Трудоустройство молодежи. Технология поиска работы

Вы закончили профессиональное учебное заведение. Впереди - трудовая жизнь. И, конечно же, многие из вас мечтают об удачной карьере. Чтобы ваш поиск работы был эффективным, необходимо ответить на...

Вы закончили профессиональное учебное заведение.
Впереди – трудовая жизнь. И, конечно же,
многие из вас мечтают об удачной карьере.
Чтобы ваш поиск работы был эффективным, необходимо ответить на вопрос, какие пути и способы поиска работы существуют?

Способы активного поиска работы
Не так давно существовало распределение для выпускников профессиональных учебных заведений. Да и сегодня некоторые выпускники приходят в службу занятости с предположением, что там им предоставят желаемую работу. В службе занятости, безусловно, помогут, однако ваши шансы получить хорошую работу существенно повысятся, если вы используете разные способы поиска. Вот некоторые из них.
Обращение в службу занятости за информацией о состоянии рынка труда, имеющихся вакансиях; возможностях дополнительной профессиональной подготовки; о наличии специальных программ содействия занятости молодежи.
Обращение в частные агентства (бюро, центры и т. п.), содействующие трудоустройству.
Привлечение друзей, родственников, знакомых для поиска вариантов занятости. Составьте как можно более подробный список людей, которые смогут стать вашими помощниками в поиске работы. Не забудьте при этом включить ваших преподавателей, однокурсников, руководителей вашей производственной практики, соседей по даче и месту жительства, и т.п. Обращайтесь к своим знакомым с к о н к р е т н о й просьбой – указывайте желаемую профессию, зарплату, место, условия, график работы.
Просмотр периодической печати с объявлениями о вакансиях; регулярное знакомство с информацией о вакансиях по радио, телевидению, на различных информационных стендах. Для того чтобы правильно отреагировать на информацию о вакансии, необходимо тщательно проанализировать объявление.
Просмотр всех информационных сообщений об организациях и предприятиях, о появлении новых услуг, подразделений, видов деятельности. Сообщения в СМИ о расширении, реорганизации или создании новых производственных структур свидетельствуют о создании новых рабочих мест и о стабильности данного предприятия. Реклама услуг или товаров может дать информацию о профиле фирмы. Кроме того, если у организации есть средства на рекламу, значит организация устойчивая и в ней могут быть вакансии.
Работа со списками предприятий, которые вы сможете найти в службе занятости, органах статистики, справочниках или телефонных книгах, позволит вам существенно расширить зону поиска, подскажет новые, ранее не использованные варианты.
Поисковые обращения лично к руководителям интересующих вас предприятий и организаций. Поисковый визит может осуществляться наудачу с целью сбора информации о предприятии или по предварительной договоренности по телефону. В любом случае следует подготовиться к такому визиту.
Обращение в управленческие структуры позволит вам получить информацию о потребности в кадрах в соответствующем ведомстве. Например, если вы врач, обратитесь в управление, либо департамент здравоохранения. Если учитель – в управление/департамент образования.
Письменные обращения в организации с информацией о своих профессиональных знаниях, умениях и навыках с использованием презентационных документов: профессионального резюме, сопроводительного письма, объявления.
Подготовка и размещение собственного объявления о поиске работы. Сегодня это считается нормой. Укажите в объявлении пол, возраст, образование, профессию, дополнительные навыки (например, владение навыками ПК (Word, Excel); какую работу (по какой профессии) вы ищите; телефон.
Прохождение стажировки или бесплатное выполнение работ во время производственной практики, студенческих каникул или другое свободное время с целью приобретения профессионального опыта, более подробного знакомства с организацией и дальнейшего трудоустройства.
Устройство на работу с помощью системы ИНТЕРНЕТ относится к числу наиболее современных технологий. К тому же, если речь идет о подборе кадров на работу, где используются высокие технологии, сам факт того, что кандидат нашел работодателя через Интернет, смог заполнить анкету, связаться по электронной почте, представить резюме в нужном формате – уже свидетельствует в его пользу и может рассматриваться как прохождение своеобразного теста.

Профессиональное резюме
Наиболее часто используемым документом для предварительного знакомства с кандидатом на работу является профессиональное резюме. Составление резюме позволяет "собраться с мыслями" и упорядочить представление о себе как специалисте, своих достоинствах, профессиональном опыте, целях и перспективах.
Помните, что на просмотр резюме должно затрачиваться не более 2 минут, поэтому следует тщательно подобрать информацию, сгруппировать и структурировать ее на 1-2 страницах, выделив шрифтом или подчеркиванием наиболее важные места. Профессиональное резюме – это ваш способ представить себя, поэтому нет строгих требований к его структуре. Однако опыт показывает, что есть универсальные блоки, которые ожидают увидеть руководители:
– Заголовок (ФИО).
– Основные личные данные (адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение).
– Цель в поиске работы (что вы хотите делать, на что претендуете, каких условий добиваетесь).
– Образование (уровень образования, полное название учебного заведения, которое закончили, полученная квалификация). Можно добавить отметки и награды, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют вашей цели, отметить участие в исследовательских или каких-либо других работах, связанных с учебой.
– Опыт работы (с указанием дат, мест работы, основных должностей и обязанностей). Для выпускников рекомендуется указывать опыт, приобретенный во время прохождения стажировки, практики.
– Дополнительная информация:
-сведения об общественной деятельности;
-упоминание о хобби (если оно имеет отношение к работе или если его можно счесть достаточно серьезным личным достижением);
-сообщение о военной службе;
-указание готовности к разъездам, смене места жительства;
-указание готовности к работе с ненормированным рабочим днем;
-сведения о рекомендациях.
Существует несколько основных принципов, повышающих привлекательность резюме:
– энергичные глаголы, указывающие на вашу активность: сделал, получил, освоил рабочее место…, оказывал помощь, участвовал в…; позитивные формулировки;
– конкретность (указание точных и конкретных целей);
– избирательность (соответствие представленной информации целям резюме);
– честность (включение в резюме правдивой информации при правильно расставленных акцентах);
– краткость.
Заранее побеспокойтесь о рекомендателях, которые могут дать хороший отзыв о вас. Добившись их согласия, укажите их адреса и телефоны в резюме. Это облегчит работодателю контакт с вашими рекомендателями.

Образец резюме
Иванова Елена Ивановна
Адрес: г. Владимир, 600000, ул . Гагарина,
д. 1, кв. 1
Телефон: 25-55-55
Дата и место рождения: 26 марта 1984 года,
г. Владимир
Семейное положение: Не замужем
Цель: Получение должности учителя физики
Образование: Высшее педагогическое. 2002 – 2006. Закончила Владимирский государственный педагогический университет по специальности "физика и математика". Присвоена квалификация "учитель физики и математики"
Опыт работы:
2003-2006. Проходила педагогическую практику в школе № 00 г. Владимира:
– освоила методику написания психологической характеристики ученика;
– освоила методику анализа урока;
Проходила педагогическую практику в школе № 00 г. Владимира:
– преподавала уроки физики в 7 классе;
– освоила методику преподавания уроков физики;
– приобрела навыки оформления школьных документов (журналов, дневников и т.д.);
– самостоятельно организовывала планирование уроков и их реализацию.
Проходила практику в школе №00 г. Владимира:
– вела уроки физики в 7,8,9 классах;
– вела уроки математики в 6 классе;
– освоила методику проведения внеклассных мероприятий для учащихся 10-х классов;
– организовывала внеклассные мероприятия со школьниками (экскурсии, походы и т. д.);
– проводила работу с родителями.
Дополнительная информация:
Уверенный пользователь ПЭВМ (программы Word, Exel).
Энергична, коммуникабельна, настойчива в достижении требуемых результатов
Дата:

Телефонный звонок по рекламируемой вакансии
Телефонные звонки по объявлениям о вакансиях придется делать постоянно. Вот несколько советов, которые соискатели могут использовать при подготовке к телефонному разговору.
Перед тем, как позвонить:
– необходимо иметь перед собой рекламное объявление;
– подчеркните или пометьте:
а) имя человека, с которым вы хотите поговорить, или название отдела – например, отдел кадров;
б) название вакансии, которой вы заинтересовались;
в) все вопросы, которые вы хотите задать.
Имейте наготове ручку и бумагу на случай, если потребуется что-либо записать.
Подумайте о том, что вы можете предложить работодателю, и будьте готовы ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему Вы заинтересовались этой вакансией.
Подумайте о том, что вы будете говорить. Имейте наготове экземпляр резюме (или автобиографии).
Разговор по телефону
– Поздоровайтесь.
– Попросите соединить с сотрудником или отделом, с которыми вы хотите связаться.
– Говорите четко и назовите свое имя, а также уточните, какой работой вы интересуетесь. (Например: "Я звоню по поводу работы бухгалтером на Вашем предприятии".)
– Будьте готовы ответить на любые вопросы, которые вам может задать наниматель. Не бойтесь попросить что-то повторить, если не поняли с первого раза.
– Если вам предлагают прийти на собеседование, пометьте себе день, время, место и имя человека, с которым вам предстоит встретиться. Спросите, можно ли перезвонить, чтобы подтвердить встречу. Прочтите записанное собеседнику, чтобы проверить, правильно ли вы все поняли.
– Если место уже занято, поинтересуйтесь, можно ли надеяться на появление вакансий в будущем. Спросите, можно ли позвонить еще раз через несколько недель. Выясните, можно ли послать резюме на тот случай, если место неожиданно появится.
– Поблагодарите сотрудника фирмы за потраченное время.

Подготовка к собеседованию
Собеседование является достаточно распространенным методом при приёме на работу или учёбу и предполагает прежде всего выяснение информации о кандидате в ходе личного контакта. Помимо собственно беседы при оценке кандидата могут быть использованы: анализ представленных документов, отзывов и рекомендаций, образцов работ, тестирование способностей, личных качеств, знаний, умений, профессиональной компетентности.
Если вам предстоит собеседование, рекомендуем предварительно проделать следующие шаги.
Уточнение целей
Отправляясь на собеседование, прежде всего уточните собственные цели – чего вы хотите достичь в ходе собеседования.
Фокусирование своих сильных сторон
Человек является товаром на рынке труда. И если отвлечься от необычности и даже некоторой резкости такой постановки вопроса, то мы сможем мыслить рыночными категориями, а это значит, что надо подумать о том, что ценного для покупающей стороны мы можем предложить, какими качествами, навыками обладаем.
Фокусируя свои сильные стороны, вы должны оценить их с точки зрения полезности для удовлетворения потребностей предприятия, где вы собираетесь работать. В свою очередь, чтобы такая оценка была более реалистичной, следует "провести разведку" с целью сбора явной и скрытой информации о требованиях к кандидатам со стороны предприятия и его руководителя
Сбор информации о предприятии
Хорошо подобранная информация позволит вам оценить соответствие собственных данных, претензий и возможностей с требованиями и особенностями предприятия и его руководителя. Полученную информацию можно также использовать для подготовки к ответам на вопросы, формулирования собственных вопросов к руководителю. Подготавливаясь к собеседованию, важно помнить, что не только вас выбирают, но и вы выбираете.
Основными источниками получения информации о предприятии являются:
– Публикации в средствах массовой информации.
– Радио и телепередачи.
– Знакомые, которые работают (работали) или имеют близких знакомых, работающих на соответствующем предприятии или организации.
– Буклеты, проспекты, специальные издания о предприятии (организации).
– Информационные стенды, объявления и другая информация, вывешиваемая около или внутри предприятия (организации).

Подготовка документов
Ваша позиция во время собеседования будет существенно усилена, если вы заранее подготовите документы, подтверждающие достоверность предоставленной вами информации: рекомендательные письма, профессиональное резюме, автобиография, наградные документы (дипломы, грамоты, благодарности), документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование, дополнительные умения; образцы ваших работ (рефераты, отчёты, поделки или их фотографии).
Подготовка к испытаниям при приёме на работу
В последнее время на российских предприятиях при приеме на работу всё более распространённым становится использование различных видов испытаний: тестирование, деловые игры, выполнение специальных заданий.
Подготовка к ответам на вопросы
Если вы заранее продумаете ответы на весьма вероятные вопросы и будете готовы ответить на самые сложные из них, то уровень вашей уверенности в ходе беседы существенно повысится.

Типичные вопросы на собеседовании с работодателем
– Есть ли у вас опыт работы?
Не спешите давать отрицательный ответ, помните, ваш опыт работы – это производственная и преддипломная практика или стажировка (подробно и уверенно расскажите о том, чем вы занимались в этот период).
Например:
* Проходила стажировку в качестве бухгалтера на базе ОАО "Техника".
* Выполняла работу на различных участках бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей).
* Проводила расчеты с поставщиками и заказчиками.
* Составляла отчетные калькуляции себестоимости продукции, работ.
* Проводила перечисление платежей, начисление заработной платы.
– Чем вы занимались на последнем месте работы?
Расскажите, чем вы занимались на предыдущем месте работы, сделав особый упор на следующем:
– Навыки и умения, которые были необходимы вам на предыдущем месте работы.
– Используемые машины и оборудование.
– Что входило в ваши обязанности.
– Люди, с которыми вы работали.
– Обязанности, имеющие непосредственное отношение к работе, которую вы хотите получить.
– Почему вы ушли с предыдущей работы?
Люди уходят с работы по многим причинам. Укажите только те из них, которые характеризуют вас с положительной стороны. Избегайте таких, как разногласие с начальством, или конфликты.
Типичные причины:
– Работа временная (сезонная), истёк срок контракта (договора).
– Это была работа с неполным рабочим днём, рабочей неделей.
– Фирма закрылась.
– Произошло сокращение штатов.
– Должность (не вас) сократили.
– Зарплата была недостаточной.
– Приходилось слишком далеко ездить, было слишком много сверхурочной работы.
– Вы решили изменить сферу трудовой деятельности, карьеру.
– Хотите работать по специальности.
Если вы ушли с работы по состоянию здоровья, упомяните об этом кратко и обязательно укажите, что сейчас состояние вашего здоровья улучшилось и вы можете выполнять ту работу, на которую претендуете.
– Приходилось ли вам заниматься работой такого типа раньше?
– Во всех случаях постарайтесь ответить: "ДА".
– Опишите имеющийся у вас опыт и реальную способность выполнять эту работу. У вас мало опыта в работе – не унывайте. Упомяните связанный с этой работой опыт, другой опыт профессиональной деятельности, вашу квалификацию и подготовку, интересы, увлечения и личные качества, соответствующие характеру работы. Сообщите, насколько быстро вы можете обучиться профессии и с каким энтузиазмом вы настроены на её выполнение.
Скажем, вы хотите получить работу секретаря, но никогда не работали в офисе. Следует упомянуть работу с документами, которую вам приходилось выполнять, например, операции с технологической документацией. Сообщите о владении иностранными языками, машинописью, познаниях в математике, опыте работы с цифрами. Работодатель примет во внимание навыки канцелярской работы, знакомство с копировальной техникой, умение пользоваться компьютером. Подчеркните, что для вас характерны хорошие отношения с людьми, быстрое усвоение нового; можете отметить, что вы всегда хотели заняться канцелярской работой, с нетерпением ожидаете возможности приступить к ней и будете всегда работать добросовестно.
– С какими машинами и оборудованием вам приходилось работать?
Большинство видов работы предполагает использование в какой-либо форме машин или оборудования и управление ими.
– Упомяните имеющийся у вас опыт работы с оборудованием, который может быть использован в той работе, на которую вы претендуете.
– Опишите опыт использования других видов машин, с которыми вы знакомы.
– Назовите имеющиеся у вас дипломы и свидетельства о специальной подготовке в области использования машин и оборудования.
– Не забудьте указать те виды оборудования, которые имеют отношение к вашим личным интересам.
– Что вы знаете об этой компании, организации?
Важно получить подробную информацию о компании, перед тем как идти на собеседование, например, продукция, обслуживание, режим работы, чтобы вы могли ответить на подобные вопросы. При подготовке к ответу на данный и следующий вопрос вам может помочь выполнение заданий к теме "Собеседование".
– Почему вы хотите работать именно здесь?
Работодатели хотят услышать от вас положительные причины, позволяющие предположить, что вы скорее всего останетесь работать в фирме, если получите работу.
Ответ на этот вопрос даёт вам возможность показать, что вы не поленились выяснить всё о предприятии, на которое хотите трудоустроиться.
– Упомяните о хорошей репутации фирмы как работодателя, её репутации как перспективной организации.
– Укажите, что фирма занимается той работой, в которой вы всегда были заинтересованы.
– Упомяните, что эта работа кажется вам интересной и идеальной для вас.
– Что вы можете нам предложить?
Опыт, имеющий отношение к работе. Компетентность, энтузиазм, энергию и лояльность.
– На какую зарплату вы рассчитываете?
Обычно вам сообщают точные размеры зарплаты или её пределы. Иногда, впрочем, можно вести переговоры о размере будущей зарплаты.
Рекомендации:
– Избегайте точного указания каких-либо цифр.
– Перед собеседованием можно выяснить уровень оплаты труда сотрудников, выполняющих аналогичную работу, у вас будет больше возможностей вести переговоры. ("Меня устроит средняя заработная плата, которые получают сотрудники на вашем предприятии").
– Почему мы должны принять на работу именно вас?
Будьте готовы быстро ответить на этот вопрос. Если вы нечётко представляете причины, по которым желаете получить именно эту работу, не рассчитывайте на скорый положительный ответ. Быстро перечислите ваши положительные характеристики, даже если при этом придётся повторить то, что вы уже сказали.
Укажите:
– свою квалификацию,
– предшествующий опыт,
– интересы.
Убедите собеседника, что вы:
– трудолюбивы,
– надёжны,
– способны выполнять все требования, которые предъявляются к соискателю этой работы и другие условия.
– Как у вас со здоровьем?
Собеседник хочет убедиться, что:
– Вы достаточно здоровы, чтобы выполнять работу, на которую претендуете.
– Состояние вашего здоровья вообще хорошее.
– Всегда утверждайте, что ваше здоровье вполне годится для этой работы и в целом тоже хорошее.
– Каковы ваши сильные стороны?
Это ещё одна возможность с положительной стороны перечислить все ваши сильные качества, имеющие отношение к будущей работе:
– навыки, опыт, интересы, энтузиазм, надёжность, эффективность деятельности,
– умение ладить с людьми.
– Каковы ваши слабые стороны?
Не помогайте работодателю отвергнуть вашу кандидатуру – не признавайте за собой слабостей.
Ответьте приблизительно так: "Я имею достаточную профессиональную подготовку, чтобы выполнять работу, на которую претендую".
– Расскажите немного о себе.
Этот открытый вопрос предполагает, что вы расскажете работодателю о своей личной жизни.
Вначале спросите работодателя, хочет ли он говорить о вашей карьере или о вашей личной и общественной жизни.
Если работодатель заинтересован в вашей карьере, сосредоточьтесь на обсуждении последних лет (предполагается, что в этот период вы приобрели большую часть вашего опыта). Если же работодатель хочет говорить о вашей личной и общественной жизни, то вы должны:
– Показать, что у вас есть интересы за пределами профессиональной деятельности.
– Подчеркнуть эффективную взаимосвязь между вашими интересами и профессиональными навыками.
– Попытаться укрепить контакт с собеседником, коснувшись предмета, представляющего взаимный интерес.
– Убедить собеседника в том, что ваши семейные обязательства нормальны и надёжны.
Можете упомянуть:
– интересы, хобби, занятия спортом, проведение досуга;
– клубы и организации, в которых состоите;
– ответственные посты, которые занимали;
– краткое жизнеописание – где родились и воспитывались, где учились и работали, военная служба:
– ваша семья;
– опыт работы.
– Не слишком ли вы молоды для этой работы?
Если вы молоды, сделайте ударение на положительные стороны приёма на работу людей вашего возраста:
– Вы планируете длительное время оставаться на этой работе.
– Вы хотите доказать свои способности.
– Вы полны желания работать, энтузиазма.
– Вы легко обучаемы.
– Ваши физические способности достигли своего пика.
– Вы легко адаптируетесь к переменам, готовы к переездам, командировкам.
– У вас нет вредных профессиональных привычек.
– Чем вы занимались, когда у вас не было работы?
Ваш ответ не должен произвести впечатления пустого времяпрепровождения в период безработицы.
Расскажите об активном поиске работы, о членстве в клубе ищущих работу. Если вы участвовали в общественной работе, повышали квалификацию, ухаживали за родственниками, что-либо строили или ремонтировали, упомяните об этом.
– Когда вы можете приступить к работе?
Не колеблясь, отвечайте: "Как можно скорее" или "Когда будет нужно". Обсуждать все детали надо после того, как вы получили работу. При необходимости всегда можно договориться с работодателем о переносе даты начала работы.
– Есть ли у вас какие-либо вопросы?
Зачастую этот вопрос задают только из вежливости. Если работодатель справился со своей задачей, он рассказал вам все, что вам нужно знать о вашей работе. В этом случае можно ограничиться комплиментом: "Нет, спасибо. Вы полностью описали мне работу. Я хотел бы как можно скорей приступить к ней".
Если работодатель упустил какие-то детали, задайте один-два вопроса.
Не спрашивайте о частностях: о распорядке рабочего дня, социальном обслуживании – такие вопросы воспринимаются как свидетельство ваших сомнений в необходимости трудоустроиться в данной организации. Подобные вопросы более корректно задать, уже приступив к работе.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике