16+

Мамы, в школу собирайтесь!

Умелые родительские руки не знают скуки в школах и детских садах. Честно скажу: нет, наверное, во Владимире такого образовательного учреждения, где взрослых не просят помочь в каких-либо делах. Вот только эти просьбы воспитателей и педагогов частенько упираются в стену молчания – неподатливую, непробиваемую. Кто и что должен делать для того, чтобы наши дети могли спокойно находиться в садике и получать знания в школе? Давайте разберемся.

В нынешнем году во Владимире более 30 млн рублей было потрачено на ремонтные работы в образовательных учреждениях. Большая часть средств ушла на кровельные работы и косметический ремонт внутренних помещений.

Львиная доля потраченного – деньги муниципалитета. Кроме того, учреждения получили субвенции областного и федерального бюджетов, а часть средств заработали сами, оказывая платные услуги и взимая плату с родителей, к примеру, за питание ребенка в детском саду. В целом, по словам вице-мэра областного центра Андрея Колгашкина, город тратит на систему дошкольного образования около 1 млрд рублей.

– Из 156 объектов системы образования 88 учреждений города – это дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Их Владимир содержит полностью за счет собственных средств. Если при финансировании школ часть финансовой нагрузки берет на себя область, предоставляя различные субсидии, есть и федеральные средства финансовой поддержки, то детские сады финансируются из муниципальной казны.

По федеральному законодательству ОМСУ переданы полномочия по организации дошкольного образования. Однако сейчас, убеждены руководители сферы городского образования, назрела необходимость изменить систему: сделать так, чтобы хотя бы субвенции на заработную плату работникам ДОУ выплачивались из федеральных средств. Тогда высвободившиеся деньги город мог перераспределить и направить на развитие сети образования, что дало бы возможность качественно улучшить ситуацию.

Деньги пойдут на ремонт

В целом на систему образования в следующем году запланировано потратить 2 млрд 272 млн рублей. Впечатляющая цифра, если бы не одно «но»: в областном центре по-прежнему хватает школ и садиков, где ждут строителей и ремонтников.

Впрочем, в нынешнем году появились «счастливые исключения». Например, в первой школе большой ремонт кипит уже не первый год и близится к завершению. Солидные вложения удалось получить за счет выгодного месторасположения школы: она находится в центре города и на нее распространяется ведомственная целевая программа «Возрождение исторического ядра города Владимира». За счет федерации удалось провести большую часть внутренних и внешних работ. Первое, что бросается в глаза, – новенькие пластиковые окна.

Шестая школа обновилась полностью: за счет средств городского бюджета ее еще и оборудовали новой мебелью и инвентарем. А рядом развернута современная спортивная площадка. Такие, к слову, появились у восьми школ областного центра. И все за счет спонсорских средств. Правда, в одной из школ открытие площадки пришлось отложить: аккурат к 1 сентября неизвестные «обновили» ее так, что были сломаны и баскетбольные щиты, и разрезана защитная сетка.

Но ремонт продолжается. В обновленную шестую школу сейчас перевели детей из школы № 41, где тоже развернутся строительные работы. Приятные перемены и солидные вложения по ремонту сделаны и в детский сад № 45.

Однако очевидно, что во владимирских школах фронт ремонтных и даже строительных работ не свернется долго, поскольку самой молодой школе областного центра (№ 39) 20 лет. А самой старой (№ 1) в этом месяце исполнится 140! Но, как признают специалисты, и у «молодых», и у «возрастных» проблемы схожи: стареет оборудование, изнашиваются системы, обслуживающие инфраструктуру. Радикально изменить ситуацию за счет муниципалитета не получится. На федеральном уровне нужна отдельная программа наподобие той, что действует сейчас в отношении учреждений здравоохранения – речь идет о софинансировании всех работ бюджетами разных уровней. На уровне города тем временем специалисты изучают потребности школ и верстают бюджет трат. Обещают, что наиболее нуждающиеся получат средства хотя бы на решение части проблем.

Чистоту наводим сами

А вот чистоту и порядок на спортивных и прогулочных площадках по силам навести и самим администрациям школ и садиков, убеждены чиновники. Пара банок краски, небольшие ремонтные работы способны придать должный вид этим участкам. Так-то так, но без родителей все равно не обойтись. И если в садике они проявляют себя довольно активно, то дальше этот энтузиазм пропадает. К примеру, в школе № 8 областного центра восстанавливать спортивную площадку помогает один из родителей, и этот пример можно считать редким.

–  Мы не противники того, чтобы работали попечительский совет, родительский комитет, но руководство школ не должно ни в коем случае диктовать им свои условия. Они могут заниматься меценатством или спонсорством, но в пределах разумного, чтобы не было социальной разницы между детьми, – таково мнение городских властей.

Каждый из родителей получал приглашение от педагогов или воспитателей на «субботник»: помыть и заклеить окна, помочь с ремонтом мебели, покрасить стены – дело обычное. Но в последнее время отзывчивых на просьбы администрации остается не просто мало, а крайне мало.

Ольга Филиппова, заведующая ДОУ «Детский сад – Центр развития ребенка № 109», замечает, что помощь, конечно же, дело добровольное. И, к слову, в должностные обязанности младших воспитателей входит и выбивание ковров, и мытье окон.

–  Но у меня есть нянечки пенсионного возраста, и им просто физически тяжело таскать ковры, заклеивать окна. Поэтому воспитатели корректно просят помочь родителей. У нас они, как правило, откликаются. Мы приветствуем любую помощь, какую оказывают наши папы и мамы. У нас, например, есть такие мамы, которые приходят в группу и учат малышей приготавливать печенье.

Пока, считают педагоги и воспитатели, рано отходить от старых добрых традиций, когда участие в хозяйственной деятельности образовательных учреждений принимали и штатные сотрудники, и дети, и их родители. И именно родительские комитеты должны сыграть свою роль для того, чтобы приучать детей к труду. Издавна школа была центром жизни и после того, как заканчивались уроки.

В будущем году областной центр должен окончательно определиться и со схемой обслуживания образовательных учреждений. Проблемы с нерадивыми подрядчиками не обошли стороной школы и детские сады. А кроме того, директорам учреждений пришлось стать доками по части утверждения смет и приемки ремонтных работ. Некоторые руководители нынешним летом и на крышах учреждений провели немало времени – контролировали ход строительства.

Чтобы ослабить пыл ремонтного накала, в мэрии рассматривают проект создания единого центра по обслуживанию образовательных учреждений. Если решение будет положительным, то квалифицированные специалисты будут приходить в школы по первому требованию.

Только цифры

Городской бюджет на будущий год сохранит социальную направленность: в его расходной части эта доля достигает 60 процентов. В расходной части на образование наиболее весомая часть – расходы на заработную плату (52 процента), оплата коммунальных услуг, услуг связи (15,5 процента), более 13,4 процента – оплата налогов, 7,5 процента – дотация на организацию питания детей.

Светлана Салатаева

Просмотры: