Образование на пороге перемен

НАУКА На заседании Совета ректоров вузов Владимирской области, которое состоялось 28 июня во Владимирском институте бизнеса, выступил с докладом председатель Совета, ректор Владимирского государственного университета Валентин Васильевич Морозов.

На заседании Совета ректоров вузов Владимирской области, которое состоялось 28 июня во Владимирском институте бизнеса, выступил с докладом председатель Совета, ректор Владимирского государственного университета Валентин Васильевич Морозов. Он проинформировал собравшихся о прошедшем на базе МГУ им. М.В.Ломоносова VIII съезде ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, который был посвящен завтрашнему дню российского образования и практически не освещался в прессе.

Но прежде, чем начать свой рассказ о съезде, Валентин Васильевич Морозов от имени коллег тепло поздравил ректора Владимирского института бизнеса Ольгу Павловну Звягинцеву с успешной защитой докторской диссертации.
– В работе VIII съезда ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, – начал свое выступление Валентин Васильевич, – принимали участие наши коллеги из высших учебных заведений стран СНГ, Европы, Азии и Америки, высшие политические деятели, представители деловых кругов. С особым интересом был выслушан доклад Президента России Владимира Владимировича Путина.

Он отметил, что в стране появлялись новые вузы, открывались новые специальности, однако с ростом количества студентов происходило, к сожалению, и снижение качества образовательных услуг. Хотя на содержание вузов только федеральный бюджет тратит порядка 140 миллиардов рублей в год, эффективность вложений, к сожалению, низка. Начиная с 2000 года федеральные расходы на образование растут в приоритетном порядке по сравнению с другими социальными сферами. Расходы на образование увеличились за эти годы в разы, примерно в 5 раз увеличилась заработная плата преподавательского состава. В этом году федеральные расходы на образование вырастут на 40%. В прошлом году они выросли на 37%.

– Нам нужно подумать об эффективности и восприимчивости системы к финансовым вливаниям со стороны государства, – сказал Президент. – На науку и образование денег не жалко. Но жалко их просто "палить", как я уже сказал.
Диплом должен служить подтверждением реальной профпригодности, а не только личного статуса. В противном случае для выпускника вуза это оборачивается невостребованностью на рынке труда, для экономики – дефицитом квалифицированных кадров в целых отраслях, для страны – снижением конкурентоспособности на мировых рынках.
Президент поставил перед образованием следующие задачи.

1) Повышение самостоятельности учебных заведений, самостоятельности, которая дает простор и педагогическим, и управленческим инициативам.
2) Создание фондов ресурсного капитала. Их предполагается формировать как за счет средств госбюджета, так и за счет средств бизнеса или совместно с ним. Системы финансирования должны быть направлены на стимулирование повышения качества образовательных услуг, эффективного расходования ресурсов и повышение заработной платы преподавателей.
3) Создать критерии внешней оценки качества преподаваемых знаний. Объективные рейтинги вузов надо вырабатывать не только с участием работодателей, но и представителей общественности и науки. Надо наводить порядок и с номенклатурой специальностей, и с содержанием учебных программ.
4) Решить задачу притока молодых специалистов в научно-образовательную сферу. Нужно снять все барьеры для карьерного и профессионального роста талантливой молодежи, помочь решению их жилищных, материальных и других проблем.
5) Вузы должны быть заинтересованной стороной в сотрудничестве со средней школой: помогать ей как развитием педагогической науки, новых методик, так и в плане переподготовки кадров для школы.
7) Экспортировать российские образовательные услуги. Уровень отечественного образования давно востребован за рубежом. Научные и образовательные кадры – это важнейший фактор нашей успешной интеграции в мир. Наиболее оптимальным путем здесь является развитие филиальной сети отечественных вузов и расширение доступа в наши университеты для иностранных студентов и, прежде всего, из стран СНГ.
8) Образовательные стандарты должны быть едиными как для Москвы, так и для любого филиала за ее пределами.
Серьезную дискуссию вызвал проект Федерального закона "Об автономных учреждениях", который Правительство вынесло на рассмотрение в Госудаственную Думу. В Экспертном заключении юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова сказано, что он противоречит Конституции РФ, Бюджетному, Гражданскому и Трудовому кодексу РФ, ряду статей законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "отсутствие систематического и планомерного бюджетного финансирования равносильно прекращению их (вузов) основной деятельности и неизбежно приведет к их превращению в коммерческие и полукоммерческие организации, целью которых станет не реальная забота о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и верности идеалам Отечества, о процветании российского государства и благосостоянии нашего народа, а получение максимальной прибыли исключительно для себя".

На съезде прозвучало мнение и о том, что предложенный законопроект открывает путь к приватизации учебных заведений. Но ректоров заверили:
– Речь идет только о большей самостоятельности вузов.
– Закон об автономных учреждениях, конечно, не является панацеей от всех бед, – заявил Владимир Владимирович Путин, – и не является универсальным средством для решения всех проблем образования и науки в высшей школе. Я вообще не настаиваю на этом законе.

Тревожные нотки прозвучали и в докладе Президента Российского Союза ректоров Виктора Антоновича Садовничего. Он говорил об опасности отчуждения имущества образовательных учреждений, об утечке мозгов на Запад, о низком уровне школьного образования, о том, что только в Москве и Подмосковье дипломированных юристов готовят 93 (!) вузовские структуры, что "нет у нас в стране потенциала, способного качественно преподавать во всех высших учебных заведениях вместе с филиалами. Ведь их у нас 3345".
Он сообщил, что находится немало высших учебных заведений, которые уверяют, что у них читают лекции самые известные и авторитетные в стране ученые, которые на поверку даже не подозревают о "своих новых местах работы".
На съезде шла речь и о катастрофически низких зарплатах самых уважаемых профессоров, которые две трети своего драгоценного времени, которое они могли бы посвятить науке, тратят на получение дополнительных заработков.
VIII съезд ректоров высших учебных заведений РФ ознаменовался подписанием ряда соглашений Российского Союза ректоров с общественными организациями и объединениями представителей бизнеса и промышленности.
После съезда Валентин Васильевич Морозов встретился с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем Александровичем Фурсенко. Речь шла о новых образовательных стандартах и о том, что уже в 2007 году прием в вузы будет проводиться на новых условиях. О том, что стране нужен "Образовательный Кодекс" и закон "О статусе педагогических работников". О создании на базе ведущих вузов региональных центров инноваций, образования и культуры. Об авторитете российского диплома в зарубежных странах.

После выступления Валентина Васильевича Морозова члены Совета ректоров вузов Владимирской области отметили, что перед ними стоят в принципе те же проблемы, что и перед их коллегами из других регионов.
Не решена проблема областного заказа: специалисты каких специальностей нужны сегодня экономике области, сколько и для каких структур их надо готовить. Поэтому необходим грамотный перспективный расчет рынка труда Владимирской области.

В области работает 52 высших учебных заведения. Они зачастую дублируют друг друга и готовят специалистов одного и того же направления. Поэтому в регионе сегодня переизбыток экономистов и юристов.
– Но, – как заметил директор департамента образования Владимирской области Михаил Викторович Корешков, – ни один ректор добровольно не откажется от подготовки студентов по той или иной специальности. Надежда решить эту проблему своими силами – утопична.

Ольга Павловна Звягинцева предложила начать решительное наступление на "летунов", который набирают огромное количество часов в разных вузах и беспрерывно читают лекции студентам, не заботясь ни о собственном совершенствовании, ни о подготовке к занятиям. Она предложила объединиться нескольким вузам и устроить конкурс на право преподавания для начала хотя бы по одной дисциплине студентам разных учебных заведениях. Одновременно. Это позволило бы существенно поднять зарплату этому преподавателю, сообща обеспечить его всем необходимым, повысить качество обучения. Все равно студенты знают, где читают лекции лучшие преподаватели, и нелегально пробираются на их занятия.

Коллеги с интересом отнеслись к ее предложению и решили вернуть к более детальному его обсуждению на следующем заседании.
– Отрадно, что о проблемах образования стали говорить вслух, – подвел итог разговору Валентин Васильевич Морозов, – их обсуждают в Правительстве, на съезд ректоров приходит президент страны. Мы на пороге значительных перемен. И от нас во многом зависит, какими они будут.

Сергей ВИКТОРОВ.
Фото Ирины ВОРОБЬЕВОЙ.

Из досье "Призыва"
С 1995 по 2005 год количество студентов выросло в два с половиной раза и приблизилось к семи миллионам. На 10 тысяч человек в России приходится 430 студентов. Это – один из самых высоких показателей в мире.

СКАЗАНО…

Владимир Путин:
– Образование – это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, и от его успешного развития зависит само будущее – и нашей страны в целом, и наших детей.

Владимир Николаевич Киселев, Секретарь Политсовета владимирского регионального отделения партии "Единая Россия":
– Целью государственной политики в области образования должно быть создание такой системы, которая дает каждому гражданину возможность получения знаний и умений, востребованных в обществе, обеспечивающих профессиональную и социальную мобильность, возможность найти достойное место в быстро меняющемся мире.
В целях повышения научного и образовательного потенциала необходимо улучшать систему высшего образования. Необходимо поддерживать создание университетских комплексов и учебно-научно-производственных объединений, способствовать интеграции науки и высшей школы, поощрять развитие университетских лабораторий, расширять систему правительственных и неправительственных грантов для ученых.
С 1 ноября по инициативе Фракции "Единая Россия" в Государственной Думе федеральным бюджетом предусмотрено увеличение ежемесячных надбавок за ученую степень. Кандидатские выплаты составят 3 тысячи рублей, а докторские – 7 тысяч. Появится стимул заниматься научной деятельностью и саморазвитием.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике