16+

Выйдет ли вязниковский аэроклуб из штопора?

Станция Вязники. Прямо с привокзальной площади, красивой и благоустроенной, неприметная улица уводит прочь от благ цивилизации. В сторону города – отличное шоссе, на окраину – дорога в ямах и колдобинах:

Это подобие дороги переходит в заросшую травой и сильно пострадавшую от времени бетонку военного образца. Здесь начинается особая территория. Когда-то ее тщательно охраняли. До сих пор можно видеть остатки шлагбаума и разбитую будку КПП. Но теперь часовых нет, как нет вообще никого. Штабные здания и казармы, боксы для военной техники и склады – все брошено, зарастает травой и деревьями. Дальше – еще одно зияющее пустыми глазницами выбитых окон здание с березками на крыше, давно некрашенные, проржавевшие и чуть перекошенные металлические ворота, опять разбитая бетонно-плиточная дорога и: аэродром.
Когда-то здесь с ревом взмывали в небо десятки истребителей, позже, словно гигантские стрекозы, над летным полем зависали вертолеты.
Теперь все в прошлом. Только в длинном двухэтажном аэродромном корпусе еще теплится жизнь. Здание, выстроенное с непригодной для наших широт плоской крышей, страдает от сырости, рамы в окнах облупились и частью сгнили, а в гулких пустых коридорах на стенах – выцветшие остатки наглядной агитации и служебных стендов еще со времен СССР. На входе скромная вывеска: <Образовательное учреждение Вязниковский аэроклуб РОСТО (ДОСААФ)>. Аэроклуб – легендарный вдвойне. В том смысле, что помимо славного прошлого от него, того и гляди, лишь легенда и останется.
Вязниковский аэроклуб на днях отметит очередной юбилей. 29 октября ему исполнится 75 лет. Созданный в 1933 году для массовой подготовки пилотов, преобразованный во время войны в военную авиационную школу, а с апреля 1948-го ставший учебным авиационным центром ДОСААФ, он дал путевку в небо порядка 16500 летчиков. На окраине Вязников <становились на крыло> будущие асы Великой Отечественной, Герои Советского Союза, летчики-испытатели, рекордсмены авиации и генералы советских ВВС.
Среди выдающихся выпускников аэроклуба и школы – командующий Московским округом ПВО генерал-полковник авиации Борис Бочков; заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР, майор авиации запаса, сбивший 17 немецких самолетов Герой Советского Союза Владимир Латышев; выдающийся летчик-испытатель реактивной авиационной техники генерал-майор авиации Герой Советского Союза Александр Щербаков; сын сталинского наркома и племянник творца прославленных МиГов Алексей Микоян – генерал-лейтенант авиации, участник Великой Отечественной войны, первый советский ас, сбивший ракету класса <земля-воздух>:
Множество реликвий и ценнейших экспонатов хранит общественный музей аэроклуба. Его создатель и хранитель – полковник авиации в отставке Вячеслав Кокорин. Обладатель множества наград, в том числе боевых орденов и медалей, он и сам – достопримечательность не только местного, но и всероссийского уровня. Не много найдется сегодня тех, кто встретил 22 июня 1941 года летчиком-истребителем на <ишачке> И-16, защищал небо Москвы от налетов стервятников Геринга, прошел всю войну и отдал более полувека летной работе.
И ныне, уже на 90-м году от рождения, Вячеслав Викторович по-прежнему занимается своим любимым детищем – музеем аэроклуба. Об авиации, о подготовленных в Вязниках летчиках ветеран может рассказывать часами. Собрание музея, без преувеличения, уникально – это классический монинский музей авиации в миниатюре. Но помещение, где собрано все это богатство, страдает от той же сырости, с потолка сыплется штукатурка и местами виден грибок, а главное – добраться туда потенциальным посетителям более чем непросто. Райадминистрация вроде бы пообещала новое помещение для музея летной славы Вязников, но пока эта проблема так и не решена. Фактически музей держится лишь на энтузиазме последнего вязниковского летчика военной поры.
Несмотря на круглую дату, сегодня повода для праздника в аэроклубе нет. До 1991 года, когда учебно-авиационный центр в Вязниках – один из сильнейших в стране – ежегодно выпускал сотни пилотов-вертолетчиков, его коллектив насчитывал около 300 человек, имелось порядка 60 винтокрылых машин и самолет АН-2 для выброски парашютистов. Вертолеты над Вязниками и окрестностями поднимались в воздух практически каждый день. Часто в голубом небе раскрывались белые и цветные купола парашютов. Подсчитано, что одних только парашютных прыжков здесь было выполнено более 20 тысяч!
Но все в одночасье рухнуло в 1991-м. Меньше чем за год все подобные центры в бывшем СССР прекратили существование. Тогда и был создан в Вязниках аэроклуб. Предполагалось, что здесь будут готовить молодежь для поступления в авиационные училища. Но средства практически не выделялись, а самостоятельно поддерживать материальную базу клуб был не в состоянии. В смутные 90-е соседняя воинская часть, а заодно и сам аэроклуб понесли невосполнимые потери. Многое было поломано и растащено, утрачено навсегда.
Теперь на аэродроме тихо. Лишь невдалеке тарахтит трактор, перевозящий сено. Заросшее травой летное поле арендует предприимчивый фермер, используя его в качестве сенокосных угодий. Стоит, ржавея, тяжелая техника – тягачи, пожарка, заправщик, некоторые еще с военными номерами. На окраине аэродрома в линию замерли вышедшие в тираж вертолеты. Большая их часть – без винтов, это лишь остовы прежних стремительных и грациозных машин. Ближе к вышке – более новые Ми-2. Некоторые из них выглядят так, словно только что совершили посадку и, того и гляди, вновь поднимутся ввысь. Но это впечатление обманчиво: машины нуждаются в капитальном ремонте. Чтобы поставить в строй четверку наиболее сохранившихся Ми-2У, требуется по шесть-семь миллионов на каждый вертолет. Такими средствами учреждение не располагает.
Занимающий в течение последних лет должность начальника аэроклуба вязниковец Николай Родионов, как может, пытается реанимировать клуб. Выдающийся летчик, шестикратный чемпион мира по вертолетному спорту, главный тренер российской сборной по этой дисциплине, он использовал свои связи для проведения в Вязниках тренировочных сборов ведущих российских спортсменов-вертолетчиков. Но даже ресурса чемпиона на подобный объект недостаточно. А в РОСТО сейчас очередные преобразования, и помощи оттуда пока что нет. Юные вязниковцы для того, чтобы прыгнуть с парашютом, теперь вынуждены ездить в соседнюю Нижегородскую область. А сборная России по вертолетному спорту тренируется ныне на аэродроме Дракино под Серпуховом.
В штате аэроклуба осталось лишь 18 человек. Это настоящие энтузиасты, которые даже в сегодняшних условиях продолжают заниматься оставшейся техникой, сохраняя реальную возможность ввода ее в строй. И до сих пор надеются на лучшие времена:
– Мы тяжело переживаем упадок аэроклуба, – поделился сокровенным полковник В.Кокорин. – Здесь можно было бы учить молодежь – для этого есть условия и опытные кадры. Пусть бы летали хоть на планере! А так, как сейчас, не по-хозяйски: Трудно дается и сохранение музея. Не так давно из-за разорвавшейся трубы отопления погибло много ценнейших фотографий, в том числе из единственной в своем роде коллекции снимков техников нашего аэродрома. А ведь именно эти люди обеспечивали полеты в любую погоду и в самых сложных условиях. Каждому технику и механику я и сегодня могу лишь низко поклониться!
– Видеть нынешнюю разруху иногда больно до слез, – не скрывает эмоций Н.Родионов. – Если не будет финансирования из центра, останется надеяться лишь на частные инвестиции. Районный бюджет столь значительные затраты не потянет. Пару лет назад обращались за помощью к губернатору, но он посоветовал аэроклубу самостоятельно зарабатывать средства. Возможно, удастся найти инвесторов, но главное, чтобы руководство РОСТО решило, что оно будет делать с учреждениями, подобными нашему. Надежду на возрождение вязниковской авиации все равно не теряю!
В документах аэроклуба точно зафиксирована дата, когда на местном аэродроме в последний раз поднимались в воздух вертолеты, – 17 августа 2007 года. С того времени здесь летают только птицы:

Николай ФРОЛОВ
Фото автора

Просмотры: