ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ

Крупная реформа алкогольного рынка в стране затеяна в этом году ради избавления прилавков от паленой водки и борьбы с пьянством.

Паленый алкоголь крепчает
Повод выпить, как известно, найдется всегда, если есть желание. И масштаб пьянства впечатляет. По данным областного наркодиспансера, на учете по алкоголизму стоят около 27 тысяч жителей региона. Это население целого небольшого города.
Наркодиспансеры есть в пяти городах Владимирской области. Но понятно, что лечение там не снижает алкоголизацию населения в целом. К тому же в наркодиспансерах дефицит кадров. Не решают проблему в корне и созданные в прошлом году центры здоровья. Да и нет в нашей стране закона о принудительном лечении больных алкоголизмом. А добровольно ложатся на больничную койку они только в случае отравления.

Ежегодно Роспотребнадзор регистрирует около трехсот случаев тяжелого отравления алкоголем в области. И это лишь статистика по взрослым и подросткам, оказавшимся в больнице. Чаще фиксируются факты отравления неучтенным спиртом, в том числе суррогатами, случаются и летальные исходы. Причиной смертей является токсическое действие алкоголя или разъедающих веществ.

К отравлениям может приводить и паленая водка. И на прилавках ее предостаточно. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД периодически выявляет фальсификаты. Как сообщили «Призыву» в этом ведомстве, совсем недавно в городе Струнино Александровского района правоохранители обнаружили крупный подпольный цех по производству контрафактного алкоголя.

Во время спецоперации ОБЭП в просторном помещении, оборудованном под спиртной мини-заводик, были найдены семь цистерн со спиртом, около миллиона стеклянных бутылок, упаковочные материалы, крышки, а также двести коробок уже готовой продукции под известными марками водок и коньяков. Очевидно, работа на заводе кипела. Установлено, что там использовался труд нелегальных мигрантов. По бутылкам разливали непонятное пойло, а сверху клеили поддельные акцизы. Деятельность подпольного цеха была пресечена. Возбуждено уголовное дело, началось следствие. Надо полагать, виновные будут наказаны, но неизвестно еще, сколько паленой водки из этого цеха поступило на прилавки региона и успел ли кто-то ею отравиться.

Желание повысить градус заставляет народ пить не только заводской алкоголь, но и самодельный, что подешевле. Законы в нашей стране не запрещают самогоноварение в домашних условиях и для личного использования. Еще девять лет назад из законодательства РФ была исключена статья за самогоноварение. Но если варить алкоголь на продажу, надо обзавестись лицензией, иначе грозит административная ответственность по статье за незаконное предпринимательство. Однако у нас статья 14.1 КоАП почти не работает. Но зато применяется областной закон, принятый в 2007 году, – по нему за изготовление или хранение с целью сбыта, а также сбыт самогона и других крепких напитков домашней выработки полагается штраф в размере от 2,5 до 5 тыс. рублей.

Как сообщили «Призыву» в милиции общественной безопасности областного УВД, за прошлый год было выявлено всего 345 фактов самогоноварения. И это несколько меньше, чем годом раньше (399 фактов). В январе 2011 года милиция 24 раза ловила за руку самогонщиков (в январе 2010 года было 33 факта). С одной стороны, налицо явное снижение правонарушений. Но с другой – факт продажи трудно выявить. Проникнуть к самогонщикам во время рейда нельзя – дверь не откроют. Поймать нарушителей можно только с помощью контрольной закупки, но самогонщики осторожны – чужих в дом не пускают. Вот и остаются подчас безнаказанными.

Кстати, эта проблема эффективно решена в ряде других регионов. К примеру, в Брянске в прошлом году создали прецедент. По сообщениям СМИ, милиционеры обратились в местную прокуратуру с необычной просьбой- дать им право взламывать двери злостных самогонщиков, которые баррикадируются. По замыслу силовиков, все должно происходить в присутствии представителей прокуратуры, районной администрации, понятых, судебного пристава, а взламывать двери будут сотрудники МЧС. Прокуратура согласилась, посчитав, что закон не нарушен, а применена «правовая гибкость». Первый же рейд показал эффективность новшества. Самогонщики, до которых дошел слух о новых полномочиях милиции, сами открывали двери. Соседи и милиция уверены, что местная инициатива пошла всем на пользу, тем более с учетом криминогенной обстановки.

К сожалению, брянский опыт не пригодился другим регионам
- слишком он нестандартный. Во Владимирской области число преступлений, совершенных «по пьянке», тоже только растет.

Спиваются и буянят
Народ пьет и выходит буянить на улицы. В прошлом году доля преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе на улицах, составила почти 24% от общего числа уголовно наказуемых деяний. А в четырех наиболее крупных районах области (Владимир, Ковров и Ковровский район, округ Муром, ЗАТО Радужный) в общественных местах совершается от четверти до трети всех преступных деяний. После употребления спиртных напитков было совершено свыше 3,6 тыс. преступлений. Более чем на 10% увеличилось количество преступлений, совершенных пьяными, в областном центре, Александровском, Кольчугинском, Селивановском районах. А в Камешковском районе прирост составил целых 37,6%. Но больше всего набедокурили по пьянке в Гусь-Хрустальном и Вязниковском районах, где этот показатель достиг почти 39% (в среднем по области – 25%).

Аналогичная ситуация по всей стране. По статистике, сейчас в России от случайного отравления алкоголем умирают более 23 тысяч человек в год, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, – более 80 тысяч человек в год. Если сюда отнести различные несчастные случаи и преступления, происходящие вследствие употребления спиртного, число жертв «зеленого змия» превысит 700 тысяч человек в год. Причем цифры имеют тенденцию к прогрессивному росту. Это угроза демографии и безопасности нации.

Объем употребления алкоголя в РФ на одного человека в год в пересчете на абсолютный спирт – почти 10 литров. При этом с учетом суррогатов, аптечных настоек и самогона фактическое потребление на душу населения сейчас составляет около 18 литров в год. К примеру, в переводе на пиво это значит, что каждый, включая детей и стариков, выпивает порядка 750 бутылок пива за год. А если из общей массы населения исключить детей до 10 лет, немощных стариков, «трезвенников и язвенников», получится порядка 5 тысяч бутылок пива на человека, или 14 бутылок пива в день. И это только официальная статистика, которая, как известно, склонна приуменьшать истинную картину.

Как снизить градус?
Проблема не нова, но приобретает все более угрожающий масштаб, и с этим надо срочно что-то делать. Действующие до сих пор федеральные меры уголовной и административной ответственности и областные законодательные инициативы не дают реального результата. Население продолжает травиться «левым» алкоголем и спиваться. На уровне правительства решили: раз нельзя в одночасье решить социальный аспект проблемы – поднять уровень жизни в стране, то можно, по крайней мере, провести реформу самого рынка алкогольной продукции.

Идея стартовала в прошлом году с введения минимальной цены на водку. Затем мысли по реформированию системы алкогольного рынка были выражены в прошлогоднем послании к Федеральному Собранию, где президент настоятельно рекомендовал принять срочные меры по ужесточению контроля над производством и оборотом спиртосодержащей продукции и снижению масштабов ее потребления. Обоснованием реформы стали не только данные статистики по деградации населения от пьянства, но и сведения о катастрофических бюджетных потерях, провоцируемых ростом нелегального рынка спиртного. В итоге правительство России внесло на рассмотрение Госдумы законопроект об ужесточении госконтроля за производством и оборотом алкоголя.

Законопроект предлагает полностью изменить регулирование отечественной алкогольной отрасли. В частности, ужесточатся правила лицензирования производства и оборота алкогольной продукции. Это должно исключить «лазейки» для предприятий, которые выпускают, продают контрафактную продукцию или используют компании-однодневки для реализации водки из-под полы. Проект подразумевает введение единой ставки акциза на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Предлагается ввести запрет на перемещение спирта без обязательного уведомления и введение лицензирования транспортировки спирта, что позволит отследить передвижение спирта по стране. Перевозка сырья – наи¬более уязвимое место в процессе производства алкоголя, и отсутствие должного контроля предоставляет широкое поле деятельности для теневых структур.

Кроме того, планируется ввести единые правила розничной торговли алкоголем и запрет на продажу спиртного, в том числе пива, в ларьках и палатках. Предстоит обязательная маркировка всех слабоалкогольных напитков с содержанием спирта более семи процентов (коктейлей), ведь именно их активно пьют подростки.

Для бизнеса -сухой закон?
Грядущие поправки к закону об обороте спирта активно обсуждают и в нашем регионе. По мнению правоохранителей, все новации пойдут на благо. Они позволят сократить долю фальсификата на рынке и ограничат свободный доступ к алкоголю подростков.

Но вот производители алкоголя затрудняются с ответом. На «Владалко» пока от комментариев отказались. Оно и понятно. Жесткие меры могут сказаться на алкогольном бизнесе. Было бы нелепо утверждать, что сегодня легальные производители и сбытовики алкоголя не испытывают проблем в своей отрасли. Ведь для того, чтобы изготовить качественное спиртное, необходимы не только средства и техника (а новый законопроект, помимо прочего, ставит вопрос о дооборудовании производства, что сулит лишние расходы), но и получение лицензий, аккредитаций, прохождение множества административных барьеров. А требования по лицензиям поменяются, что заставит бизнес напрячься.

Эксперты и вовсе предсказывают плачевные последствия реформы для бизнеса, вплоть до закрытия половины заводов или ухода их в «в тень». Ужесточение требований к легальной водке приведет к тому, рассуждают в Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФ-РРА), что население еще активнее перейдет на нелегальную продукцию, контрафакт, дешевый фальсификат, алкоголь технического, аптечного и домашнего изготовления. Ведь после прошлогоднего введения минимальной цены на водку прошло уже достаточно времени, но чуда не случается – население на легальную (слишком дорогую) продукцию не переходит. Разводит и пьет аптечные настойки и технические средства для чистки ванн и розжига костров.

Но у законодателя на это есть свой ответ. Во-первых, важнейшим пунктом реформы должно стать исключение ряда спиртосодержащих лекарств из перечня жизненно важных препаратов. То есть настойки будут приравнены к алкоголю и начнут об¬лагаться акцизами. А в аптеке их уже нельзя будет свободно купить без рецепта. И новация эта актуальна, если учесть, что сегодня лекарственные настойки – едва ли не главный конкурент водки.

Без вина виноватые
По мнению экспертов, лишь 10% всех выпускаемых настоек потребляются в медицинских целях, остальное же – в качестве суррогатных заменителей водки. Экономия при таком питье налицо: крепость аптечных настоек составляет 70 – 90 градусов, то есть два пузырька, разбавленные водой в нужной пропорции, вполне могут заменить бутылку водки. При этом цена настоек -около 15 – 20 рублей за стограммовый пузырек. С них не уплачивается акциз, их оборот бесконтролен, так как они продаются во всех аптеках в любое время дня и ночи. Поэтому производство спирта для медицинских целей, то есть по так называемым фармакопейным статьям, также должно регулироваться законом об обороте этилового спирта, считают реформаторы.

Но если настойки, к примеру, пустырника и боярышника начнут облагаться акцизами, каково придется малоимущим пациентам – тем, кто покупает их не ради спирта, а как лекарство? Ясно, что тогда настойки резко подорожают и станут недоступны. За это придется расплачиваться пенсионерам, которые и не думают злоупотреблять настойками. Возможно, удар придется и по аптекам – те вынуждены будут снизить объемы продаж.
Однако во владимирских аптеках ситуацию не воспринимают так безрадостно. Как пояснила «Призыву» заведующая аптекой № 149 «Фармация» Елена Белогурова, пенсионеры от реформы вряд ли пострадают, так как в аптеках всегда есть альтернативные лекарственные формы – таблетки. Те же пустырник и валериану можно купить в таблетках. Пациенты не почувствуют разницы в цене и полученном лечебном эффекте. Таблетки даже более удобны в приеме. Те же, кто предпочитает настойки, смогут приобретать их по рецепту врача. У пациента останется право выбора. И вряд ли от новации пострадают аптеки, так как копеечные настойки никогда и не занимали львиной доли объема продаж. А вот социальный эффект от новации будет очевиден – потребители аптечного «спирта» потеряют свободный доступ к настойкам, что уменьшит алкоголизацию населения в целом, а государство сможет контролировать этот рынок.

Однако и у этой медали есть оборотная сторона. К примеру, в областном наркодиспансере не считают, что приравнивание настоек к алкоголю станет панацеей от пьянства, ведь алкоголизация начинается с подросткового возраста, и не с настоек, а с пива и коктейлей. Вот на этих напитках и надо было сделать акцент реформы.

Если настойки пропадут из продажи, можно предположить, что народ активнее потянется к старому проверенному средству – самогону. Однако в областной милиции общественной безопасности всплеска правонарушений здесь не ожидают. Ведь самогон останется дороже настоек. А самые завзятые пьяницы предпочитают технический спирт. Не секрет, что технический спирт находится в свободной продаже, алкогольным напитком не считается и активно пускается в производство смертельно опасных суррогатов.

Получается, барьеры с аптечными настойками и новыми правилами лицензирования водки смогут решить лишь малую часть комплексной проблемы. Большинство отравившихся и погибших употребляло не паленую водку и настойки, а именно технический спирт, всевозможные препараты бытовой химии – средства для чистки ванн и стекол, разжигания костров и размораживания замков, а также парфюмерию – спиртосодержащие лосьоны, одеколоны. Подобные «напитки» покупаются по совершенно иным ценам и отнюдь не в винных магазинах. Сегодня есть подпольные торговые точки, где поллитровка разведенного технического спирта продается по цене от 25 до 35 руб. Этих торговцев новая инициатива правительства, естественно, никак не коснется. Но выявление таких точек станет задачей правоохранителей.
Что касается легальной продажи технического спирта, то в правительстве обсуждается введение на него акциза. Если спиртосодержащая продукция тоже станет облагаться акцизами и подорожает, то станет менее доступной для особого контингента любителей принять ее внутрь. Только тогда реформа даст реальный результат. Кроме того, обсуждается инициатива изменения состава присадок к этиловому спирту. Вместо бесцветного и почти не имеющего запаха диэтилфталата в спирт предлагается добавлять бензин, битекс и кротоновый альдегид. Поверьте, с этими присадками технический спирт просто невозможно будет употреблять внутрь.

Обсуждается и еще ряд социальных мер по снижению общей алкоголизации – запрет продавать алкоголь, в том числе пиво, в палатках (подростков это должно отвадить от ночных прогулок в ларек за пивом и коктейлями). И увеличение штрафов за распитие спиртных напитков в общественных местах. Это должно уменьшить число преступлений на улицах и отучить гуляк от мысли, что они могут без последствий выпивать где угодно и когда угодно.
Ну а тем, кто пьет в меру и предпочитает напитки хорошего качества, посоветовать можно только одно – стараться отличить хорошее спиртное от поддельного. Не гнаться за дешевизной и не покупать подозрительный алкоголь в подозрительных местах. В нормальном магазине всегда предъявят сертификаты соответствия на свой товар. Остается надеяться, что с вступлением в силу нового закона у добросовестного потребителя останется меньше поводов для возмущения качеством спиртного.

Елена ПЕВЦОВА

АВТОРИТЕТНО
Пиво приравнено к алкоголю
Госдума уже приняла поправки к закону об обороте алкогольной продукции в части приравнивания пива к алкоголю.
Как прокомментировал «Призыву» депутат Государственной Думы РФ Григорий Аникеев, закон запрещает продавать алкоголь и пиво крепостью более 5% в местах массового скопления граждан, а также в местах нахождения источников повышенной опасности: на вокзалах, в аэропортах, метро и т.п. Кроме того, пиво запретят продавать в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомобилей и в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Новый закон также ограничит ночную продажу крепкого пива и максимальный размер пивных банок и бутылок до 0,33 литра.
- Перевод пива в категорию алкоголя – это абсолютно правильная мера, которая пойдет на пользу здоровью населения, – пояснил Григорий Аникеев. – Известно, что алкоголизация начинается в подростковом возрасте с пива. А до сих пор пиво в России относилось к продуктам питания, что позволяло пивоварам обходить жесткие ограничения на рекламу алкоголя и его продажу в ночное время. Как итог – потребление пива в России за последние 15 лет возросло более чем в три раза благодаря низким ценам, высокой доступности и слабому регулированию рынка. Но новый закон даст эффективный результат в борьбе с национальным бедствием – алкоголизмом и наведет порядок на алкогольном рынке.
Примечательно, что согласно новому закону производство и оборот пива, а также напитков на его основе подлежат лицензированию. А с 1 июля 2011 года будет введен учет и декларирование объема их производства и оборота.

Запись опубликована в рубрике Главная тема. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.