16+

Борьба за пенсионные накопления

Были случаи, когда накопительная часть пенсии без согласия граждан переводилась из ПФР в частные пенсионные фонды, а владелец накоплений узнавал об этом последним.

В системе обязательного пенсионного страхования, участниками которой является большая часть работающего населения, вскрылись схемы, близкие к мошенническим. Во Владимирской области известны несколько случаев, когда пенсионные накопления граждан без их согласия были переведены в негосударственные пенсионные фонды.

Трудности перевода

Некие люди ходили по квартирам жителей областного центра и, представляясь сотрудниками пенсионного фонда, предлагали жильцам подписать договор о «страховании накопительной части их пенсии». А после ухода «гостей» подписавшиеся жильцы читали договор внимательнее и узнавали, что, оказывается, стали клиентами негосударственного пенсионного фонда (НПФ) – то есть добровольно согласились перевести накопительную часть своей будущей пенсии из ПФР в частную структуру.

Негосударственные пенсионные фонды сегодня активно развиваются и предлагают клиентам стабильные гарантии с доходностью выше, чем в государственной управляющей компании. Они работают в соответствии с федеральным законодательством и обещают платить клиентам хорошую пенсию к старости. Однако привлечение клиентов должно осуществляться законными методами, без уловок и недостоверного информирования. Но ведь в ситуациях «поквартирного обхода» жильцы принимали «гостя» за госслужащего, и лишь потом выяснялось, что он агент НПФ, у которого даже нет представительства на территории области, а это сразу подрывало доверие. По сути, агенты не обманывали жильцов, представляясь сотрудниками пенсионного фонда, просто забывали добавить слово «негосударственного», так что прямого мошенничества здесь нет. Но все же людей вводили в заблуждение. Жильцы начинали волноваться, ведь агент не разъяснил им подробно, на что конкретно они соглашаются, и непонятно, какие последствия вызовет подписанный договор. А вдруг накопленные за почти десять лет немалые деньги куда-то уплывут? А если компания исчезнет с их деньгами? И можно ли вернуть все обратно?

Новоиспеченные клиенты звонили в НПФ, название которого было указано в договоре, и высказывали претензии по поводу некорректной работы агентов. Но в фонде сообщали, что об этом якобы ничего не слышали, а если бы узнали, то немедленно прекратили бы сотрудничать с такими недобросовестными сотрудниками. Кроме того, у представителей фонда имеется специальное удостоверение или свидетельство, подтверждающее право консультирования, а также бланки договоров с подписью и печатью НПФ. Клиенты могли подойти к делу осознанно – потребовать все сопроводительные документы и внимательно изучить, а потом подумать, соглашаться ли на «сделку», или дополнительно позвонить в ПФР и получить консультацию там, поискать информацию на сайтах. Ведь никто не принуждал их за пять минут на месте подписывать договор.

В управлении ПФР по Владимирской области «Призыву» сообщили, что письменных обращений «от граждан, которые по незнанию и против воли передали право распоряжаться своими пенсионными накоплениями какому-либо из негосударственных пенсионных фондов», туда не поступало. Областной ПФ напоминает, что граждане могут доверить управление своими пенсионными накоплениями частной управляющей компании, негосударственному пенсионному фонду или государственной управляющей компании. При этом в соответствии с федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» их деятельность осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств, назначение и выплату пенсий. Но большинство граждан свой выбор ни разу не делали, поэтому их средства по умолчанию находятся под управлением единственной государственной УК -«Внешэкономбанка».

Свои вопросы по размещению пенсионных накоплений граждане могут задать сотрудникам ПФР на приеме в местном отделении фонда или на выездном приеме, а также когда ПФР посещает инвалидов на дому. Однако областное управление ПФ предупреждает, что мобильная клиентская служба предназначена для проведения консультаций с жителями отдаленных населенных пунктов, и сотрудников ПФ – госслужащих – легко узнать по фирменной символике. При этом работник Пенсионного фонда РФ никогда не будет убеждать заключить какой-либо договор о «страховании» либо передаче пенсионных накоплений. Предложение «застраховать накопительную часть пенсии» вообще с точки зрения закона безграмотно, так как подобной процедуры в законе не предусмотрено.

Управляющий областным ПФ Владимир Соловьев сообщил, что в любом случае гражданам, которые по незнанию уже заключили договор с негосударственным пенсионным фондом, нечего беспокоиться. Их пенсионные накопления не пропадут. А если они передумали и желают перевести свои деньги из НПФ обратно в Пенсионный фонд РФ, то им необходимо в будущем году обратиться в любое управление ПФР и подать соответствующее заявление. При себе нужно иметь паспорт и страховое свидетельство пенсионного страхования (зеленую пластиковую карточку). Средства накопительной части пенсии будут переведены до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления об их переводе.

Невольный участник

Хотя в областном ПФ отметили, что официальной информации о некорректном поведении агентов НПФ на сегодня нет, тем не менее, о единичных случаях «поквартирного обхода» многие слышали. И другие участники рынка – негосударственные пенсионные фонды (а их представительств в нашем регионе около десяти) не скрывают, что проблема носит масштабный характер.

Агенты, ходившие по домам, прикрывались именем одного НПФ, но пострадали в итоге и остальные частные фонды, которые добросовестно исполняли свои обязательства перед клиентами. Подпорченная репутация одного фонда бросила тень и на них. Клиенты звонили, задавали вопросы, выражали недоверие. Ситуация поколебала весь рынок пенсионного страхования.

– Долгое время в прессе не разглашалось название фонда, чьи сотрудники совершали данные действия, поэтому под «подозрение» попадал любой негосударственный пенсионный фонд. И в наш офис поступали звонки от встревоженных клиентов с просьбой прокомментировать данную ситуацию, – рассказала «Призыву» Надежда Филатова, заместитель руководителя территориальной дирекции одного из НПФ. – Хотя я лично сомневаюсь, что данная «акция» наших конкурентов действительно имела успех и вызовет долгие негативные последствия для всех участников рынка. Не такие уж наши люди доверчивые, быстро уяснят ситуацию, и свои персональные данные, тем более подписи в документах, раздавать кому попало не будут. Стратегия привлечения клиентов в каждом НПФ своя.

К примеру, наш фонд является социальным партнером многих предприятий и организаций области. А чтобы наши клиенты делали свой выбор осознанно и потом не терзались сомнениями, мы для всех проводим подробные «ликбезы», семинары по вопросам пенсионной реформы, предоставляем информационные материалы. Это честно по отношению к клиенту. Договор с нашим фондом клиент заключает только после получения полной информации о своих возможностях по управлению накопительной частью пенсии. Также в нашем Фонде установлен жесткий контроль за всеми сотрудниками, агентами, которые уполномочены оформлять с гражданами документы по обязательному пенсионному страхованию. Перед регистрацией договоров мы обязательно делаем звонок клиенту, чтобы уточнить: действительно ли он согласен перевести свои накопления в наш фонд и получил ли он в полном объеме информацию по данной услуге.

В то же время люди, потерявшие доверие к одному НПФ, могут перейти не только обратно в государственную систему, но и в другой частный фонд, предварительно получив в любом из них консультацию. Такие случаи возникают. Граждане обращаются в одни фонды за информацией и жалуются на то, что без их осознанного согласия они стали клиентами других НПФ или были переведены из одного НПФ в другой без своего ведома.

Несмотря на отсутствие официальной статистики, число граждан, ставших клиентами какого-либо НПФ не по своей воле, не так уж и мало. Рассказывают случаи, когда вступать в НПФ «держателей пенсионных накоплений» подталкивает руководство предприятия, где они работают. Случаи давления на работников, не желающих переводить пенсионные средства в фонды, аффилированные с компаниями, в которых они работают, описывались в центральных СМИ. Тех, кто сопротивляется, обещают лишить премии. Либо люди автоматически вступают в фонд при приеме на новую работу – в организации им доходчиво объясняют, что иначе их не примут. Есть также клиенты, утверждавшие, что невольно вступили в НПФ, обратившись в кадровое агентство в поисках работы. Людям якобы объясняли, что, если они не подпишут договор, у них не возьмут анкету и не отдадут хорошему работодателю. А если подпишут, то сразу трудоустроятся. Или другой пример. Агенты НПФ тоже ходили по домам, но уверяли жильцов, что государственный ПФ ликвидируется и им надо перевести накопления в частный. В общем, уловок не счесть.

Люди редко обращаются в правоохранительные органы. Однако случаи привлечения к ответственности недобросовестных агентов НПФ по стране есть. Так, недавно в Ульяновске за мошенничество был осужден финансовый консультант, подделавший несколько сотен договоров с клиентами. Люди последними узнавали, что перешли в НПФ. Агент изготавливал фиктивные договоры о переводе накопительной части пенсии в НПФ «Стальфонд» ради получения вознаграждения от фонда за каждого нового клиента, который якобы сам согласился подписать договор. Вины самого фонда в мошеннической схеме нет. Но из-за стремления агентов заработать денег один человек, как потом оказывается, заключил в течение года сразу несколько договоров с разными негосударственными пенсионными фондами. Потом идут проверки и отбраковки. Причем число «перекупок» клиентов у одних фондов другими, как и число отбраковок, постоянно растет, так как конкуренция между НПФ обостряется с каждым годом. Частные пенсионные фонды крайне заинтересованы в росте числа клиентов, поэтому иногда готовы привлекать их некорректными методами.

Кстати

Частный – доходнее?

В 2010 году отделением ПФР по Владимирской области принято почти 95 тыс. заявлений застрахованных лиц о выборе управляющей компании или НПФ, что превышает аналогичный показатель 2009 года в 6,6 раза, то есть жители нашего региона стали доверять частным фондам свои накопления гораздо активнее. Вернулись из НПФ в ПФР 660 человек, более 10 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой НПФ. Из общего количества жителей области, у которых формируются пенсионные накопления (756 тыс. человек), в 2010 году свои пенсионные накопления уже доверили НПФ более 83 тыс. граждан (11 %).

Такой значительный рост числа клиентов частных структур обусловлен стабильно низкой доходностью государственной управляющей компании «Внешэкономбанка», не покрывающей даже официального уровня инфляции. Пока частные управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды приносят своим клиентам более высокий доход. Однако доходность в прошлом не гарантирует доходности в будущем. Как говорится, поживем – увидим!

Для справки

Пенсионные накопления – это средства накопительной части будущей трудовой пенсии. Сегодня пенсионные накопления активно формируются у граждан 1967 года рождения и моложе. У тех, кто участвует в программе государственного со-финансирования пенсии, накопительная часть формируется независимо от возраста.

Елена Певцова

Просмотры: