Хрупкое искусство Алексея Зели

У жителей Владимирщины особое отношение к стеклу. В нашей области есть известный на всю страну завод по изготовлению хрустальной продукции. Может быть, поэтому все, что связано со стеклом,...

У жителей Владимирщины особое отношение к стеклу. В нашей области есть известный на всю страну завод по изготовлению хрустальной продукции. Может быть, поэтому все, что связано со стеклом, имеет какой-то особенный смысл.

А может быть, звенящее искусство имеет притягательную силу, и поэтому выставка изделий кварцевого стекла, проходящая в эти дни в Муромском историко-художественном музее, очень популярна у посетителей. На выставке "Волшебный мир стекла Алексея Зели" представлены работы художника в стиле стеклопластики.
Алексей Олегович говорит о себе, что воспитан в глубокой любви к родной природе. Зеля хотел стать ученым-биологом, поэтому после службы в армии поступил на биологический факультет Московского государственного университета. Но обстоятельства сложились так, что ему пришлось пойти рабочим-кварцедувом на Московский электроламповый завод. Этот этап в его жизни стал поворотным в судьбе. Кварц – особый вид стекла, имеет высшую степень прозрачности. Специальные свойства кварца и используются в изготовлении ламп. Со временем Зеля попробовал "вылепить" из стекла первый "неконвейерный" экземпляр.
Первые "стекляшки", как говорит о своих работах мастер, расходились на подарки. Оценив исключительность выдуваемой продукции, Зелю полностью перевели на "подарочную продукцию". Работы расходились в качестве подарков главам городов и иностранных государств, есть "зельское" стекло у Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерана и многих других известных лиц.
Собрав небольшую коллекцию своих работ, мастер стал выставляться. На первой же выставке в Москве стал лауреатом. Звание народного художника России он получил в 1993 году за мастерство и вклад в развитие декоративно-прикладного искусства.
До Зели цветной кварц не получал никто. Каждый новый цвет – особый сплав. По количеству произведенных опытов с Зелей мог бы тягаться разве что средневековый алхимик. Одно время кварцем увлеклась дочь художника. Но работать с таким стеклом, несмотря на кажущуюся невесомость и хрупкость этого материала, очень сложно. Приходится иметь дело с температурой в две тысячи градусов, и это оказалось не для женских рук. К тому же в легкие кварцедувов попадает много вредных веществ. В какой-то степени это определяет цену изделий из кварцевого стекла – 3-5 тысяч долларов.
И сам техпроцесс изготовления не прост. Например, важно одинаково владеть и левой, и правой рукой, чтобы скручивать одновременно с двух сторон расплавленную стеклянную заготовку. Даже небольшая деталь изделия выдувается отдельно и только потом соединяется.
Это самое чистое в мире стекло, но, чтобы заставить его плавиться и подчиняться рукам мастера, нужна огромная температура. Прикоснуться к фигурке нельзя: нужная форма достигается с помощью специальной палочки, кончик которой плавится, нанизывая рельеф на основной стержень. Кварцевое стекло застывает мгновенно, поэтому весь рабочий процесс проходит в пламени горелки.
В выставочном зале в Муроме, где экспонируется выставка, словно создан особый звенящий мир. Одинаковое восхищение испытываешь перед поганками и орхидеями, кактусами и розами, пнями, кораллами, рыбами. Надутые ветром паруса фрегатов, животные, птицы, нежные букеты – в каждой работе свое настроение, изделия настолько хрупки и изящны, что, кажется, их и в руки взять страшно. Для транспортировки работ по стране изготовлены специальные короба, трансформирующиеся в выставочные витрины. Однажды по пути в Старый Оскол машина попала в аварию и улетела в овраг. Но мастеру повезло, серьезно пострадали только четыре работы.
Эта выставка побывала в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее.

Людмила КУЗНЕЦОВА
Фото автора

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике