16+

Ирина Винер: Я стою горой за своих детей!

Одни называют легендарного тренера по художественной гимнастике Ирину Винер "Элизабет Тейлор", другие – "Иваном Грозным в юбке". В этой женщине самым удивительным образом сочетаются невероятное обаяние и такая же невероятная требовательность.
Своих воспитанниц Ирина Александровна называет ласково детьми и готова драться за них до последнего. Но на тренировках поблажек не дает никому – дерет три шкуры (иначе ее ученицы и не блистали бы на мировых спортивных аренах). Нам удалось пообщаться с главным тренером нашей сборной накануне чемпионата Европы по художественной гимнастике, который состоялся в Москве в конце сентября.

личное дело
Родилась в Самарканде (Узбекистан), закончила Ташкентский институт физкультуры, аспирантуру ГЦОЛИФК (Москва).
Семья: мама Зоя Зиновьевна, брат Борис, муж Алишер Усманов, сын Антон, внуки Даниил и Леонид.
Должности и звания: главный тренер сборной России по художественной гимнастике, вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, вице-президент технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики (FIG), доктор наук, профессор.
Любит духи "Giorgio Beverly Hills 273"; работать, а если отдыхать, то только на море.

Страной нашей можно гордиться

– Изначально предполагалось, что чемпионат Европы будет проводиться в Португалии. Почему его перенесли в Москву?
– Португалия вовремя не подписала договор с европейской федерацией, и было предложено провести чемпионат в Москве. С нами начали вести переговоры буквально в январе. Нужны были спортивные сооружения, финансы, люди – все это организовать за полгода непросто. Но, к счастью, у России сейчас есть возможности, так что все состоится. Я считаю, что сейчас нашей страной можно, наконец, гордиться.
– Есть ли четкий критерий, в каком возрасте нужно покидать художественную гимнастику?
– Никакого предельного возраста нет! Алина Кабаева, например, и в 50 лет может выиграть Олимпиаду. У нее нет предела, ей главное – сохранить эмоции, не расплескаться. Расплескает себя где-нибудь, и вот ползет себе, такая вот "рожденная ползать – летать не может". А эмоции – это птица, которая вообще на землю не садится, только летает и иногда касается верхушек самых высоких деревьев.
– А Ирина Чащина сейчас взяла какую-то паузу?
– Она уже не вернется. Во-первых, у Иры были очень серьезные травмы. Во-вторых, Чащина, к сожалению, не выдержала конкуренции сначала с Кабаевой, а потом – с Капрановой, хотя у нее был зеленый свет, и мне очень хотелось, чтобы она победила, потому что Ира заслужила это своими годами усиленных тренировок и прекрасной программой. Но сдали нервы. Теперь она танцует в имперском балете у Гедиминаса Таранды и занимается своим фитнес-клубом.

Мне красавиц Бог посылает

– У вас девочки не только очень талантливые, но и все, как на подбор, красавицы.
– Мне их Бог посылает. У меня всегда были красивые дети. И когда я жила в Ташкенте, на мою команду все бегали смотреть, и сейчас. Я много раз хотела уйти из большого спорта. Когда Яна Батыршина стала серебряным призером Олимпийских игр, а Амина Зарипова заняла четвертое место, я сказала себе: "Все, заканчиваю!". Но тут ко мне пришли Наташа Липковская, Оля Барсукова и Алина Кабаева, и я осталась. Теперь у меня Оля Капранова и Вера Сесина – две звезды, две радости. А среди юниоров – Анджелина Джоли отдыхает – есть девочка Саша Ермакова, такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Так что мне опять на долгие годы вперед дорога на отдых заказана.

Дедов надо уважать

– Говорят, что у вас в команде существует "дедовщина"?
– Дедовщина в хорошем смысле этого слова – когда дедов надо уважать. Во всех религиях нужно почтительно относиться к родителям, старшим. У нас в команде это свято соблюдается. Одна моя приятельница, которая была сиротой, взяла в свой дом бабушку из деревни, даже не родственницу, чтобы ее дети видели, как надо относиться к взрослым. И я запомнила это на всю жизнь.
Сегодня у нас Ира Чащина и Алина Кабаева – первые, значит, им лучшие костюмы и все остальное. Завтра им на смену придут Капранова и Сесина, значит, все будет первым у них. И так маленькие учатся, что нужно уважать старших.
– Вы родились в Узбекистане, но характер у вас отнюдь не восточный. О его суровости ходят просто легенды.
– У меня разный характер. Женщина должна знать свое место, но и в обиду себя давать никогда нельзя. Курица вообще – слабое существо, но когда на ее цыплят несется собака, она бросается на защиту своих детей и всеми способами пытается их спасти.
Так и я всеми способами борюсь за то, чтобы моим детям было хорошо. Для меня нет разницы между моим сыном, которого я сама родила, и девочками, которых я со своими помощниками вырастила. Правильно говорят: "Не та мать, что родила, а та, что воспитала". Я хочу, чтобы мои дети были независимыми, имели хорошее образование, могли заработать себе на кусок хлеба и уходили из художественной гимнастики с квартирой и машиной. Они у меня занимаются языками, читают книги, посещают театры. Они должны знать все, но не позволять себе ничего.
– Кабаева в одном интервью, когда ее спросили, есть ли у нее враги, сказала, что даже если бы они и были, то Ирина Александровна их уничтожила бы.
– Врагов – да! Не знаю, уничтожу или сама помру, но брошусь – однозначно. Если они правы, то я за них горой встану. Но если виноваты мои дети, то они тоже получат по справедливости.
– А вы могли бы заняться еще какой-нибудь работой, кроме тренерской?
– У каждого в жизни своя дорога. Одни работают тренерами, другие – врачами, третьи молятся за них за всех. Главное – хорошо делать свое дело. У себя на тренировочной базе в Новогорске я на своем месте. Даже боюсь роптать и боюсь радоваться. Узбеки говорят: "Когда ты слишком расстроен или слишком счастлив – иди на кладбище, там тебе станет не сильно радостно и не сильно грустно".

Мой любимый зять Кортнев

– Правда, что вы сначала были против того, чтобы Амина Зарипова вышла замуж за солиста группы "Несчастный случай" Алексея Кортнева?
– Очень была против! Я сказала тогда, что артистов нам не надо, на что Амина мне заявила: "А я его люблю!"
Я несколько раз наблюдала их вместе и поняла, что она действительно его любит и что он хороший парень, во всяком случае, по отношению к ней. Это как мой дедушка, который играл на скрипке и был очень бедным. А бабушка выросла в очень богатой семье. И вот все ее родственники были против того, чтобы она выходила замуж за скрипача. А потом получилось, что мама моей бабушки жила с ними в одном доме и говорила, что это ее самый лучший зять. Вот и я тоже говорю, что мой самый лучший зять сегодня -Алексей Кортнев!

Не муж, а фантастика

– У вас просто какой-то фантастический муж. Рассказывают, что еще в советское время, когда вам негде было заниматься с девочками, он снял в питерской гостинице двухэтажный номер. Было такое?
– Было! Но не для девочек, а для меня, и не один, а два двухэтажных номера в гостинице "Прибалтийская". Это был самый бурный период нашего романа, а мы тогда еще не женаты были. В одних апартаментах нас поселить не могли. А мы вообще жили тогда в каких-то жутких гостиницах. Это сейчас накануне любых соревнований едет представитель от команды и проверяет условия, в которых предстоит жить детям.
И вот приезжаю я, мне дают ключи от номера. Захожу туда и превращаюсь в соляной столб -огромное двухэтажное помещение, все бархатное, вид из окна невероятный. А я в то время готовила Веру Шаталину к чемпионату СССР, и нам негде было тренироваться. Я решила заниматься в этом номере, благо, места было предостаточно. Муж, правда, переживал слегка, что мы поломаем что-то – Вера бросала там обручи. Но он тогда вообще был очень спокойный человек, белый и пушистый – просто прелесть!
– Еще рассказывают, что ваш муж назвал яхту вашим именем.
– Две: "Ирина" и "Ирина-2". Они – на Сардинии, где у нас есть дом. Недавно вернулась оттуда, отдыхала целую неделю – и это был самый большой отпуск в моей жизни. Очень люблю море, я его даже целую, когда приезжаю. Я чувствую, что оно вытаскивает из меня весь негатив, который накопился в Москве, и заряжает энергией.
– Ваши внуки, наверное, очень любят ходить к вам на работу – там столько девочек красивых:
– Это да, особенно старший, Данила, ему сейчас 6 лет. Младшему – Лене – 2 годика. Данила занимается мужской художественной гимнастикой, выступает на гала-концертах, танцует. У меня есть девочка одна потрясающей красоты, Юля Синицына, так вот недавно подходит он даже не к девочке, а к ее маме и целует в плечо. Она говорит: "Данил, ты чего?!" А он: "Вам разве не сказали, что я бабник?"

Раиса Вивчаренко.
Фото автора.
г.Москва.

СКАЗАНО
– Я помню, как во времена СССР, выезжая за рубеж на соревнования, мы доставали икру в баночках, чтобы продать ее и купить что-то на эти деньги, и рассказывали всем, что тренируемся три раза в неделю, а чемпионами становимся каким-то непонятным образом.
Народ сбегался к открытию чемоданов выезжавших за границу спортсменов. Это все страшно вспоминать!
И когда по ТВ начинается обливание страны грязью, я хочу спросить: "А вот паспорт за 200 грамм колбасы не хотите предъявить?" Потом переодеть платок и снова встать в очередь, чтобы взять еще порцию и накормить детей?

Просмотры: