16+

Секреты керамической игрушки

В семье четыре человека: отец Анатолий Васильевич, мать Александра Евгеньевна, дочь Анастасия и сын Николай. Первопроходцем в нынешнем "семейном бизнесе" стал Анатолий Васильевич. Ему, профессиональному искусствоведу, всегда нравилась керамика. В какой-то момент Анатолий Васильевич решил сам попробовать сделать что-нибудь из глины. И у него получилось. Постепенно к делу приобщилась жена, а потом и дети.

Начало
Глава семьи "специализируется" в основном на интерьерных, крупных работах: вазы, настенные панно, горшочки, которые изготавливаются на специальном гончарном круге. Жена, дочь и сын делают, как правило, игрушки. Однако жесткого "керамического разделения" все-таки нет.
Александра Евгеньевна лепит из глины уже 20 лет, говорит, что только сейчас она с удовольствием работает в мастерской, но изначально стала заниматься керамикой просто потому, что не было другого выбора.
– Так получилось, что я оказалась в условиях, когда мне просто пришлось заняться тем делом, которым занимался муж, – рассказывает женщина. – Я сама из Новосибирска, по профессии педагог. Большей частью работала не по специальности, а на административных должностях. Когда переехала жить к мужу в Суздаль, оказалось, что для меня здесь нет работы, зато Толя к тому моменту уже давно и серьезно занимался керамикой. У него были персональные выставки. Под руководством мужа я и стала работать.
Александра Евгеньевна начала делать народную игрушку. У новоиспеченного керамиста не было художественного образования и никакой предварительной подготовки, однако благодаря своему трудолюбию женщина очень скоро всему научилась.
– Как говорится, сделаешь раз со сто, станет просто. Я предпочитаю именно народную игрушку, и как бы я сегодня ни старалась сделать ее современной, она все равно тяготеет к народной. В отличие от основательных работ мужа, мои работы очень скромные, но неплохо получаются. Начинала совсем с простой игрушки, сейчас она стала намного сложнее как по декору, так и по музыкальному звучанию.
Анастасия, старшая дочь, работает реставратором по ткани, но керамика увлекает ее не меньше, чем основная профессия. Настя лепит с 12-ти лет. Говорит, что в работу втянулась автоматически, глядя на то, как работают родители. Отец поначалу помогал дочери и наставлял ее, теперь Настя все делает самостоятельно. Ей, как и маме, больше нравится делать игрушки, но иногда, под настроение, может слепить и что-то более крупное, например, вазу.
– Мне совершенно не тяжело работать, это любимое хобби и я занимаюсь лепкой с удовольствием. Мне это интересно.

Как делается игрушка
Мастерская Шурыгиных находится прямо в доме. Это большое просторное помещение, где практически нет мебели: несколько столов, стулья, на стенах – полки, где стоят уже готовые работы. Александра Евгеньевна признается, что проводит в мастерской каждый день по несколько часов.
– Я думаю, для того, чтобы был какой-то результат, нужна ежедневная работа хотя бы 3-5 часов, – говорит Александра Евгеньевна.
На то, чтобы сделать одну игрушку-свистульку, уходит 2-3 дня, потому что процесс ее изготовления разорван во времени. Самый интересный и творческий – первый этап, лепка. Игрушка делается вручную, без каких бы то ни было болванок, придумывается самим мастером. До того, как заняться игрушками-свистульками, Александра Евгеньевна долго изучала их историю (они до сих пор всей семьей смотрят специальные альбомы по народной игрушке, материалы археологических раскопок, читают много литературы по истории России).
Несмотря на кажущуюся простоту, лепить игрушку довольно трудно. По словам керамистов, здесь в первую очередь важна форма.
– Работы у нас большей частью авторские, но в их основе все равно лежит принцип изготовления именно народной игрушки, – рассказывает Александра Евгеньевна. – То есть игрушка должна быть игрушкой. Если это козлик, он и должен быть не козлом, а козликом. Если это коняшка – это коняшка, а не конь. Должна быть "детскость", "игрушечность" в работе. И одновременно с "игрушечностью" мы часто делаем на свистульках какой-либо орнамент, например, растительный опоясывающий, который был характерен для древнерусской живописи. Есть и другая символика.
По словам мастеров, люди сейчас очень суеверны. Суеверны настолько, что покупая игрушку, спрашивают, отчего она может защитить. Керамисты честно объясняют, что, ни от чего, а символика в данном случае – это не оберег, а "страница знаний", которая может рассказать посвященным об истории нашего народа.
На первом этапе, когда игрушка только лепится, очень важно соблюсти некоторые хитрости при работе с глиной. Главная особенность заключается в том, что все надо делать быстро.

– Материал мягкий, и лепить нужно, пока лепится. Это как ребенка растишь. Пока он тебя слушает, ему и нужно давать все, что можно дать, иначе потом будет поздно. Так и с глиной: пока она податлива и "слушает" тебя, твои руки могут сделать из нее все, что угодно. Если ты не успел, отвлекся на что-то, потом подошел и продолжил работать, то, как правило, ничего хорошего не выходит: появляются трещины, неровности, которые мешают восприятию образа в целом, – делится профессиональными секретами Александра Шурыгина.
И еще одна особенность: глина – очень "эмоциональноемкий" материал.
– Когда много работаешь с глиной, то усталость можно сравнить только с усталостью человека, который все время работает с людьми. И речь идет скорее не о физической усталости, а об эмоциональной, глина "вытягивает" очень много сил, – признается керамист.
На изготовление одной свистульки среднего размера (10-12 см в высоту) уходит от одного до полутора часов. Кстати, послушать, как звучит новая игрушка, можно уже на самом первом "сыром" этапе, а не дожидаться, когда изделие высохнет.
Второй этап – сушка. В зависимости от размера работы и качества глины это занимает несколько дней. Затем идет утильный, то есть первоначальный обжиг, который закрепляет работу. Он обычно делается при температуре до 1000 градусов. Но как правило, бывает достаточно 850-900 градусов.
Шурыгины обжигают изделия дома, в специальной муфельной печи
– Это профессиональная печь, которая дает очень высокую температуру, потому что после того, как работа пройдет утильный обжиг, она покрывается либо обычными красками и тогда игрушка готова, либо глазурованными, и после этого снова ставится в печь, чтобы глазури расплавились. Тогда изделие будет блестеть, – говорит Александра Евгеньевна.

Среди покупателей – профессиональные музыканты
У Шурыгиных есть постоянные покупатели, как среди местных жителей, так и среди туристов, которые, приезжая в Суздаль, обязательно заглядывают в мастерскую керамистов, чтобы купить что-нибудь в свою коллекцию.
Кстати, игрушки-свистульки, или, как их называют во всем мире, окарины, нередко покупают музыканты, играющие в народных оркестрах.
– У нас бывают музыканты из Суздаля, из Владимира, иногда даже из Москвы. Они приходят и из всех игрушек выбирают те, которые больше всего подходят по звучанию. Музыкантам сложнее найти нужное изделие, чем обычным людям, потому что мы ведь делаем упор в основном на игрушку, а не на музыкальный инструмент для профессионалов. И бывает, что те тоны, которые издает отверстие окарины, музыкантам не всегда подходят. Специалисты часами выбирают окарины, переберут десятки игрушек, и пока не прочувствуют каждую работу, не увидят ее возможности и не соразмерят с тем, что им нужно, не успокоятся, – объясняет Александра Шурыгина.

Игрушка – кормилица
В семье не отслеживают, сколько работ продается в месяц, но Александра Евгеньевна говорит, что на жизнь хватает. Керамическая игрушка "кормила" семью много лет подряд. Из всего, что делают мастера, лучше всего продаются именно игрушки. Это наиболее ходовой товар, потому что они бывают разного размера, и каждый человек может позволить себе купить игрушку в качестве сувенира. В зависимости от размера, игрушка стоит от 200 до 600 рублей (остальные керамические изделия, более серьезные и масштабные, дороже. Цены на настенные панно, например, начинаются от полутора тысяч).
Стоимость изделий вполне оправдана. Как рассказывают мастера, материалы сегодня дорогие, в особенности глазурь, которая обходится керамистам в 120 рублей за килограмм. А покупать ее приходится постоянно, потому что глазури расходуется очень много. Килограмм хорошей глины стоит три рубля, килограмм шамота, который добавляется в глину, чтобы изделие держало форму, – 10 рублей. А на одну игрушку средних размеров уходит примерно 250 граммов глины. Плюс работа. Так что все по-честному.

Анастасия ВРАНЦЕВА.
Фото автора.
г.Суздаль.

Просмотры: