16+

Главный артиллерист Ивана Грозного

Недавно отмечался День ракетных войск и артиллерии. Этот праздник был учрежден в ознаменование огромной роли «бога войны» в Сталинградской битве 1942-1943 гг., однако история артиллерии на Руси началась за несколько веков до Великой Отечественной войны.

Символично, что одним из первых выдающихся российских артиллеристов был наш земляк, суздалец Федор Петрович Молвянинов – командующий артиллерией армии Ивана Грозного, получивший высшую награду за мастерство и доблесть – шубу с царского плеча!

Царские льготники
Как установили историки, предок Федора Молвянинова еще в середине XIV столетия служил суздальскому князю Константину Васильевичу – современнику Ивана Калиты и деду супруги Дмитрия Донского. С тех пор Молвяниновы писались во всех грамотах не иначе как «суздальцы». Отец будущего пушкаря Петр Молвянинов известен в качестве суздальского сына боярского (так в то время обозначалось служилое сословие) в правление великого князя владимирского и московского Василия III -отца Ивана Грозного. Но если его предки обычно занимали свое место в ряду тяжелой панцирной конницы, то Федор Молвянинов выбрал иное ратное поприще – наряд, как изначально на Руси именовали артиллерию. К тому времени пушки в России использовались уже более 100 лет. Известно, что впервые они были применены при обороне Москвы от татарского войска хана Тохтамыша еще в 1382 году. Однако расцвет отечественной артиллерии пришелся на XVI век. Самые лучшие пушки тогда изготавливали чаще всего из дорогой (даже сегодня!) бронзы. Каждая из них выполнялась по специальному заказу и зачастую представляла собой настоящее произведение искусства.

Бурное развитие артиллерии привело к появлению на Руси нового сословия пушкарей. Для них был составлен едва ли не первый воинский устав – «Устав ратных пушечных и других дел». Поскольку стрельба из пушек требовала особых навыков и была связана с большим риском (некачественные стволы часто разрывало при выстреле), пушкарям давали большие льготы. Они селились отдельными слободами, не платили податей и даже судились в особом Пушкарском приказе. Рядовые пушкари, как состоящие на «государевой службе», получали жалованье. При Иване Грозном оно составляло 2 рубля с гривной в год и пол осьмины муки в месяц, а московские пушкари получали еще в год «по сукну доброму, цена по 2 рубля сукно». Тогда для ратника это были немалые деньги. К каждому орудию назначали не более двух пушкарей, которым придавались податные люди (как правило, из крепостных крестьян) для обслуживания орудия. Именно оттуда родом термин «орудийная прислуга», который использовался вплоть до XX века.

«У обозу, у наряду»
Однако Федор Молвянинов, будучи дворянского сословия, начинал свою карьеру не рядовым ратником, а как «голова», то есть командир (офицер). В 1552 году он участвовал во взятии Казани – столицы Казанского ханства, которое в течение многих лет вело войну с Русским государством. В штурме твердынь этой крепости роль артиллерии была особенно велика. После массированного обстрела из полутора сотен орудий сопротивление осажденных значительно уменьшилось, и в итоге Казань пала. Возможно, именно тогда суздалец Молвянинов и проникся уважением и любовью к самому грозному оружию средневековья.

Шли годы. Федор Молвянинов постепенно рос по служебной лестнице. Из «голов» он стал воеводой, что в переводе на позднейшие чины было аналогом генерала. Особенно отличился Федор Петрович в Ливонской войне, которую Россия вела за выход к Балтийскому морю. Именно тогда огневая мощь русской артиллерии проявилась как никогда прежде. Под ее огнем один за другим сдавались замки и крепости Ливонского ордена – наследника светского государства крестоносцев. После взятия крупного города и важной крепости Полоцка Молвянинов в 1571 году был назначен туда воеводой.

Вскоре, имея огромный опыт боевых действий и применения артиллерии в полевых условиях, Молвянинов получил новое ответственное назначение. Для непосвященных оно звучало почти оскорбительно: быть «у обозу и у наряду». Людям, далеким от военных реалий, могло показаться, что заслуженного командира сплавили на тыловую должность. На самом же деле Федор Петрович стал командующим артиллерией, так как «наряд» (то есть пушки) в походном порядке как раз и перевозили в специальном обозе вместе с ядрами и порохом. С 1575 по 1591 годы в течение более чем 16 лет он командовал русской артиллерией сначала при Иване Грозном, а потом и при его сыне и наследнике царе Федоре Ивановиче. В годы разгула опричнины, массовых репрессий и частой смены военного командования удержаться на таком ответственном посту в течение столь продолжительного срока можно было лишь благодаря исключительным профессиональным качествам.

Шуба с царского плеча
О службе Молвянинова сохранилось очень мало сведений, но, судя по всему, он был выдающимся артиллеристом. Одно время даже возглавлял Пушечный приказ – своего рода Главное артиллерийское управление XVI столетия, но потом вновь вернулся в войска. Очевидно, штабная работа для этого человека, проведшего большую часть жизни в боях и походах, была неприемлемой. Кстати, вместе с Федором Петровичем в числе командного состава русской артиллерии служил и его младший брат Василий Петрович Молвянинов, который также был «воеводой у наряду».

В 1589 году царь Федор Иванович в воздаяние многолетней службы своего тезки пожаловал Федора Петровича одной из высших наград – собольей шубой с царского плеча. Орденов и медалей тогда на Руси не знали, поэтому царская шуба, без преувеличения, считалась высшим знаком отличия. К тому же государь к шубе прибавил и большое имение в родном для Молвянинова Суздальском уезде.

Свой последний поход, против крымских татар, Федор Петрович Молвянинов совершил в 1590 году, будучи уже на седьмом десятке – в весьма преклонном возрасте по тем временам. А через год заслуженный артиллерист скончался и был погребен в Троице-Сергиевом монастыре, получившем позднее статус лавры.

Потомки Молвяниновых прослеживаются вплоть до начала XIX века, сохраняя связь с Суздальским уездом. Внучатый племянник артиллериста Яков Молвянинов в 1580-е годы стал первым российским послом в Риме и в Венеции. А прапра-правнучка Ульяна Молвянинова была замужем за Сергеем Секериным – оберцейхвартером (начальником арсенала в ранге полковника) полевой артиллерии Петра Великого. Так члены одной семьи начали и закончили борьбу за побережье Балтики, которую Россия вела на протяжении более чем полутора столетий!

Николай ФРОЛОВ

Просмотры: