18+

Двести метров истории

06.06.2014

DSC_6818У широко обсуждаемого в последнее время плана сделать центр города Владимира пешеходным есть более чем достойные альтернативы. Корреспондент «Призыва» прогулялся по ул. Георгиевской, чтобы убедиться – это истинный бриллиант, нуждающийся лишь в хорошей оправе.

Не очень длинная -около двухсот метров и неширокая улица Георгиевская после надлежащей реконструкции могла бы уверенно претендовать на роль «владимирского Арбата». Кстати, такой проект реально существовал в городе в начале 2000-х годов (с той поры сохранились фонари «под старину» у первых трех домов), однако воплотить его в жизнь так и не удалось. Может быть, именно теперь пришло время? Тем более, многое на Георгиевской можно оставить в нынешнем виде, а остальному реконструкция принесет ощутимую пользу.

Поворот на Георгиевскую с Большой Московской – один из канонических, открыточных видов города: кирпичные двухэтажные домики, булыжная мостовая (которую, правда, не помешало бы привести в порядок). Здесь находится хоровая капелла мальчиков под управлением Артема Маркина, который, помнится, поддерживал идею отца, профессора Эдуарда Маркина, о проведении во Владимире концертов на открытом воздухе. Проводить их можно было бы, хотя бы раз-два в месяц при хорошей погоде, на площадке за старой аптекой, чтобы «фоном» для музыкантов служил роскошный вид на Успенский собор и Пушкинский бульвар.

DSC_5929Два «готовых» туристических объекта – сама Георгиевская церковь, построенная Юрием Долгоруким в XII веке и перестроенная в барочном стиле в XVII, – и кузница Бородиных, украшенная художественной
ковкой. Внутри по пятницам и выходным принимают экскурсии, здесь же существует специальная программа для молодоженов, но сами Бородины признаются, что готовы на большее. «Очень давно ведутся разговоры о том, чтобы привести Георгиевскую улицу в порядок, – рассказал Алексей Бородин. – Здесь были бы и мастера, и художники, и музыканты. Я знаю, что многие люди хотели бы видеть такую улицу и готовы принять участие в этом проекте».

Пока сразу за кузницей начинаются трущобы: шесть домов, один из которых занят организацией, а прочие – жилые, и при этом в ужасном состоянии. Если переселить людей в более комфортные условия и привести здания в порядок, разместить здесь можно было бы многое. Например, «длинный» дом №7 превратить в «город мастеров», о котором давно мечтают и говорят владимирские ремесленники: каждую из комнат превратить в мастерскую, где занимались бы своим делом резчики по дереву, гончары, шорники, вышивальщики, плетельщики кружев, вязальщики лыка и прочие творцы рукотворных красот.

Одним махом город получил бы и программу поддержки народных искусств и ремесел, и уникальный туристический объект, и небанальную точку с сувенирами. «Мастера проводили бы занятия с желающими научиться работать руками, кто-нибудь из туристов мог бы почувствовать вкус к ремеслу, – рассуждает шорник Михаил Громов. – Похожий проект есть в нижегородском Городце, там от туристов отбоя нет». Кстати, очередь желающих собственноручно выковать гвоздь, выстроившаяся в кузницу в музейную ночь, доказывает: ремесленные мастер-классы в нашем городе действительно востребованы.
В следующем доме вполне можно было бы устроить детский центр, куда родители могли бы привести ребенка на мастер-класс или игровую программу: рисование, кукольный театр своими руками, художественный свист, контактный зоопарк на заднем дворе – идей веселого отдыха хватает. Неплохо бы предусмотреть возможность оставить чадо на час-полтора под присмотром опытных воспитателей и аниматоров, пока родители, к примеру, осматривают великолепные, но непонятные малышу фрески Рублева в Успенском или занимаются покупками.

Красивый дом вроде 15-го мог бы стать необычным музеем вроде музеев чайника или утюга, прославивших Переславль-Залесский. Все, кто там был, до сих пор с сердечным томлением вспоминают эти музеи – впечатляющие коллекции старинных предметов, любой из которых можно брать в руки и фотографировать, занятные экскурсии с шутками-прибаутками и даже заборы, украшенные завлекательными плакатами вроде «К нам, чайники!». Для коллекционирования – чтобы не повторяться – можно взять ухват, горшок или, например, даже ложку.

Насчет забора: он на Георгиевской тоже имеется, и довольно длинный – отделяет от народа территорию пожарной части. Грязную и ржавую конструкцию, разумеется, надо снести. А поставить забор бетонный и отдать его на откуп граффитистам. Два раза в год можно менять экспозицию: «богатырские подвиги» на «владимирскую вишню», «князя Александра Невского» – на «владимирский тракт» и т.д. И красиво, и необычно, и с точки зрения изучения истории полезно.

Площадка напротив 9-11-го домов сейчас занята непонятной парковкой, а могла бы стать ресторанным двориком, ярмаркой фермерских продуктов, вотчиной уличных художников и музыкантов и вообще крутым местом из тех , которых в городе нет, но категорически надо. Между прочим, практика «ресторанных дней», которые проходят по всему миру (но не во Владимире), показала: место, чтобы развернуться, нужно не только артистам, но и талантливым самодеятельным кулинарам, которые умудряются на открытом воздухе и блины выпекать, и каши-супы-бутерброды делать такие, про которые не слышал никто и никогда. Ну, хорошо, пусть для начала будут хотя бы пирожки и чай…

Дальний конец улицы Георгиевской – перекресток со Спасской – вполне органично подводит туристов к прочим городским достопримечательностям: Золотым воротам и Козлову валу, выставке «Старый Владимир» в водонапорной башне, «Патриаршему саду». Между прочим, Спасский холм, где вроде как зародилась российская государственность, надолго ставший камнем преткновения и ныне пустующий, трогать не надо. Сегодня это прекрасная обзорная площадка с видом на соборы и пойму Клязьмы. В честь государственности здесь можно заложить небольшой, но грозный камень, а ради интересной городской жизни по выходным вечерами устраивать уличные спектакли, концерты, огненные шоу и прочие перформансы.

Реставрация нескольких домов, плюс новый асфальт, плюс таблички-указатели вряд ли встанут городу дороже, чем полная перестройка транспортной сети. А Большую Московскую (как и расположенное на ней кафе «Блинчики») надо оставить в покое.

Loading...

Добавить комментарий