Вертикальная медицина

С 1 января 2012 года все муниципальные медицинские учреждения должны перейти под крыло области. Это требование федерального закона. Но процесс идет трудно: некоторые территории рады передать свои полномочия...

С 1 января 2012 года все муниципальные медицинские учреждения должны перейти под крыло области. Это требование федерального закона. Но процесс идет трудно: некоторые территории рады передать свои полномочия в этой части региону, другие – против. Пострадать, как всегда, могут простые люди.

Больная система

То, что система здравоохранения нуждается в лечении, признает сам директор облздрава Владимир Безруков. Одна из причин такого состояния – раздробленность на уровни оказания медпомощи и в выделении муниципального здравоохранения в самостоятельную структуру. В результате, по данным области, 90% жалоб населения связаны с плохим исполнением муниципалитетами своих обязанностей.

Регион в вину муниципалам ставит и неосвоение денежных средств, и безответственное отношение к строительству и ремонту медучреждений, и низкое качество оказания медицинских услуг.

– Возьмем строительство роддома в Киржачском районе, – внес конкретику зам. директора департамента здравоохранения области Сергей Замковой. – Объемы выделенных федеральных и областных средств на него значительные, а объект не введен в эксплуатацию. Другой пример – детское противотуберкулезное отделение владимирской больницы № 2. По перинатальному центру во Владимире тоже есть вопросы: достроить его до конца года не успеем.

Из года в год местные власти опаздывают в работе по нацпроекту «Здоровье», проведению диспансеризации, вакцинации подростков, не могут наладить эффективную систему лекарственного обеспечения льготников. И по программе модернизации – недоработка: если по государственным учреждениям здравоохранения на начало сентября т.г. было освоено 85% средств, то в муниципальных образованиях на сегодняшний день только 31%.

Лечение – везде

Федеральный закон о передаче полномочий по оказанию медицинских услуг возвращает в здравоохранение централизацию. Это, считают специалисты департамента, повысит эффективность работы отрасли в целом, решит проблемы оказания первичной медико-санитарной, а также скорой медицинской помощи и значительно повысит качество предоставляемых населению услуг. От реформы, заверяют чиновники от медицины, выиграют жители населенных пунктов, прилегающих к крупным городам. «Скорую» можно будет вызвать из ближайшего медучреждения, туда же прийти на прием к специалисту.

– Деньги более чем на 90% пойдут в фонд ОМС, – раскрыл механизм главный начфин области Вячеслав Кузин. – Далее они будут направляться на оплату оказания медицинских услуг всему застрахованному населению страны независимо от того, в каком субъекте РФ, в каком муниципальном образовании гражданин проживает. Наши медучреждения будут лечить всех россиян, и владимирцев также будут лечить на всей территории страны.

Жесткая централизация

А на федеральном уровне тем временем готовится к принятию законопроект, согласно которому в систему ОМС будут включены ФАПы и другие лечебные учреждения, ранее финансировавшиеся из областного бюджета. И вертикаль системы здравоохранения будет такой: ФАПы, врачебные лаборатории и участковые больницы, расположенные на территории муниципального района, станут структурными подразделениями центральных районных больниц. Руководители ЦРБ будут решать все вопросы оказания медицинской помощи. А все звено – подчиняться областному департаменту здравоохранения.

Кроме того, помощь в оказании медицинских услуг окажут межрайонные медицинские центры: сосудистые центры, центры по родовспоможению и другие. Специализированную
медицинскую помощь население получит в областной клинической больнице, областных онкологическом и противотуберкулезном диспансерах и так далее. Главные врачи ЦРБ будут назначаться директором департамента по согласованию с органами местного самоуправления. При этом при назначении будут учитываться не только опыт и стаж работы, но и уровень выполнения количественных и качественных показателей, характеризующих состояние здоровья населения в том или ином муниципальном образовании.

Поскольку все учреждения здравоохранения области, начиная с ФАПов, будут государственными, возникающие вопросы взаимодействия между учреждениями будут решаться намного проще – считают в департаменте.

Передать нельзя оставить

Между тем полной ясности по структуре и штату сотрудников и принципах реализации федерального закона пока нет. Чиновники торопят муниципалов, а те чураются нововведений. Руководители самых крупных муниципальных образований области: Коврова и Ковровского района, Мурома, Александровского района и Владимира – обратились в администрацию области и ЗС с просьбой оставить полномочия за ними. Законодательство это позволяет, и областные парламентарии в связи с поступившими с мест инициативами разработали законопроект, который сейчас находится у главы региона.

– Муниципалитеты проявляют активность в вопросах оказания медицинских услуг населению, – заметила председатель профильного комитета ЗС Галина Финашина. – Это понятно: они хотят влиять на ситуацию, исходя из того, что лучше знают потребности граждан на местах. Возникает закономерный вопрос: как департамент здравоохранения дойдет до каждого ФАПа? Где-то дрова не завезли, где-то проблемы с транспортным обеспечением. Это, конечно, не очень значительные вопросы, но их надо решать. Мы в целом поддерживаем идею централизации системы здравоохранения, но главное, чтобы этот процесс прошел безболезненно для наших граждан. В своих решениях будем ориентироваться на людей.

Глава региона хоть и настаивает на передаче полномочий, но не перечеркивает надежды на их возвращение муниципалитетам.

– Вопрос решен на федеральном уровне, – заявил он на совещании с руководителями органов местного самоуправления. – Надо его исполнять. Мы и так затормозили решение данной проблемы, поскольку ожидали, что будет установлен переходный период сроком в год. Право передавать муниципальным образованиям полномочия есть. Думаю, мы им воспользуемся, когда убедимся, что муниципальные образования готовы к выполнению этих полномочий.

А вот в региональном отделении фонда ОМС – против сохранения полномочий на местах.

– Будет запутанная система финансирования в одном канале, – пояснила директор территориального фонда ОМС Владимирской области Ольга Ефимова. – Львиная доля субвенций на осуществление полномочий – это деньги на содержание лечебных учреждений, работающих в системе ОМС. Если выделится субвенция на осуществление полномочий каким-то муниципальным образованиям, то вопрос поступления в бюджет фонда этих средств надо будет регулировать заключением дополнительных соглашений. Срок прохождения денежных средств замедлится. Ведь даже сегодня крупные муниципальные образования не всегда своевременно финансируют содержание своих лечебных учреждений.

Волнует муниципалов и кадровый вопрос. Департамент здравоохранения не желает вводить в новую структуру промежуточные управленческие организации. А это значит, что сотрудники муниципальных отделов здравоохранения могут остаться без работы.

– Более секретной службы, чем департамент здравоохранения в структуре областной администрации нет, – заметил глава администрации города Владимира Андрей Шохин. – Точной информации не добьешься. Что нам людям объяснять в управлении здравоохранения, либо распустить их вообще -не нужны они?

Однозначного ответа на этот вопрос, волнующий многих, до сих пор не получено.

В ожидании аврала

Между тем работа по передаче полномочий движется очень медленно. По словам вице-губернатора Александра Денисова, установленные сроки исполнения промежуточных мероприятий по передаче полномочий до сих пор не исполнены.

До 1 августа 2011 года органам местного самоуправления было необходимо провести инвентаризацию имущества – земли, зданий, передаваемых в государственную собственность, а также зарегистрировать права собственности на объекты недвижимости и земельные участки. Полностью эта работа проведена только в четырех муниципальных образованиях области: Кольчугинском, Селивановском, Юрьев-Польском районах и в городе Радужный. Документация, подготовленная этими муниципальными образованиями, находится на согласовании в областной администрации. Не полностью эта работа проведена в Александровском, Вязниковском, Гороховецком, Ковровском районах и во Владимире.

– В Александровском районе подлежит государственной регистрации 81 объект недвижимого имущества, а зарегистрировано только 54 объекта, – привел пример чиновник. – В собственность зарегистрировано всего 2 земельных участка из 17. Во Владимире из 79 объектов недвижимости зарегистрировано право только на 63 объекта. В Вязниковском районе допущено такое количество технических ошибок при оформлении перечня имущества, что решение Совета народных депутатов пришлось отправить на доработку. В Гороховецком районе – из 32 объектов право собственности зарегистрировано только на 21 объект. В общем, из 912 объектов недвижимости, которые подлежали регистрации к 1 августа, на 22 ноября зарегистрировано 773 объекта (84% от необходимого).

До 1 октября 2011 года органы МСУ должны были принять решения Советами народных депутатов о передаче муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность. Сроки не выдержаны и здесь. На 23 ноября решение о передаче имущества принято только семнадцатью муниципальными образованиями. Из них только тринадцать прислали необходимые пакеты документов. По состоянию на 22 ноября решения о передаче полномочий не были приняты в Александровском и Ковровском районах, Владимире, Гусь-Хрустальном и Покрове.

Следующий срок, указанный в постановлении, – 1 декабря. До конца месяца оставшимся муниципальным образованиям необходимо принять решения о передаче муниципального имущества в областную собственность. А дальше на урегулирование многочисленных вопросов у областного департамента останется всего месяц. Впрочем, руководители облздрава не раз заявляли, что им не привыкать работать в авральных условиях.

Точка зрения

Мнения на местах: «за» и «против»

Ковров. Грядущие перемены затрагивают 6 медучреждений. По информации руководителя горздрава Ольги Кузьминовой, они уже подготовили бюджеты на будущий год. И теперь возникают сомнения по поводу реализации этих финансовых документов, особенно по незащищенным статьям – в плане закупок медоборудования и проведения текущих ремонтов. Еще нюанс – вплоть до конца нынешнего года оплата жилья для привлеченных в Ковров иногородних врачей проводится по муниципальной программе из средств горбюджета. С будущего года эту программу придется сворачивать, а город может потерять крайне необходимые кадры. Главврач МБУЗ «Центральная городская больница» – главной больницы Коврова, на базе которой создаются межрайонные центры (сосудистый уже работает, а центр детской хирургии будет создан в 2012 году) для обслуживания Ковровского, Вязниковского, Гороховецкого и Камешковского районов, Андрей Полтырев подчеркнул, что опыта работы в качестве госучреждения у данной больницы нет. Нынешняя ситуация настораживает. Одновременный перевод десятков медучреждений в ведение облдепартамента здравоохранения, который сам пребывает в состоянии реорганизации, может негативно сказаться на оперативности управления. Не до конца понятно, как будет осуществляться финансирование. Например, те показатели, которые облздрав уже довел до ЦГБ, не покрывают издержек со-
держания целого комплекса зданий, которые занимает больница, а также расходы по их охране.

Ковровский район. Глава района Александр Клюшенков пояснил, что администрация уже подготовила передачу недвижимости всех имеющихся муниципальных медучреждений области. Однако целесообразность реформы вызывает сомнения: власти на местах, тесно взаимодействуя с медиками, лучше знают об их нуждах, о потребностях населения, в том числе по вопросам здравоохранения. Медучреждения района поддерживаются местной властью на высоком уровне. Поэтому администрация и райсовет намерены обратиться к области с просьбой оставить за ними возможность оперативного управления районными
учреждениями здравоохранения.

Вязниковский район. Передача местной медицины области – дело решенное. Об этом сообщила директор МУЗ «Вязниковская центра льная районная больница» Марина Коновалова, фактически выполняющая функции руководителя прежде упраздненного районного отдела здравоохранения. Сейчас дорабатываются новые уставы 7 вязниковских медучреждений. Марина Коновалова считает, что реорганизация позволит местной медицине получать финансовую и организационную помощь в большем объеме, нежели прежде. Глава района Владимир Лопухов уточнил, что финансирование учреждений здравоохранения в 2012 году, согласно расчетам, составит около 240 миллионов рублей – это почти в 2 раза больше, чем в текущем году. Благодаря этому медучреждения будут лучше обеспечены лекарствами, повысится зарплата у врачей и медперсонала поликлиник и стационаров. Будет решен и ряд иных наболевших проблем. Например, на ремонт котельной Вязниковской ЦРБ в будущем году выделяется почти 10 миллионов рублей, а на капремонт кровли одного из больничных корпусов – 1,5 миллиона рублей.

Юлия Денисова

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике