16+

Князь Владимир Святой (Красно Солнышко) по молодости был “неустойчив в быту”

Накануне открытия во Владимире памятника основателю города в редакции "Призыва" раздалось несколько звонков. Читатели интересовались, кто такой князь Владимир Красно Солнышко – это Владимир Святой или Владимир Мономах, действительно ли он основал наш город, каким он был в жизни? Мы постарались найти ответы на эти вопросы.

– В одних статьях приходилось встречать утверждение, что Владимир был основан князем Владимиром Красно Солнышко, в других – Владимиром Мономахом. Кому верить?
Владимир ЕЛЕНИН, г.Владимир.

– Владимир был основан князем Владимиром Красно Солнышко. Он же – Владимир Святой, он же – Владимир Креститель (это при нем, согласно канонической версии, в 988 году Русь приняла христианство). Это доказали еще дореволюционные учёные. Ещё до принятия христианства князь Владимир завоевал этот богатый земледельческий район.
О том, что город основали выходцы из Киева, говорят и киевские топонимы Ирпень, Лыбедь, Почайна. Если бы город основывал Мономах, логичнее было бы ожидать переяславских названий, т.к. до 1113 года Владимир Мономах был переяславским князем.
Дискуссии о том, кто все же основал Владимир, возникли вновь в советский период. Причина была вполне понятной -иметь город, основанный Крестителем Руси, для атеистического государства было ни к чему. Но поскольку веских аргументов версии о построении города Мономахом не было, прихолось прибегать к некорректным приемам. Замалчивались или недобросовестно цитировались известные по этому поводу тексты. А совпадение имен Владимира Святославовича и Владимира Всеволодовича Мономаха внешне делало эту подмену для большинства людей незаметной.

– Я слышала, что князь Владимир был, как бы это выразиться, "не очень устойчив в быту". Но, тем не менее, стал святым. Так ли это?
Елена САЛОВА, г.Владимир.

Князь Владимир Святославович Красно Солнышко, сын Святослава Игоревича, родился в 948 году, умер в 1015 году. По свидетельству летописи, Владимир был бастардом Святослава от ключницы Малуши, которая была рабыней жены Святослава – Ольги.
В 969 году Владимир вместе с с дядей Добрыней отправился княжить в Новгород. Но поскольку Владимир был еще мал, то всеми делами распоряжался Добрыня. Он стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода. Тот спросил у дочери: "Хочешь пойти за Владимира?", та отвечала: "Не хочу разуть робичича (раба – авт.)". Владимир разгневался и пожаловался дяде. Тот собрал воинов и пошел на Полоцк, захватил Рогволода с женой и дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек ее рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах отца и матери. Тем не менее, Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава.
После ряда междоусобиц в 980 году Владимир стал киевским князем. Ему на помощь пришёл воевода его брата Ярополка Блуд. Ярополка хитростью заманили в отчий терем и убили.
Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме за теремным двором кумиров языческих богов. У Владимира было несколько жен и среди прочих – вдова Ярополка, гречанка, бывшая прежде монахиней. Кроме Рогнеды и гречанки Владимир имел еще трех законных жен и, согласно летописям, 800 наложниц, а также многочисленные романы с замужними женщинами и девушками.
В 986 году в Киев прибыли посольства, агитировавшие князя отказаться от языческой "веры предков" и обратиться в мусульманство, католицизм, иудейство или православие. Князь выбрал православие и уже собрался креститься. Но в 988 году у него случилась война с греками. Но вскоре был заключен мир, и князь, окрестившись, взял в жены византийскую царевну Анну.
От шести жен у него было 12 сыновей, и всех он рассадил по городам, дав каждому свой удел. В Киеве, призвав греческих мастеров, Владимир поставил церковь Пресвятой Богородицы.
Церковь, учитывая его заслуги в крещении Руси, канонизировала Владимира.

– А почему князя Владимира прозвали Красным Солнышком?
Михаил ИВАНОВ, г.Владимир.

В 966 году, после чудесного спасения от печенегов, князь устроил великий пир. Созвано было на него, кроме бояр, посадников и старейшин, еще и людей множество из разных городов. И так стал Владимир поступать постоянно, собирая по праздникам в своем дворце чуть не весь город. Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно. Вот за то, что князь в своей практике умело использовал принцип римских цезарей "хлеба и зрелищ", он и получил своё прозвище.

Подготовил Владимир КРЫЛОВ.
Рисунок из архива редакции.

Просмотры: