16+

Путь к пеликану

Преподаватель русского языка и литературы средней школы № 9 города Вязники Нина Леонидовна Заварыкина – в центре внимания СМИ. Совсем недавно не только Вязники, но и, без преувеличения, вся Владимирская область "болели" за эту женщину, представлявшую наш регион на всероссийском конкурсе "Учитель года России-2009".

Мы, конечно, желали победы нашей землячке, но блистательный итог ее выступления все равно стал приятной неожиданностью. Нина Леонидовна не только оказалась в числе 15 лучших педагогов, вышедших в финальную часть конкурса, но и уверенно заняла место в "звездной" пятерке, получив диплом победителя, золотой значок и хрустального "малого пеликана"! И хотя "Большой пеликан" отправился в Магнитогорск, успех учительницы из Вязников впечатляет.
Победа досталась непросто. Педагог-филолог во втором поколении, "учитель от Бога", по выражению коллег и руководителей, Нина Леонидовна далеко не сразу приняла решение участвовать в этом марафоне, последовательно проходя все этапы – от районного и областного до всероссийского. "Человек очень талантливый, она не кичится этим и даже считала, что не по всем параметрам соответствует тому, чтобы бороться за звание лучшего учителя", – рассказала директор школы № 9 Ольга Николаевна Балюк.
Сама победительница до сих пор еще не может окончательно прийти в себя после огромной нагрузки, которая выпала на ее долю в Москве. И даже цитирует Гиляровского, который когда-то метко заметил, что в театр не поступают, а попадают. Это в том смысле, что обычный учитель в таких конкурсах участвовать особенно-то и не стремится. Слишком отличается состязание, пусть и среди педагогов, от обычного каждодневного труда, в котором, собственно, и заключается главное предназначение педагога. Но коль уж взялся за гуж…
– Первая реакция по приезде в Москву была – страх, – рассказывает о своих впечатлениях Нина Заварыкина. – Поселили нас в гостинице "Измайлово". Все были в напряжении. Первый этап всероссийского конкурса оказался самым сложным. Требовалось выполнить четыре задания. Наиболее трудным из них стало проведение показательного урока и классного часа. Все проходило на базе Московской средней школы имени М.В.Ломоносова – одной из лучших в столице. Вопреки расхожему представлению, дети там оказались очень милые и добрые…
Для того, чтобы определить тему, участники тянули билет – как на экзамене. Учительнице из Вязников выпало проводить урок по пьесе М.Горького "На дне", рассуждая о рассказе Луки о праведной земле и уточняя позицию этого литературного персонажа, Заварыкиной удалось установить полный контакт с незнакомым классом. Она не зря славится умением слушать учеников и перестраивать ведение урока буквально на ходу в соответствии с логикой и пониманием своих воспитанников. Особенностью "образцового" урока было и то, что вместо обычных 45 минут по условиям конкурса он продолжался всего полчаса.
Еще сложнее (по выражению Нины Леонидовны, "страшнее") оказалось провести классный час. Его тему выбирали сами дети из заранее оговоренных 10 возможных. На подготовку учителю-конкурсанту оставалось всего… полторы-две минуты! Для Заварыкиной московские ученики выбрали такой вариант: "Умеем ли мы прощать. Все ли мы можем простить?" Педагог из Вязников сумела добиться от своих юных собеседников откровенности. В обмене мнениями она попыталась убедить учеников в необходимости умения прощать. И в качестве примера привела не цитату из классика, а случай из своей… судебной практики!
Дело в том, что, в отличие от своей мамы, Галины Ивановны Еремеевой, заслуженного учителя-филолога, Нина Леонидовна поначалу выбрала для себя профессию юриста. Для того, чтобы поступить на юрфак, требовалось иметь не менее двух лет стажа работы по специальности. Так и попала будущая учительница на должность секретаря Вязниковского районного суда (правда, потом юрфак бросила с первого же курса и поступила в педагогический). На классном часе в Москве Заварыкина рассказала, как когда-то в Вязниках рассматривалось уголовное дело об убийстве. Оказалось, что подсудимый по фамилии Фатьянов (однофамилец известного поэта) – человек непростой судьбы, от которого отказалась даже родная мать. И тогда дочери человека, в гибели которого обвиняли Фатьянова, зная, что никто из родни не посещает его в заключении, принесли убийце отца передачу из продуктов и прочих необходимых вещей!
Такая зарисовка из жизни проняла столичную молодежь едва не до слез. В итоге учитель и ученики пришли к общему выводу – простить можно очень многое. А жюри оценило подобный экспромт достаточно высоко.
А еще была "защита опыта", где конкурсант раскрывал свою концепцию преподавания; "родительское собрание" – где никаких родителей на самом деле не было, а все напоминало психологический тренинг по заданному сценарию.
Попав в число 15 лучших, Нина Заварыкина вышла во второй тур конкурса. Следующим этапом стало проведение мастер-класса. Для этого была предоставлена московская гимназия № 2013.
– Было просто завидно наблюдать, как и где учатся московские дети и работают столичные учителя, – рассказала Нина Леонидовна. – Там такие прекрасные возможности созданы для образовательного процесса, столько вкладывается средств, что в итоге это даже стало немного раздражать. Мы выполняем по сути ту же самую работу, но в других условиях и за совсем иное вознаграждение. Достаточно сказать, что зарплата учителей в Москве доходит до 60-80 тысяч рублей…
В мастер-классе от участника конкурса требовалось показать свою "фишку". Фирменным стилем "по-вязниковски" стало проведение урока с учениками 5-х и 6-х классов по анализу литературного произведения через иллюстрацию. В качестве примера использовалось одно из стихотворений Осипа Мандельштама, написанное в 1908 году:

Звук осторожный
и глухой
Плода, сорвавшегося
с древа,
Среди немолчного
напева
Глубокой тишины
лесной…

Правда, никаких пяти- и шестиклассников не было – в качестве таковых присутствовали лишь одни учителя. Им и пришлось рисовать свое восприятие поэтических строк. Зато потом, когда Нина Заварыкина выбирала лучший рисунок для пресловутого анализа, авторы отвергнутых работ надували губы, почти как дети!
В итоге мастер-класс прошел хорошо. От этапа к этапу напряжение не то чтобы спадало, но конкурсанты к нему привыкали, и им становилось психологически легче. Последним конкурсом 2-го тура стала дискуссия на тему самореализации детей, о том, как распознать и сохранить их таланты. Участники были разбиты по "пятеркам". По 5 минут каждому отводилось регламентом на выступление.
– Этот конкурс мне дался значительно легче, – считает Заварыкина. – Вообще, самые тяжелые испытания – когда остаешься с жюри один на один. В группе всегда работать проще.
После окончания второго тура Большое жюри должно было объявить пятерку лучших учителей России. Учительница из Вязников была уверена в том, что… не выиграет! И даже поспорила с коллегами об этом. Однако когда 3 октября в зале фундаментальной библиотеки МГУ начали оглашать список пяти участников, вышедших в 3-й заключительный тур конкурса, первой была названа фамилия Заварыкиной. И хотя сама Нина Леонидовна объясняет, что список зачитывался по алфавиту, поэтому и начали с нее, для вязниковцев, и вообще для всех владимирцев, она так и останется самой первой!
– После того, как называли фамилии финалистов, мы поднимались на сцену, – улыбается Нина Леонидовна. – Когда я вышла, коллеги из зала стали показывать мне жестами, что я им проспорила. С одной стороны, было удивление, а с другой – очень смешно, хотелось ответить, но нас снимало телевидение, и даже лишних жестов делать не полагалось.
Последним этапом стал "круглый стол" "образовательных политиков", в котором принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Похоже, обладатель "Большого пеликана" был предопределен заранее, так как явных фаворитов среди пяти лучших педагогов не было. В общем, итог – на совести Большого жюри, на выбор которого, скорее всего, повлияло множество факторов, в том числе и далеких от педагогики. Так или иначе, в дипломе Заварыкиной указано, что она является победителем Всероссийского конкурса "Учитель года России-2009>!
А потом была церемония награждения в "Форум Холле" и чаепитие с Президентом России Дмитрием Медведевым.
– Заранее нас попросили взять паспорта, чтобы предъявить охране президента, – рассказывает Нина Леонидовна. – Но в суете некоторые свои документы все-таки забыли. Тем не менее, оказалось, что нас настолько хорошо изучили, что сотрудники ФСО попросту знали каждого в лицо и пропустили всех. Перед началом приема, в котором участвовали 15 финалистов, мы обсуждали: вставать или не вставать при появлении Дмитрия Медведева? – поделилась своими впечатлениями Н.Заварыкина. – Пока думали, президент уже вошел – без всякой помпы, почти незаметно. Он – тоже работал преподавателем, умеет слушать, сразу улавливает суть разговора, и я воспринимала его больше как коллегу. Случайно или нет, но общение с первым лицом государства заняло ровно 45 минут – словно урок. Дмитрию Анатольевичу задавали много вопросов, он отвечал. Ни о чем его не спросили лишь я и абсолютная победительница Наталья Никифорова. Хотя на столе были разные сладости, от волнения почти никто ничего не ел. Чай, правда, пили. Я еще подумала – из пакетиков чай или нет? Зато присутствовавший министр Фурсенко, для которого подобные церемонии не в диковинку, спокойно ел пирожные…
6 октября, когда вернувшаяся накануне в родные Вязники Нина Леонидовна пришла на работу после двухнедельного отсутствия, преподаватели и ученики ее школы № 9 устроили ей торжественную встречу, которой сама победительница совершенно не ожидала.
– Для меня был важен сам процесс, – без ложной скромности поясняет Нина Заварыкина свои ощущения. – По природе я человек не соревновательный. Хотя, конечно же, участие в конкурсе такого уровня многое дало в профессиональном плане. Экстремальная ситуация всегда раскрывает способности человека. А мой "хрустальный пеликан" займет место в домашнем музее. Там уже есть наши вязниковские "хрустальные совы", так что теперь у меня – целый хрустальный птичник!

Николай ФРОЛОВ

Alma mater

Школа № 9 – всегда в "десятку"!

Средняя школа № 9 – одна из самых "молодых" в Вязниках, ей 27 лет. В ней 40 учебных кабинетов, два компьютерных класса, мобильный класс, два спортзала, мастерские, кабинет обслуживающего труда, бассейн, актовый зал, столовая, рядом на школьной территории – стадион, площадки для групповых занятий с детьми и площадка ГИБДД.
За свою сравнительно короткую историю коллектив школы добился впечатляющих успехов. Только за последние годы учреждение дважды признали лучшим в области, последний раз – в нынешнем 2009-м. Во многом это заслуга директора Ольги Николаевны Балюк, под руководством которой сегодня трудится 53 педагога, из которых 41 имеет высшую и первую категории.
– Узнав о победе Нины Заварыкиной, мы испытали чувство восторга, – рассказала директор. – Известие об этом пришло в то время, когда у нас только что закончился концерт в честь Дня учителя. Сразу же объявили обо всем по школьному радио. Дети кричали: "Ура!". Радовались все! А родители до сих пор звонят и поздравляют…
Впрочем, для школы № 9 успех Заварыкиной – лишь очередное подтверждение "марки". Представители "девятки" побеждают в областных конкурсах "Учитель года" уже в третий раз. Первой была преподавательница английского языка Нина Рэмовна Балкова в 1994 году, также участвовавшая во всероссийском этапе данного конкурса. Но в финал ей тогда попасть не удалось. Зато через два года учитель-историк школы № 9 Алексей Викторович Лебедев не только был признан лучшим педагогом области, но и уверенно стал лауреатом всероссийского конкурса "Учитель года России-1996>, как и Нина Заварыкина, войдя в пятерку лучших. Сегодня Лебедев радовался за коллегу, пожалуй, больше других, так как ему-то не понаслышке известны те испытания, через которые надо пройти для достижения подобных вершин.
– Мы очень горды достижением Нины Леонидовны. Она продолжает лучшие традиции нашей школы, – заявил Алексей Лебедев.
Алексей Викторович вспомнил о своих "столичных баталиях". Тогда, в 1996-м, все было намного проще. Из техники в помощь учителю имелись лишь телевизор и видеомагнитофон. Оказалось, что концентрическое изучение истории – передовой метод, который с успехом применяется и сегодня, тогда в Вязниках освоили раньше, чем педагоги в Москве. Это во многом и предопределило высокий результат Лебедева, который к тому же эффективно использовал свое знание практической археологии, выигрышно построив показательные уроки на темах славянских древностей. "Малых хрустальных пеликанов" тогда, правда, не давали, да и значок победителя был попроще, хотя тоже – из чистого золота. Зато вручалась денежная премия – в еще неденоминированных миллионах.
– Когда ехал в Москву, то считал, что, если не войду хотя бы в 15 лучших, возвращаться будет просто неудобно, – вспоминает Лебедев. – Тогда при оглашении пятерки мою фамилию тоже назвали почему-то первой, хотя по алфавиту она таковой не была. А "Большой хрустальный пеликан" в 1996-м уехал в Рязань…
Девятая школа славится и своей эстрадно-театральной студией "Курьез", организатором и режиссером-постановщиком которой является все та же Нина Заварыкина. Среди лучших педагогов школы – заслуженный учитель РФ математик Татьяна Балашева.
Целью воспитательной работы школы является развитие личности ребенка и подготовка к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры: Отечество, семью, культуру, здоровье. А своих целей учителя "девятки" привыкли добиваться…

Просмотры: