Призрак Ивана Грозного бродит по Суздалю

Как мы уже сообщали ранее, 22 февраля в Суздале студия известного режиссера Павла Лунгина начала съемки художественного фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп". В Мекку российского исторического кинематографа...

Как мы уже сообщали ранее, 22 февраля в Суздале студия известного режиссера Павла Лунгина начала съемки художественного фильма "Иван Грозный и митрополит Филипп". В Мекку российского исторического кинематографа приехали такие звезды, как Олег Янковский (митрополит Филипп), Александр Домогаров (Алексей Басманов), финский актер Вилле Хаапасало (Штаден) и другие. Наши корреспонденты напросились к Павлу Семеновичу на съемочную площадку.

Все дороги ведут в Суздаль
Старинный Суздаль для российских кинематографистов – Мекка, идеальное место для съемок исторических фильмов – от "Андрея Рублева" до "Мертвых душ". В прошлом году режиссер Юрий Мороз снимал здесь "Братьев Карамазовых", а теперь в Суздальвуд нагрянул Павел Лунгин с "Иваном Грозным".
Кстати, мало кто замечает, но в Суздале рекламных щитов на улицах нет вовсе – а это важно для исторического кино, когда снимают ленту про времена, в которых не было, скажем, МТС или "Единой России".
Суздаляне к съемкам уже привыкли, и когда в низине между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями началось строительство, поняли – скоро грядет новое кино. Декорации, построенные для съемок фильма о временах Ивана Грозного, естественно вписываются в городскую среду.
Декорации "старой Москвы" между Покровским и Спасо-Евфимиевым монастырями сейчас как раз в процессе строительства. В ближайшее время на территории Спасо-Евфимиева монастыря будет построен Опричный дворец. А в Суздальском Кремле уже практически вырос "пыточный городок".
Выбирать место для съемок в Суздаль Лунгин приезжал лично. Спрашивается, почему не Александров, настоящая вотчина Ивана Грозного, откуда он 16 лет управлял Россией?
– Поначалу я вообще в Москве искал подходящее место, – говорит Павел Семенович. – А потом подумали о суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Он очень походит на Москву XVI века. Мы увидели эти башни, стены, речку внизу – нам понравилось. А потом, в Суздале атмосфера правильная – нет домов выше двух этажей, нет промышленности, это город вне времени.
К слову, наши киношники все чаще снимают ленты "из прошлой жизни" – есть социальный заказ, зрители охотно смотрят их.
Идея создать фильм об Иване Грозном созрела у Лунгина после того, как он прочел роман пермского писателя Алексея Иванова, который и стал автором сценария фильма. В основе сюжета – история двухлетнего конфликта между царем Иваном IV и митрополитом Филиппом (в миру – Федор Колычев), который рьяно выступал против опричнины, за что впал в немилость к царю и в итоге был задушен Малютой Скуратовым.
– Я обратился к эпохе Ивана Грозного по многим причинам, – рассказывает Лунгин. – Прежде всего, это первый русский царь. К тому же, речь в фильме пойдет и о святом митрополите Филиппе. А мне хочется сделать картину о человеке, связанном с Церковью, со служением Богу, который возвысил свой голос и защитил народ – это замечательный образ.

Грозный достался Петру Мамонову
Роль царя сразу же была предложена Петру Мамонову. Лунгин увидел в нем черты Грозного еще во время съемок "Острова". По словам Лунгина, Петр Николаевич воплощает собой особый тип русского характера: в нем есть и благочестие, и неистовство, и юродство.
– Этот образ заинтересовал Мамонова. К тому же, Иван Грозный ведь тоже был очень религиозный. Те ужасы, которые он творил, – это все делалось в ощущении им конца света. Россия тогда вся жила ощущением апокалипсиса, того, что наступили "последние времена". И это активное религиозное проживание конца света и двигало Грозным. Я не вижу никого, кроме Мамонова, кто мог бы тут сыграть.
Погрузившись в эпоху Ивана Грозного, Лунгин считает, что призрак этого царя до сих пор искушает Россию. Фигура Грозного сложна: с одной стороны, кровавый тиран, с другой – постоянно кающийся и страдающий человек.: Режиссер хочет попытаться показать, как все было на самом деле, чтобы люди воочию увидели то страшное время, когда по приказу царя гибло столько людей, в том числе и служителей церкви.
Столкновение двух личностей – Ивана Грозного и замученного им святого – это столкновение двух взглядов на Россию, на жизнь, на страну.

Съемки в разгаре
– Только идиот не мечтает сняться у Лунгина, – говорят нам актеры. И верно, в "Иване Грозном" сплошь и рядом звезды. Кроме Мамонова, в картине заняты Олег Янковский, Александр Домогаров, Юрий Кузнецов, Алексей Макаров, Вилле Хаапасало, Иван Охлобыстин.
– Актеры очень любят работать со мной, – признается Павел Семенович. – Ну хорошо им! Я их люблю. Я не умею работать в конфликте. Я ими восхищаюсь, и они от этого раскрываются. Актеру нужно мало – всего-то дать возможность быть самым лучшим. Вот если дашь ему эту внутреннюю возможность – быть лучшим – он и станет лучшим.
Вообще и со снегом, и с погодой Лунгину не очень-то повезло. Найти в марте для натуры хорошую зимнюю дорогу проблематично. Для этого съемочной группе пришлось отправиться в село Лопатницы.:
На месте съемок около сотни человек. Мороза нет, но вот ветер в поле – пронизывающий. Впрочем, ни артисты, ни другие члены бригады не жалуются. Еще бы – художники по костюмам знают свое дело и подобрали им одежду не только по эпохе и по размеру, но и погоде! Впрочем, риск промочить ноги был.
– Если у вас промокнут ноги, мы вас завтра на съемочной площадке не увидим. Этого допустить нельзя. Ну-ка одевайте на валенки калоши! – хлопочут над артистами работники съемочной бригады.
– А Олег Иванович? – беспокоится кто-то за легендарного Янковского.
– Олег Иванович утеплен хорошо.
И вот аппаратура установлена, отлажена, начинается репетиция. Один дубль, другой, третий:…
По дороге "едут" несколько саней с впряженными в них лошадьми. В одних санях – "новгородские купцы", в других – "духовные лица", один из которых – митрополит Филипп-Янковский. Возницы – мужики и женщины в деревенских тулупах и платках – атмосфера того времени создана профессиональными художниками по костюмам. Процессию останавливают конные всадники.
Лунгин не зря снискал репутацию высококлассного режиссера – дотошный, внимательный к мелочам. А потому репетиции продолжаются вновь и вновь.
– Олег Иванович, – наставляет Лунгин Янковского, – грамоту от них в руки не бери! Твой герой выше этого! Ничего не делай.
Яркое весеннее солнце, выглянувшее, как оказалось, совершенно некстати, затормозило работу съемочной группы на целый час. Впрочем, вынужденный простой без пользы не проходит: у актеров есть возможность поправить грим, парики, бороды и усы, а заодно согреться чаем и кофе.
Простоем, пожалуй, недовольны были только четвероногие "артисты" – лошадям страсть как хотелось движения, а сани, в которые их запрягли, были "прибиты" в снег деревянными колышками. Первоклассные рысаки, кстати, специально для съемок фильма были закуплены в Черкесии.
– Так мы до захода солнца снимать не начнем, – ворчит один из актеров.
– Через 20 минут солнца не будет, я договорился, – шутит вернувшийся после чаепития на место съемок Вилле Хаапасало.

Эпизод: как это делается
Похоже, знаменитый финн действительно с кем-то там договорился. Солнце вскоре прячется за облака, и съемочная группа возобновляет работу.
– Все, кто не занят в съемках, выйдите из кадра! На исходную! Тишина! Никто не ходит – репетицию пишем! Начали!
Один из всадников – Алексей Басманов, один из видных царских опричников (его играет актер Александр Домогаров) сначала проводит осмотр рыбного обоза, в котором едут купцы. Конфискует одну из рыбин. Затем подходит к саням митрополита Филиппа.
– Это мои сани! – говорит герой Янковского. – Брать здесь нечего.
– А ты кто такой?
– Это игумен Соловецкий, – отвечает за Филиппа один из священнослужителей. – По приглашению государя едет. Вот грамота.
Прочитав грамоту, герой Домогарова снимает шапку с головы и склоняется перед Филиппом. Митрополит осеняет голову Басманова крестом:.
Эпизоды, которые в фильме занимают лишь несколько секунд, порой снимаются часами. Сюжет вроде бы отснят, но Лунгин чем-то недоволен. Съемки этой сцены будут повторяться еще день, и еще…

Претендент на Канны?
Съемки "Ивана Грозного" запланированы в Суздале и в его окрестностях до конца июня. Это высокобюджетный фильм, какими, как правило, и бывают все исторические киноленты.
На экраны страны фильм выйдет где-то в середине 2009 года. Как нам рассказали члены съемочной группы, Павел Лунгин выставит картину на Каннский фестиваль.
И у него есть немало шансов на Гран-при – ведь помимо того, что Павел Семенович давно известен Европе как мэтр, так еще и главным оператором у него работает американец Том Стерн, постоянный и любимый оператор последних фильмов Клинта Иствуда, таких, как <Кровавая работа>, <Письма с Иводзимы>, <Флаги наших отцов>, <Малышка на миллион>, <Таинственная река>.

Текст: Маргарита КОРОЛЕВА.
Фото: Рудольф НОВИКОВ.
Суздальский район.

Из досье "Призыва"
Сценарист и режиссер Павел Семенович Лунгин родился 12 июля 1949 года в Москве в семье сценариста Семена Лунгина. В 1971 году он окончил отделение математической и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году – Высшие сценарные курсы, где занимался в мастерской М.Львовского.
В кино Павел Лунгин дебютировал как сценарист в 1976 году фильмом "Все дело в брате" (режиссер В.Горлов).
Затем по его сценариям были поставлены такие известные приключенческие картины, как "Конец императора тайги" (1978, режиссер В.Саруханов) и "Непобедимый" (1983, режиссер Ю.Борецкий).
В 1990 году Павел Лунгин дебютировал как режиссер, поставив по собственному сценарию фильм "Такси-блюз" (специальный приз за режиссуру на Каннском кинофестивале). С начала 1990-х годов режиссер жил во Франции и снимал свои фильмы при участии французских продюсеров, но – в России и о России. В 2000-м году основал в России свою кинокомпанию.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике