16+

Флагман митрополита Иллариона

Галеры3Первый в истории митрополит самостоятельной Суздальской епархии Илларион (Ананьев), занимавший кафедру в «богоспасаемом граде Суждале» в 1681-1705 гг., известен прежде всего духовными подвигами и обширным церковным строительством.

Им отстроены нынешний Суздальский кремль (архиерейский дом) и монастырь Флорищева пустынь, а в Суздале и округе возведено 36 храмов. Но именно этот владыка первый и единственный среди архипастырей нашего края оказался вынужденным строить еще и… военные корабли! Разумеется, они предназначались вовсе не для охраны архиерейских вояжей по Клязьме и Волге (в ту пору северные границы обширной Суздальской епархии проходили как раз по великой российской реке). Это был вклад суздальского духовенства в создание ВМФ всей страны, которое началось по инициативе Петра Великого.

Царская задача

Галеры1Архиерейство Иллариона пришлось на непростую пору царствования сыновей «тишайшего царя» Алексея Михайловича: сначала Федора III Алексеевича (он дважды посетил старца во Флорищевой пустыни), а потом его младших братьев Ивана V (побывал в Суздале с сестрами-царевнами в 1684 году) и Петра I. Пользовавшийся репутацией подвижника, суздальский владыка нередко выполнял опасные и сложные миссии: мирил царскую фамилию с мятежными стрельцами или по личной царской просьбе изгонял злых духов из одной из московских богаделен (на Кулишках) – и успешно с этим справился. Но задача, которую ему поставил в 1696 году царь Петр, и святого могла бы завести в тупик. Решив создать мощный флот на Азовском море и устроить верфь в Воронеже, государь предписал самым богатым подданным
строить корабли за свой счет, помогая государству.

Совет, равный приказу, заняться кораблестроительством получили первые российские вельможи и богачи, а также князья церкви. Им предписывалось создавать «кумпанства» с расчетом поставки корабля примерно с 8-10 тысяч дворов крепостных крестьян. Далеко не все архиереи справились с неожиданной и сложной задачей. Некоторые из них так и не смогли начать строительство кораблей. Не хватало многого: корабельного леса, железа, пушек, рабочих и, самое главное, знающих мастеров-корабелов.

Венецианский проект

Галеры5Предвидя подобную ситуацию, Петр I направил запрос в сенат Венецианской республики, прося прислать в Воронеж «на пользу общей христианской войны» (имея в виду борьбу с турками, с которыми венецианцы воевали много лет) «добрых судовых мастеров». К услугам же венецианцев царь прибег потому, что главным типом кораблей, которые предполагалось строить в Воронеже, были галеры – гребные суда с небольшой осадкой и мощной артиллерией, пригодные для действия в прибрежных водах и при осадах приморских крепостей. А к концу XVII столетия именно венецианцы, основу морских сил которых составляли гребные суда, считались признанными авторитетами в строительстве галер и галеасов. Венецианские галеры сооружались длиной до 50 и шириной до 6 метров, с осадкой не более метра. Корпуса были узкими, с соотношением длины к ширине 8 к 1, благодаря чему венецианские галеры считались наиболее быстроходными. Их вооружение состояло из 5 пушек, а экипаж достигал до 500 человек. Такие галеры имели по 25 весел по каждому борту, причем одним веслом длиной до 15 метров гребли сразу пятеро. Особенностью конструкции таких галер являлся изогнутый киль, позволявший экипажу легко вытаскивать галеру на берег, спускать на воду и снимать ее с мели.

В июле 1697 года 12 венецианских мастеров прибыли в Россию – сначала в Москву, а потом в Воронеж. Участок под строительство галер отвели на правом берегу реки Воронеж у городского посада ниже Богословской пристани. Примечательно, что разработкой российского проекта галеры для Азовской флотилии, положив в основу предложенный венецианцами образец, занялся Владимирский приказ – административно-финансовое учреждение, представлявшее собой областную администрацию почти трех десятков территорий Центральной и Южной России (от Владимира и Твери до Орла, Тулы и Калуги). Подьячие Владимирского приказа утвердили узкий корпус, ранее в России не применявшийся, но убрали каштель – полубак, надстройку на носу, благодаря которой галеры лучше всходили на волну и становились более мореходными. Владимирские приказнослужители решили, что на мелководье близ берега мореходностью можно пожертвовать для установки на баке мортиры крупного калибра. В итоге спор между венецианцами и владимирскими чиновниками рассудил сам царь, приказав снять мортиры с части галер, заменив их на медные пушки, стреляющие чугунными ядрами весом по 20 фунтов (более 9 кг).

Суздальская красавица

Известно, что галеру суздальского митрополита Иллариона на воронежской верфи строил венецианский мастер капитан Джакомо ди Пиетро Моро – один из самых заслуженных и именитых корабелов, присланный в Россию городом дожей, гондол и каналов. Новинкой стало использование пильного леса вместо тесаного, что прежде у наших предков не практиковалось.

Любопытно, что среди шестерых дворян и стольников, занимавшихся заготовкой леса и изготовлением деталей набора корпусов строящихся галер, в том числе и для суздальской, был стольник Григорий Федорович Грибоедов – родственник нашего великого земляка Александра Сергеевича Грибоедова, автора «Горе от ума». Активно помогал строительству флота уроженец села Антилохово Суздальского уезда епископ Воронежский Митрофан, пожертвовавший на корабельное дело 6 тысяч рублей из личных сбережений – огромную по тем временем сумму.

Суздальская галера строилась с большими трудностями. Например, для заготовки леса нашим землякам выделили участок, отстоящий от верфи почти на 500 верст! Из-за нехватки материалов строительство поначалу шло медленно. 20 октября 1697 года приказчикам владыки Иллариона пришлось оправдываться и заверять, что «к указанному сроку тот их галер всем построен будет». И действительно отставание в темпах строительства удалось ликвидировать.

Суздальская галера была длиной 53,1 метра, шириной – 6,4, высотой – 2,1. Ее вооружение состояло из трех больших пушек для нападения и примерно двух десятков фальконетов – орудий небольшого калибра – для самообороны и ближнего боя. Моряки оценили этот и ряд других кораблей венецианского типа, отметив их «изрядность и красоту».

Владыка Илларион частично отвечал за строительство и другой галеры, но та строилась митрополитом Суздальским «на паях» с архиепископом Тверским Сергием (Велтаховым). Этот корабль, сооружавшийся мастером Франц Пикколо, был меньше: длиной – 44 метра, шириной -5,8, высотой – 2 метра. Но тут, видимо, тверичане подвели, да и мастер-иноземец что-то напутал, и достроить вторую галеру так и не удалось, ее разобрали прямо на стапеле.

«Поповские» галеры

Что же касается галеры, сооруженной мастером Моро на средства Суздальской епархии и по благословению митрополита Иллариона, то этот корабль в 1699 году, 315 лет назад, вошел в состав Азовского флота. До сих пор неизвестно, какое она получила название. Вообще имена «поповских» галер, как их окрестили моряки, были более чем оригинальны.

Так, галера митрополита Рязанского прозывалась «Заячий бег», патриарха – «Периная тягота», зато корабль митрополита Ростовского гордо именовался «Золотой орел»! Как назывался флагман митрополита Иллариона остается лишь гадать, может быть, «Серебряный сокол» по старинному суздальскому гербу? Возможно, ответ на этот вопрос еще будет найден в архивах.

Боевая галера митрополита Иллариона служила российскому флоту почти 10 лет до начала 1710-х гг., пережив владыку, который скончался в 1708-м и был погребен в суздальском Богородице-Рождественском соборе. А нам, потомкам суздальцев поры Петра Великого, наверное, было бы неплохо восстановить облик и изготовить модель этого корабля.

На фото: Галеры Азовского флота Петра I, Суздальский митрополит Илларион, Петр Великии в Азове.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *