об этом мы спросили его самого.

-  Михаил Юрьевич, скажите, пожалуйста, с чего вы начали свою работу в должности директора ОКБ?
-  В первую очередь, хотел бы изучить саму больницу, так как она большая – самая крупная из всех больниц области. ОКБ занимается многими задачами, в том числе уникальными, и в этом ее особенность. Здесь большой коллектив – более 2200 работающих, из них 239 докторов и 800 человек среднего медперсонала. Все очень квалифицированные и грамотные работники. Так же хорошо укомплектована диагностическая база. Благодаря программе модернизации и предыдущей работе в отличном состоянии и сама больница. Конечно, есть определенные моменты, требующие корректировки.

Во-первых, то, что, наверное, у всех сейчас на слуху – недовольство общества соотношением платных и бесплатных услуг. То есть вопросы доступности помощи, возможности попасть в учреждение, вопросы информированности и открытости. Это, наверное, основное, чем я буду сейчас заниматься. Поэтому мои краткосрочные задачи, помимо изучения работы ОКБ, -это, конечно, программа государственных гарантий на этот год – оказание бесплатной помощи и программа модернизации, которая у нас идет по 3 направлениям: приобретение оборудования, ремонты, информационные технологии. Это очень серьезные задачи, под них выделены значительные деньги, поэтому мы должны их выполнить достойным образом, чтобы в конечном итоге медицинская помощь оказывалась на должном уровне.

Про платные услуги: понятно, что они всегда будут оказываться, просто надо правильным образом их организовывать, чтобы они не конкурировали с бесплатными услугами. У человека всегда должен быть выбор и возможность получения бесплатных услуг. Хотя, если мы обратимся к Конституции, на которую все ссылаются, там действительно написано, что медицинская помощь, в том числе и охрана здоровья в государственных муниципальных учреждениях, оказывается населению бесплатно. Но дальше идет то, что обычно не читают: за счет средств соответствующих бюджетов или иных средств. Иные средства – это средства, в том числе, населения. Поэтому бесплатной помощи, как таковой, не бывает. Она бывает за счет каких-либо средств соответствующих бюджетов.

Что касается генеральных задач, то они вытекают из тех задач, которые есть в больнице. ОКБ является головным учреждением и по статусу, и по сути, и по тому, что здесь делается. Поэтому основная наша задача – быть локомотивом здравоохранения в развитии медицины, медицинских технологий оказания помощи. Еще одна наша очень важная задача – оказание помощи участковым больницам, центральным районным, муниципальным больницам, то есть практически мы оказываем помощь, которая у них не может быть оказана по тем или иным причинам. Также есть ряд специфических задач, которые мы выполняем и будем ими дальше заниматься. Это и определенные направления, которые нигде не представлены в медицинских учреждениях, в частности, например, лаборатория СПИД, государственные программы, которые у нас проводятся. Соответствующим образом организована помощь по обеспечению лекарственными препаратами. Есть ряд уникальных специалистов, которые только у нас присутствуют, например, иммунологи.

-  Не секрет, что за время работы предыдущего руководителя ОКБ приобрела скандальную славу, связанную с большим количеством платных услуг. Как сейчас решается этот вопрос?
-  Мне сложно говорить о предыдущем периоде, хотя, в общем-то, я владею информацией. Во-первых, могу сказать одно: платные услуги законны. Они оказываются на основании Конституции (41-я статья), Федерального закона № 322 – это основа охраны здоровья граждан РФ. Есть постановление правительства, которое вышло в октябре, есть постановление губернатора. То есть платные услуги медицинской помощи четко обозначены и, самое главное, прописано, где и когда они должны оказываться. И, конечно, как я уже упоминал ранее, они не должны вступать в конфликт с оказанием услуг бесплатной помощи. Есть программа государственных гарантий, где определено, что, как, когда и в каком объеме должен человек получать бесплатно. Есть определенный дефицит средств и возможностей, которые существуют в лечебных учреждениях. Не все лечебные учреждения равны. Оказание платных услуг, как дополнительных, в данной ситуации возможно. Человек сам выбирает, по какому пути он пойдет.

Как я уже говорил: бесплатная медицинская помощь тоже оплачивается, но за счет средств ОМС или за счет средств бюджета. И когда она выходит за рамки программы государственных гарантий или, как сейчас записано в постановлении правительства, на иных условиях, она может оказываться платно. А иные условия – это сроки оказания. К сожалению, мы здесь и сейчас не можем сразу всем предложить тот или иной объем помощи, даже необходимой. Мы сейчас не говорим об экстренной неотложной помощи. Она оказывается в день обращения здесь, сейчас и в этот час, когда человек обратился. Мы говорим о плановой помощи. Здесь можно сказать о большом напряжении с районами, так как они тоже неравнозначны с точки зрения обеспечения оборудованием. Некоторые районные больницы не могут оказать диагностическую помощь, и пациенты обращаются к нам. Поэтому считаю, что вопрос по уменьшению или исключению платных услуг здесь неуместен, так как это деньги, которые дополнительно получает учреждение и тратит их на свои уставные задачи, то есть это оказание медицинской помощи.

У нас есть смета, по которой не более 50 процентов могут идти на заработную плату. Все остальное тратится на то, чтобы организовать помощь, в том числе и
бесплатную. Мы много тратим и на ремонт, и на приобретение оборудования и расходных материалов. Также благодаря средствам платной деятельности поддерживаем медицинских работников, которые идут на бесплатную деятельность, поэтому здесь все взаимосвязано. От общего объема финансирования платные услуги составляют у нас 9,5 процента. Конечно, есть дорогостоящие виды услуг, например, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография. Здесь работа оказывается не за счет средств ОМС, а за счет бюджета. Там есть квоты. Все, что сверх квот, то есть то, что не обеспечено финансированием, должно делаться за счет средств либо других каких-то бюджетов, либо страховых организаций, либо физических лиц, в частности пациентов, которые к нам обращаются. Здесь ведется полный учет, мы отчитываемся перед департаментом и Фондом ОМС, если мы тратим их деньги. В этом есть четкое понимание.

Сейчас количество квот значительно увеличилось по всем этим дорогостоящим видам, бюджет нашел возможности дополнительного финансирования, и наша задача сейчас их выполнить, что мы и делаем. Это очень большие деньги. За девять месяцев более 64 миллионов рублей потрачено на оказание дорогостоящих видов помощи для населения и области. Но, видимо, этого все-таки недостаточно. Есть возможность получения платных услуг в более комфортных условиях, но об этом отдельно. Считаю, что вопрос платных услуг – это больше вопрос организации, регламентации деятельности. Весь список платных услуг у нас вывешивается в Интернете, и любой пациент может предварительно с ним ознакомиться. Я призываю к одному, чтобы люди четко определялись, что им нужно, и знали все свои права.

- Еще одна проблема – отток кадров: уходили заведующие отделениями, младший и средний медицинский персонал. Почему, и как сейчас решается кадровый вопрос?
- Это, наверное, у самих специалистов надо спрашивать – почему? Как известно, прошлым не управляют. Поэтому за то, что было в прошлом, я ответить не могу. И, наверное, неправильно мне будет это анализировать, я могу сказать, что происходит сейчас. В настоящее время дефицит кадров у нас есть, и он значительный: порядка 40 процентов по докторам и где-то 30-35 процентов по младшим и средним медицинским работникам. Но надо понимать, что здесь «две стороны одной медали». С одной стороны, есть штатное расписание, с другой – физические лица, которые занимают все свободные ставки. Соответственно, медицинская помощь оказывается людям в полном объеме. Конечно, возникает некоторое напряжение в работе и небольшие организационные проблемы, но при этом сложившаяся ситуация позволяет медикам достаточно хорошо зарабатывать. Средняя заработная плата докторов у нас составляет 30-32 тысячи рублей, у медсестер – 16 тысяч рублей и, в целом, по всей ОКБ – 17 тысяч рублей. Это достаточно высокая заработная плата, хотя нам, конечно, хочется, чтобы она была больше.

С другой стороны, что касается специалистов. Их два вида: те, которые имеют определенную компетенцию и навыки, и могут начать работать здесь и сейчас. И второй вид – молодые специалисты. Они стали приходить. С первыми связана работа сейчас, со вторыми – работа завтра. Мы работаем с ними специально, пытаемся определенным образом работать с их заработной платой (решать вопросы доплаты). На уровне области решаются вопросы по социальному сопровождению – жилью, его доплаты. Так что, в среднем, состав больницы остается прежним, и он отражает ту тенденцию, которая есть везде.

Елена Алехина

Добавить комментарий