18+
Погода: +16,7°C
Курсы валют: $33.06-0.14 44.1-0.17

Школа цифрового века

05.06.2013

IMG_6062Информатизация школы относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. На федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют множество программ. Естественно, школы города Владимира не могли остаться в стороне от инноваций.

Информация в современных условиях – одна из главнейших ценностей общества, ведь без знаний нет развития общества. Информация стремительно охватывает все сферы деятельности человека, именно поэтому так важно реализовать свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам. Век информационного общества требует соответствующей ориентации системы образования, подготовки человека, использующего в своей деятельности современные технологии. Понятно, что беспрецедентные возможности для собственного развития смогут использовать лишь члены общества, обладающие необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. А это возможно лишь в условиях перехода российских школ к новому уровню образования на основе информационных технологий, на основе информатизации общеобразовательных учреждений.

Современная школа становится максимально доступной каждому ребенку и отвечающей вызовам времени. Не случайно в последнее время в сфере образования появился новый термин – цифровая школа. Общероссийский проект «Школа цифрового века» разработан в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и направлен на развитие инновационного потенциала образовательных учреждений, при котором все педагогические работники вовлекаются в цифровое образовательное пространство. Школы Владимира вместе со всей страной включились в этот пилотный проект два года назад. Сегодня в проекте участвуют восемь владимирских автономных образовательных учреждений. Это сложная задача, поскольку она требует не только солидного вложения средств в оснащение школ, но и изменения сознания людей внутри педагогических коллективов.

Контроль ребенка в режиме он-лайн

Что же представляет собой цифровая школа и чем она отличается от школы обычной?
- Цифровая школа -это общеобразовательное учреждение, которое эффективно использует в образовательном процессе самое современное оборудование и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика, – говорит Елена Курицына, директор владимирской гимназии №23, коллектив которой вот уже два года живет данным проектом. – Использование в школе новейших цифровых технологий значительно расширяет возможности образовательного учреждения. Мы можем перейти от обучения в классах к обучению в любом месте и в любое время, проводить он-лайн уроки, использовать электронный документооборот вместо мела и бумаги.

Работа по созданию цифровой школы состоит из нескольких этапов. На первом этапе важно централизовать и отцифровать весь школьный документооборот таким образом, чтобы он был доступен всем участникам образовательного пространства того или иного образовательного учреждения – учителям, ученикам, родителям. То есть любой родитель может зайти на школьный портал или в электронный кабинет собственного ребенка и получить всю информацию: о его успеваемости, о посещаемости, о здоровье, о питании, о том, где он находится в данную минуту, какую литературу читает, чем занимается.
На деле это выглядит следующим образом. Ребенок заходит в школу, проходит через специальный  терминал (скуд), используя личную электронную карточку. Родитель тут же получает СМС, что ребенок в школе, и ему не нужно беспокоиться за его безопасность. Параллельно эта же информация поступает к классному руководителю в электронный журнал. У каждого учителя на мониторе компьютера имеется список класса, в котором подсвечиваются фамилии тех ребят, кто не пришел в школу. И даже более того – учитель видит, кто из его учеников вошел в школу, но до к ласса не добра лся. То есть традиционный рапорт дежурного о том, кто сегодня отсутствует, уходит в прошлое. Дальше – уточненные данные по количеству детей сразу уходят в столовую, повара сразу определяют, сколько детей будет питаться. Родителям опять же приходит СМС с информацией, что ребенок поел, и сколько с его карточки считалось денег. Такая же система будет и в буфете. Все расчеты в школе ребенок ведет по карточке.

- Таким образом, мы ушли от наличных денег, – объясняет заместитель директора гимназии по информатизации Светлана Воронова. – В школе стоит терминал: родители могут на территории школы или он-лайн из дома положить ребенку на карточку какую-то сумму, которую дети будут использовать при расчетах в столовой, при оплате коммерческих образовательных услуг, при оплате, например, услуг охраны и т.д. Если же родитель не успел положить деньги на карточку ребенку – не страшно. У нас введена специальная программа, позволяющая, например, покормить ребенка в долг.

На личную карту в ближайшее время будут заведены и данные библиотеки: библиотекарь будет считывать штрих-код, а в личный кабинет ребенка сразу поступит информация, какая книга у него на руках.
На сегодняшний день в 23-й гимназии в рамках большого проекта уже налажена контрольно-пропускная система и документооборот, то есть сердце проекта. Имеется также кабинет психологической разгрузки. В июне запускается столовая и библиотека. Останется лишь ввести в систему медицинский кабинет.

Мел и указка -в прошлом

Коллектив гимназии №23 – настоящий первопроходец по внедрению данного проекта, и руководство учреждения признается, что проблема решается нелегко. Идей много, но проект дорогостоящий, так что осуществить все задуманное сразу, естественно, не удается. Все делается поэтапно, и за два года сделано достаточно много, чтобы можно было делиться опытом с коллегами.

Одной из первых проблем стало то, что не все банки захотели сотрудничать с гимназией: для них это слишком мелкий проект (всего тысяча с небольшим электронных карточек) и убыточный. Прогрессивным оказался лишь Московский индустриальный банк – все оборудование для электронного оборота денег в учреждение он предоставил бесплатно. Компания «1С» сделала все программное обеспечение, хотя данный проект им пришлось разрабатывать индивидуально для гимназии.
- Аналогов такой программы в России  нет, – уверяет Светлана Воронова. – У компании есть отдельные программы -  медкабинет, питание, скуд и т.д. А мы поставили задачу, чтобы все эти продукты были единой системой, чтобы все данные стекались в одно место. И компания пошла на это.
-  У нас каждый день появляются все новые идеи, и спасибо, что находятся партнеры, готовые нам помогать в их реализации, – говорит Елена Курицына. – А мы не имеем права останавливаться, так что приходится быть впереди всех. Иначе нельзя: наши дети опережают нас в плане компьютеризации. Мы от них в какой-то момент отстали, почувствовали себя ископаемыми в пещерном веке и поняли, что нам нужно это все осуществлять. Сейчас мы с детьми разговариваем на одном языке. И главное, наши учителя очень быстро всему обучаются. Можно сказать, что у нас в гимназии – новый учитель, с новым видением, основанном на богатом опыте, с новым подходом к образовательному процессу. Школа перестраивается.

Похоже, что традиционный образ учителя, с мелом и указкой в руке, остается в прошлом. Сейчас учителю в помощь -  интерактивная доска, компьютеры, электронные образовательные программы, он-лайн уроки и еще много-много такого, о чем раньше и не мечталось. Освобождается время на индивидуальную работу с учеником, уходит в прошлое написание конспектов, значительно упрощается система проверки заданий.
-  Возьмем урок рисования в нашей школе, -  говорит Светлана Валерьевна. – В классе звучит музыка, дети рисуют на компьютерах. Можно моделировать любое пространство в формате 3D,    делать мультики.
В программе имеется целая палитра красок и кистей, подчас недоступных ребенку в жизни, он работает со слоями, смешивает «краски». Урок становится интереснее, дети его не пропускают. Жизнь берет свое – все чаще используется компьютерная графика, и мы не должны отставать. Конечно, никто не отказывается от работы рук, дети все так же рисуют на бумаге. Однако современные технологии мы обязаны вводить, это веяние времени.

Переход школы «на цифру» дает множество преимуществ, в том числе и доступность образования, о чем сегодня много говорится. Это хороший шанс для детей, которые хотят учиться, в том числе и для детей с ограниченными возможностями: пожалуйста, можно учиться дистанционно, и даже в режиме он-лайн.
- Мы уже этим летом планируем приобрести оборудование для онлайн уроков, – делится планами Елена Курицына, – чтобы к своим урокам подключать всех желающих – и из владимирских школ, и из области, и даже из-за границы. Что касается информатизации школы, мы готовы проводить семинары со всеми нашими коллегами, как это уже было, когда наша гимназия была экспериментальной площадкой для введения федеральных образовательных стандартов в начальной школе. Мы расскажем обо всех преимуществах новой системы, о тонких местах. Очень хочется, чтобы нашим опытом пользовались коллеги. В конечном итоге, мы все это делаем для развития наших детей.

 

Добавить комментарий