Ее песни – часть жизни

Сегодня - девять дней, как не стало одной из самых лирических певиц нашей эстрады, народной артистки России Валентины Толкуновой.

Сегодня – девять дней, как не стало одной из самых лирических певиц нашей эстрады, народной артистки России Валентины Толкуновой.

В эти дни о певице написано и сказано много. Мне бы хотелось вспомнить о том, что было сказано ею в наши многочисленные встречи в разные годы: во Владимире, в Вязниках, в Москве…

Национальный характер русского певческого стиля, глубокая лиричность в сочетании с филигранно отточенным мастерством исполнения отличало (увы, к сожалению, уже в прошедшем времени!) творчество Толкуновой. В ее голосе на протяжении почти 45(!) лет звучали нежность и доброта, порой легкая грусть. И пела она всегда просто, естественно. Манере исполнения соответствовал и весь облик певицы: в осанке, умении держаться на сцене – величавость, спокойствие, истинно русская непоказная красота. Она и в жизни была такой – очень женственной, удивительно скромной, исполненной достоинства.

В ее репертуаре было много лирических песен о женских судьбах, о любви, о радости встреч и горести разлук. Но что бы ни пела певица, пусть даже самую грустную песню, Толкунова всегда оставляла нам надежду. Она как бы говорила: «Не надо отчаиваться. Надо ждать своего часа, мечтать и верить. Надо жить, не сгибаясь под ударами судьбы».

В одну из встреч Валентина подарила мне четыре компакт-диска. Один из них называется «Не оставляй меня, любовь». О ней Валентина сказала так: «Сегодняшний мир опустошает человека. За этой трудной жизнью иссякают энтузиазм и то, что мы называем любовью к жизни, людям».

Держа в руках диск, я остановился взглядом на названии романса, который любила петь Валентина. Там есть такие строки:

Печали свет из лабиринтов памяти,

Печали свет размыто-голубой…

А наша жизнь стоит на паперти

И просит о любви с протянутой рукой.

– Как это верно, – сказала певица.

Поклонники певицы не переставали говорить: «Кажется, вы всегда были с нами, вот и дети выросли под ваши песни». На мой взгляд, это больше, чем признание, это – почти родственность.

Для этих людей она и пела всегда. И в годы 70-е, принесшие ей популярность: помните «Серебряные свадьбы», «Деревянные лошадки»? И в годы 80-е: «Если б не было войны» – песня об изломанной женской судьбе стала для певицы этапной. До нее Толкунова – одна. После – нет, не другая, а как бы помудревшая, лиха хлебнувшая. Кстати, эту песню Валентина собиралась исполнить на праздничном концерте к юбилею Победы.

Впрочем, у певицы много «военных» песен очень личного, камерного характера. «Танго у разбитого танка», например: «Над этим танго довоенным артиллерист безногий плакал». Или «Прости меня, Россия, за то, что я бессильна тебя с колен поднять. За то, что терпеливо сношу и стыд, и ложь. Ведь ты меня растила. И ты меня поймешь».

Песни о войне близки ей. У нее был замечательный отец. Фронтовик, которому в детстве гадалка-сербка сказала, что он родился в рубашке. И правда, всю войну прошел без единого ранения. Он умер в 90-м, в семьдесят один год.

Горечь воспоминаний, сердечная маета, утверждение женственности и чистоты – вот темы ее песен, с которыми она шагнула в XXI век. В наше бурно развивающееся время ее песням приходилось отстаивать себя. И хотя в последние годы мы мало видели ее на экранах, певицу знали и любили, в любом городе на ее концертах всегда был аншлаг.

На постоянные расспросы поклонников, есть ли у нее какая-то своя тайна, свой секрет красоты, Валентина отвечала стихами:

«В раскрытые ладони приходит благодать…

Что в мир пошлешь, того и жди в ответ…»

– Если ты стараешься отдать людям частичку себя, не думаешь: «Хочу покрасоваться», то и с внешностью будет полный порядок, жила она.

Валентина Толкунова была человеком, искренне болеющим душой за все происходящее в стране. Человеком вне всякой конъюнктуры, никогда не соглашавшейся использовать свое имя в чьих-то политических интересах. Чем не могут похвастаться многие нынешние звезды, обосновывающие собственную «гибкость» расхожим: «Жить-то надо!» А ее позиция полнее всего выражена в строках одной из новых песен:

«Я поняла, что бедность не порок.

Порок, когда душа бывает бедной».

– Песня – особый жанр,

–  не уставала повторять Валентина. – За несколько минут надо рассказать о жизни, о судьбе, о чувствах человека. Я –  за песни, в которых есть чувства, за песни, которые заставляют думать. И счастлива, когда встречаюсь с такими песнями.

За кадром

• Помню, как на одном из концертов певицы на сцену поднялась старушка. В одной руке – иконка, в другой – мешочек с орехами: презент любимой певице. Подошла к ней поближе, смотрит пристально-пристально: «Ну, дочка, наконец-то я тебя увидела. Теперь и помереть можно».

• На одном мероприятии один молодой человек признался Валентине Васильевне: «Я обожаю вас всю жизнь!» Оказалось, его отец, знавший о влюбленности сына, преподнес ему на 20-летие царский подарок – десять ее дисков-гигантов.

• На вопрос, часто ли приходилось слышать о себе что-нибудь любопытное, о слухах, певица отвечала с юмором: «Да не особенно. Вот только меня постоянно выдавали замуж. То за Колмановского, то за Силантьева, то за Лещенко. Причем в любовницах никогда не ходила, исключительно в женах…»

• Много лет назад во время выступлений оркестра под управлением Силантьева в Звенигороде оказалось, что разместиться выступающим практически негде. Кто-то предложил молоденькой еще, но уже очень популярной Толкуновой – переодевайся в гримерной с Шульженко. Испугалась: нет-нет, надо сначала попросить разрешения. Попросили: «Клавдия Ивановна, не возражаете, если Толкунова…» А та: «Валечка? С удовольствием! Это же певица души…»

• Из украшений Толкунова любила только жемчуг: «В первый свой выход на сцену я вплела нитку с жемчугом в косу… Я не люблю бриллиантов, не люблю дорогих камней и металлов, потому что не все то золото, что блестит». Нитка жемчуга в волосах стала фирменным знаком певицы.

Михаил Костаков, заслуженный работник культуры России.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике